- соблюдать требования предупреждения
аварий, связанных с обращением
с отходами, и принимать неотложные
меры по их ликвидации;
- в случае возникновения или
угрозы аварий, связанных с обращением
с отходами, которые наносят или
могут нанести ущерб окружающей
природной среде, здоровью или
имуществу физических лиц либо
имуществу юридических лиц, немедленно
информировать об этом федеральные
органы исполнительной власти
в области обращения с отходами,
органы исполнительной власти
субъектов РФ, органы местного
самоуправления.
Необходимо учитывать, что в соответствии
со ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических
требований при планировании, технико-экономическом
обосновании проектов, проектировании,
размещении, строительстве, реконструкции,
вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий,
сооружений или иных объектов влечет наложение
административного штрафа на граждан
в размере от трех до пяти минимальных
размеров оплаты труда; на должностных
лиц - от пяти до десяти минимальных размеров
оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти
до ста минимальных размеров оплаты труда
(КоАП РФ).
6. Организационные и
экономические методы охраны земель.
Различают правовые, экономические,
землеустроительные и иные методы охраны
земель. Правовые
предполагают, прежде всего, разработку
природоохранного законодательства и
системы экологических нормативов, обязательных
для всех землепользователей.
Экономические методы включают, в частности, денежное возмещение
за ущерб, наносимый сельскохозяйственным
и лесным угодьям, их изъятие для нужд
промышленности и других, отраслей народного
хозяйства. Уже принятые меры в этой области
привели в последние годы к сокращению
отводов пашни в три раза. По действующему
законодательству предприятия, наносящие
вред природной среде, обязаны осуществлять
полную компенсацию ущерба.
Землеустроительные методы охраны
земель направлены на (упорядочение землевладения
и землепользования, обоснование общей
программы земельноохранных действий
и оздоровление определенных территорий.
Агроэкологическая дифференциация и рациональная
организация использования земель, разработанные
в схемах и проектах землеустройства,
служат исходной базой для выбора эффективных
путей охраны ландшафта, выделения различных
по режимам использования охранных зон
и территорий.
Инженерно-технологические методы предусматривают
широкий набор мероприятий — от строительства
гидротехнических сооружений, посадки
лесных насаждений до внедрения почво-
и водосберегающих приемов возделывания
сельскохозяйственных культур.
Биологические методы охраны земель в значительной мере ориентированы
на расширенное воспроизводство органической
части почвы. От содержания гумуса в почве
зависит ее способность удерживать влагу,
обеспечивать растения питательными веществами,
создавать благоприятные условия для
жизнедеятельности микроорганизмов, противостоять
воздействию внешней среды. По экспертным
оценкам, сейчас лишь около половины ежегодных
потерь гумуса восполняется вносимыми
органическими удобрениями. Поэтому нужен
скорейший переход от дефицитного к ресурсосберегающему
земледелию.
ПРАВОВЫЕ
И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ
Охрана земель включает систему
правовых, организационных, экономических
и других мероприятий. Они разнообразны
и осуществляются различными субъектами.
Одно из важнейших средств охраны
земель и обеспечения их рационального
использования является землеустройство. Это система мероприятий по изучению
состояния земель, планированию, рациональному
использованию и их охране, образованию
новых и упорядочению существующих объектов
землеустройства.
Значение
землеустройства:
– оно находимо для информационного
обеспечения, планирования и иных функций
охраны земель;
– оно обязательно в случаях
выявления нарушенных земель, земель подверженных
ветровой и водной эрозии, селям, подтоплениям,
заболачиванию, вторичному засолению,
иссушению, уплотнению, загрязнению отходами
производства и потребления, радиоактивными
и химическими веществами, заражению опасными
биологическими веществами и другим негативным
воздействиям, при проведении мероприятий
по восстановлению и консервации земель,
рекультивации нарушенных земель и их
защите от перечисленных выше процессов
и в ряде других случаев;
– оно осуществляется по юридическим
основаниям;
– оно проводится в соответствии
с землеустроительной документацией.
Землеустройство включает изучение
состояния земель, их оценку и инвентаризацию,
для проведения которых требуются почвенные,
геоботанические и иные обследования.
Цели
землеустройства:
– организация рационального
использования гражданами и юридическими
лицами земельных участков в сельскохозяйственном
производстве;
– охрана земель, организация
территорий, используемых общинами коренных
малочисленных народов Севера, Сибири
и Дальнего Востока и лицами, относящимися
к этим народам, для обеспечения их традиционного
образа жизни.
