Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:44, реферат
Стратегической целью государственной политики в сфере земли и иной недвижимости определено обеспечение условий для эффективного использования и развития земельно-имущественного комплекса в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан.
КАЧЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ ПРАВООТНОШЕНИЯМИ
КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ
О.И.
КОРОТКОВА
Короткова
О.И., заместитель начальника отдела
судебного представительства и
договорной работы Правового управления
Аппарата Губернатора и Правительства
Орловской области, кандидат юридических
наук, старший преподаватель кафедры гражданского
права и гражданского процесса юридического
факультета Орловского государственного
университета.
Стратегической целью государственной политики в сфере земли и иной недвижимости определено обеспечение условий для эффективного использования и развития земельно-имущественного комплекса в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан.
В связи с этим важнейшей частью преобразований стала земельная реформа, воплотившая идею приватизации земель, отказа от исключительной государственной собственности и перехода к множеству форм собственности. Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности. Разграничение государственной собственности на землю - это сложный и длительный процесс, который долгое время создавал препятствия к распоряжению теми участками. На практике вопрос разграничения государственной собственности на землю встает особенно остро при определении полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по распоряжению земельными участками. Так, решение уполномоченного органа о предоставлении земельного участка является одним из самых важных среди всех действий по предоставлению земельного участка.
Анализ системы управления земельными ресурсами осложнен рядом обстоятельств, главными из которых являются неполнота нормативно-правовой базы, незавершенность формирования структуры управления и институциональных преобразований.
Любая управляющая система включает следующие функциональные модули: объект управления, датчик состояния объекта управления, модуль формирования управляющего воздействия и механизм реализации управляющего воздействия на объект управления.
Земельные ресурсы характеризуются тремя фундаментальными свойствами, определяющими их ценность, они являются: фактором жизнеобеспечения (часть природной среды, экологической системы), фактором производства (сельское хозяйство, строительство и т.д.), объектом гражданского оборота (земельно-имущественные отношения) <1>.
--------------------------
<1>
См.: Лойко П.Ф. Земельный
Земельные отношения - отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, земельными участками, включая государственное управление земельными ресурсами <2>.
--------------------------
<2>
См.: Экономика недвижимости: Учеб. пособие
/ Под общ. ред. В.И. Ресина. 2-е
изд. М.: Дело, 2000.
Под
земельными правоотношениями понимаются
урегулированные нормами
Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков <3>.
--------------------------
<3>
См.: Земельный кодекс Российской Федерации
// Библиотечка "Российской газеты".
2001. N 16. С. 135.
О.И. Крассов общим объектом земельных правоотношений называет землю как определенную часть земной поверхности <4>.
--------------------------
<4>
См.: Крассов О.И. Земельное право: Учебник.
М.: Юрист, 2000. С. 104.
Г.А. Аксененок показал связь, которая существует между землей как объектом правоотношений и ее правовым режимом. Он писал: "...когда мы говорим о земле как объекте земельных правоотношений, мы имеем в виду землю не в ее естественном состоянии, как дар природы, а землю, в отношении которой установлен определенный правовой режим, в силу чего она и становится объектом права, объектом земельного правоотношения" <5>.
--------------------------
<5>
См.: Аксененок Г.А. Земельные правоотношения
в СССР. М., 1958. С. 137.
Н.И.
Краснов предложил
--------------------------
<6>
См.: Общая теория советского
Рассматривая землю, выделяют следующие ее характерные особенности:
- по своей природной основе земля обладает уникальными свойствами, которые обусловливают практическую невозможность появления материальных благ без ее прямого или опосредованного участия в производственном процессе;
-
земля как производственный
-
земля играет интегрирующую
Специфическим является также двойственный характер земли как объекта правовых отношений, а именно:
-
как компонент
-
в то же время эффективное
управление земельными
--------------------------
<7>
См.: Управление государственной
собственностью: Учебник / Под ред.
д.э.н., проф. В.И. Кошкина. М.: ЭКМОС, 2002.
С. 90 - 91.
Правоотношения
государственного земельного управления
имеют место в случаях, когда
государственные и местные
Правоотношения
юридической ответственности
Так, например, согласно п. 2 ст. 16 Земельного кодекса РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ и федеральными законами.
В связи с тем что регулирование порядка разграничения государственной собственности на землю отсутствует, 30 июня 2006 г. принят Закон Орловской области N 603-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле".
Статьей 1 (полномочия по распоряжению земельными участками) указанного Закона установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле осуществляется органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области в сфере управления государственным имуществом. Порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле устанавливается Коллегией Орловской области.
Статьей 42 Закона Орловской области от 30 мая 2006 г. N 598-ОЗ "О внесении изменений в законодательные акты Орловской области", Постановлением Коллегии Орловской области от 11 июля 2006 г. N 126 "Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле", Постановлением Коллегии Орловской области от 11 июля 2006 г. N 125 "Об утверждении Положения о Департаменте имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области" были установлены полномочия Департамента имущественной, промышленной и информационной политики Орловской области.
Так, Департамент осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области, в том числе: разграничение земель, для отнесения к собственности Орловской области; предоставление земельных участков в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование физическим и юридическим лицам - правообладателям зданий, строений, сооружений; предоставление земельных участков в собственность за плату физическим и юридическим лицам - собственникам зданий, строений, сооружений; предоставление свободных земельных участков в аренду под строительство путем выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта; формирование свободных земельных участков для их последующего выставления на торги (конкурсы, аукционы) под жилищное и другое строительство; предоставление свободных земельных участков с учетом зонирования территорий для целей, не связанных со строительством (садоводство, огородничество, сельскохозяйственное использование и др.).
С
момента осуществления
При этом имелась задолженность по поступлениям арендной платы, которая в связи с принятием Закона Орловской области от 30 июня 2008 г. N 603-ОЗ "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле" и в соответствии со ст. 382 Гражданского кодекса Российской Федерации перешла к Департаменту, в том числе задолженность по арендной плате ликвидированных предприятий, организаций-банкротов, умерших арендаторов, не подлежащая взысканию, в сумме 25 552 руб.