Важным инструментом охраны
земель является консервация
земель. В российской практике это
средство чаще используется в целях предотвращения
деградации земель, восстановления плодородия
почв и загрязненных территорий, чем для
планомерной и массовой работы по постепенному
улучшению экологической ситуации, для
восстановления ареалов обитания объектов
животного мира и иных экологических показателей
качества земель путем предоставления
ей «отдыха», как это предусмотрено в программах
ЕС.
Российским законодательством
установлен широкий спектр
ограничений и запретов, мер юридической
ответственности за их нарушение (запрет производства
и реализации сельскохозяйственной продукции
на землях, подвергшихся радиоактивному
и химическому загрязнению; особые условия
использования земельных участков и режима
хозяйственной деятельности в охранных
и санитарно-защитных зонах и др.).
В ЗК РФ предусмотрены
важные правовые меры по охране земель. Это:
– возложение обязанностей на
субъектов землепользования;
– экспертная деятельность, т. е. проведение не только государственной
или общественной экологических экспертиз,
но и почвенных, геоботанических, агрохимических
и иных обследований;
– установление системы нормативов, в том числе по внесению в почвы химических
веществ;
– общее требование о снятии плодородного слоя почвы при
проведении строительных, геологоразведочных
и других работ.
Что касается конкретно
экономического метода.
Согласно ст. 105 ЗК
РФ экономическое стимулирование
охраны земель направлено на
повышение заинтересованности собственников,
владельцев, пользователей и арендаторов
земельных участков в сохранении
и повышении плодородия почв,
защите земель от негативных
последствий производственной деятельности.
Экономическое стимулирование
охраны земель включает:
выделение и использование средств из
федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации, местных бюджетов,
а также средств, поступающих в порядке
штрафов и из иных источников, на восстановление
плодородия почв, проведение агротехнических,
лесомелиоративных и иных почвозащитных
мероприятий благоустройство территорий
поселений, развитие федеральной и межпоселковой
инженерно-транспортной инфраструктуры
в соответствии с федеральными, региональными
и местными программами;
освобождение от платы за земельные участки,
находящиеся в стадии сельскохозяйственного
освоения, на период, предусмотренный
проектом производства работ, а также
занятые противоэрозионными, пастбищезащитными
и полезащитными лесонасаждениями;
компенсацию убытков, причиненных снижением
доходов в результате временной консервации
земель, нарушения использования земель
вследствие стихийных бедствий, передачи
земель под государственные и муниципальные
защитные лесные насаждения и иные природоохранные
объекты.
Допускается полная
или частичная компенсация собственникам,
владельцам, пользователям и арендаторам
земельных участков произведенных
ими затрат на использование
и охрану земель, повышение плодородия
почв. Она производится за счет
средств федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации,
местных бюджетов в соответствии
с федеральными, региональными и
местными программами.
Экономическое стимулирование
собственников земли, землевладельцев,
землепользователей и арендаторов
за рациональное использование
и охрану земель следует понимать
как побуждение к активным
действиям и как поощрение
за уже достигнутые результаты.
Необходимость экономического
стимулирования предусматривается
не для всяких хозяйственных
мер землепользователя, направленных
на охрану, защиту и воспроизводство
плодородия почв, а только таких,
которые имеют непреходящее значение.
Например, нет необходимости специально
поощрять меры пользователя земли
по удобрению почв, которые являются
обычными и повседневными стандартными
приемами агротехники в данной
местности. Точно так же нельзя
ставить ему в заслугу меры
по борьбе с сорняками. Появление
определенных видов сорняков на полях
– это, безусловно, одно из «негативных
последствий» плохой обработки почвы,
о котором говорится в ст. 105, но на эти
случаи ст. 105 не распространяется, так
как нельзя смешивать текущие и капитальные
работы по охране и улучшению земель. За
непринятие мер по устранению сорняков
предусматривается, как известно, административная
ответственность, но это уже не экономическое,
а принудительное стимулирование.
Земельный Кодекс
содержит ряд независимых друг
от друга групп условий, наличие
которых дает право пользователям
земли на получение финансовой
поддержки за счет госбюджета.
Эти условия следующие:
1) необходимость восстановления
земель, нарушенных не по вине
пользователей земли, за счет
госбюджета. Здесь подразумевается
прежде всего рекультивация земель, ранее
временно предоставленных горным предприятиям,
изыскательским партиям и другим пользователям.
Но средства для рекультивации выделяются
(в том числе из госбюджета) не пользователям
земли, а организациям, повредившим эти
земли, на которые возлагается обязанность
провести рекультивацию земель и передать
их пользователю. Главным здесь надо считать
обязательство государства предоставить
(вернуть) рекультивированную землю прежнему
пользователю земли, который будет иметь
экономический стимул для ее дальнейшего
использования.
Этим обеспечивается
стабильность использования земли.
Более того, если пользователь
земли знает, что земля будет
ему возвращена, он будет уделять
внимание проекту рекультивации
и качеству работ; можно ждать,
что он проявит необходимый
интерес к своему будущему
землепользованию, начиная со стадии
отвода части его земли во
временное пользование.
Однако не во всех
случаях площади горных выработок
на сельскохозяйственных площадях
удается вернуть в сельскохозяйственное
или лесохозяйственное производство.
Если они достаточно обширны,
их заравнивание и окультуривание
может обойтись слишком дорого.
В этих случаях, возможно, на образовавшемся
карьере целесообразнее устроить
водоем или отвести его для
других нужд (например, садоводства,
облесения и т.п.). При этом не
обязательно новое угодье будет
возвращено прежнему пользователю
(он сам не всегда будет требовать
такого возвращения). Поэтому обязательство
государства возвращать рекультивированные
земли прежнему пользователю следовало
бы ограничить теми условиями, которые
будут заложены в проектах рекультивации;
2) освобождение от платы за
земельные участки, находящиеся
в стадии сельскохозяйственного
освоения, на период, предусмотренный
проектом производства работ.
Это правило исходит из того,
что в период освоения новых
или мелиорирования уже используемых
земель эти угодья являются бесхозными.
Освобождение от платы за такие участки
представляется даже не льготой, а финансово-правовым
выражением известного экономического
факта. В настоящее время многие мелиорированные
проекты не содержат полного "расписания"
намечаемых работ, т.е. не предусматривают
точных сроков их начала и окончания. Это
серьезный пробел. Вместе с тем закон не
предусматривает альтернативного варианта
регулирования, а именно отсрочки (переноса)
платежа за осваиваемый участок на более
поздний срок Этот вариант и более справедлив,
и более выгоден для «казны», так как невыплаченные
пользователем суммы не пропадают для
нее вовсе, а только востребуются позднее.
Для этого есть и экономическое основание,
после проведения мелиорации участок
должен давать больше дохода, чем раньше.
Указанный вариант регулирования имеет
немалое дисциплинирующее значение. Он
препятствует проведению недостаточно.
Продуманных или недостаточно обеспеченных
мелиоративных работ, при которых ни общество,
ни пользователь земли пользы не получают;
3) частичная компенсация пользователя
земли из средств госбюджета
за снижение дохода, которое произошло
в результате временной консервации
земель, нарушенных не по вине
пользователя угодий.
Здесь приводится
ситуация, сходная с временным
изъятием сельскохозяйственных
земель для горнодобывающих предприятии
или изыскательских работ. Разница в том,
что временное изъятие производится легально,
так что последствия оказываются предсказуемыми,
тогда как рассматриваемый случай относится
к непредсказуемым нарушениям. Например,
если поверхность поля проседает под воздействием
горных выработок, это поле приходится
переводить в разряд временно непригодных
площадей. На соответствующее горнодобывающее
предприятие возлагается обязанность
привести поле в пригодное состояние,
хотя площадь этого поля никогда предприятию
не отводилась и не должна была отводиться.
Возможны и другие
случаи консервации земли в
случае ее химического отравления
соседними промышленными производствами,
прекращения ведущихся на ней
мелиоративных работ, непредвиденного
подтопления или засоления и
т.п. Однако в двух последних
случаях уместна помощь пострадавшему
хозяйству не за счет госбюджета,
а за счет госстраха.
Естественно, что выпадение
из производства части продуктивной
площади вызывает у соответствующего
хозяйства либо прямые убытки,
требующие дополнительных затрат,
либо компенсации упущенной выгоды.
Этим можно объяснить, почему
закон предусматривает «частичную
компенсацию» затронутых хозяйств.