Контрольная работа по "Горное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 09:48, контрольная работа

Описание работы

В содержание права собственности на природные ресурсы входят право-мочия владения, пользования и распоряжения.
Право владения означает закрепленную законом возможность фактичес-кого обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним.
Право пользования - это юридическая возможность извлекать из при-родного объекта пользу, его полезные свойства, то есть возможность хозяй-ственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей.

Содержание работы

1. Право собственности в сфере недропользования на территории РФ Содержание права собственности на недра (владение, пользование, распоряжение). Основания возникновения права собственности на добытые полезные ископаемые, геологическую информацию, горное имущество………………………………………………………………………....2
2. Государственная система лицензирования в сфере недропользования.
Лицензия на право пользования недрами: понятие, содержание и виды лицензий. Основания и порядок предоставления недр в пользование. Правовой статус пользователя недрами, его права и обязанности. …………..8
3. Предоставление участков недр в пользование.
Порядок предоставление недр в пользования для целей: геологического изучения недр; для работ, по добыче полезных ископаемых (с проведение и без проведения (конкурсов или аукционов)); для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Порядок предоставления недр в пользования для добычи общераспространенных полезных ископаемых (на примере Кемеровской области)………………………………………………………………………..…16
Список использованной литературы…………………………………………..20

Файлы: 1 файл

горное пправо.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«Кузбасский государственный  технический университет имени  Т.Ф. Горбачева»

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра: разработки месторождений полезных ископаемых подземным способом

 

Дисциплина «Горное право»

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 

 

Проверил: ст.пр.

Дмитриева Е.В.

 

 

 

 

 

Кемерово 2013

 Содержание

1. Право собственности  в сфере недропользования на  территории РФ Содержание права собственности на недра (владение, пользование, распоряжение). Основания возникновения права собственности  на   добытые полезные  ископаемые,  геологическую информацию, горное имущество………………………………………………………………………....2

 

2.  Государственная система лицензирования в сфере недропользования.

Лицензия  на  право  пользования  недрами:  понятие,  содержание и виды лицензий. Основания  и порядок предоставления недр в  пользование. Правовой статус пользователя недрами, его права и обязанности. …………..8

 

3. Предоставление участков недр в пользование.

Порядок предоставление недр в пользования для целей: геологического изучения недр; для  работ, по добыче полезных ископаемых   (с проведение  и без проведения  (конкурсов или аукционов)); для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Порядок предоставления недр в пользования для добычи общераспространенных полезных ископаемых (на примере Кемеровской области)………………………………………………………………………..…16

 

 Список использованной  литературы…………………………………………..20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Право собственности  в сфере недропользования на  территории РФ

Содержание  права собственности на недра (владение, пользование, распоряжение). Основания  возникновения права собственности  на добытые полезные  ископаемые,  геологическую информацию, горное имущество.

 

В содержание права собственности  на природные ресурсы входят правомочия владения, пользования и распоряжения.

Право владения означает закрепленную законом возможность фактического обладания природным объектом, хозяйственного господства над ним.

Право пользования - это  юридическая возможность извлекать  из природного объекта пользу, его полезные свойства, то есть возможность хозяйственной и иной эксплуатации, разработки природного объекта с целью удовлетворения определенных потребностей.

Право распоряжения предполагает возможность в установленных  законом пределах определять юридическое положение природного объекта, включая его отчуждение.

Согласно гражданскому законодательству собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать в отношении него любые действия, не противоречащие закону (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).

Вместе с тем в  сфере экологических отношений реализация указанных правомочий имеет существенные особенности, связанные как со спецификой объектов собственности (природные ресурсы), так и с видами ее субъектов (государство, организации, граждане).

Природные ресурсы - особые объекты права собственности, которые не обладают изначальной стоимостью в силу своего естественного происхождения, они ограничены в пространственном отношении, а также имеют особое значение для обеспечения качества окружающей среды, являются основой устойчивого социально-экономического развития общества и благосостояния человека. Конституция РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

Поэтому состояние и  использование природных ресурсов и окружающей среды в целом - сфера  не только и не столько частных, сколько  публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в  регулирование отношений собственности на природные ресурсы, установление законодательных ограничений для осуществления составляющих ее правомочий. Как отмечается в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятой на основе документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г., в современных условиях повышается роль государства-гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, действенность государственного управления и контроля в области охраны природы.

Учитывая большую экологическую  и социально-экономическую ценность природных ресурсов, законодательство предусматривает, что владение, пользование и распоряжение ими в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде (ст. 36 Конституции РФ, ст.209 Гражданского кодекса РФ).

В силу рассмотренных  причин законодательство предусматривает, что при осуществлении владения и пользования природными ресурсами  субъекты должны выполнять обязанности по их рациональной эксплуатации и воспроизводству, соблюдать экологические требования по их охране от загрязнения, истощения и уничтожения, по защите окружающей среды от вредного влияния своей деятельности.

Законом также установлены  определенные ограничения в сфере  распоряжения природными ресурсами, которые выражаются в определении его особого порядка и пределов, что обусловлено необходимостью сочетания экономических и экологических интересов общества. Например, правила регистрации сделок с землей, установление максимальных размеров земельных участков и целевого характера их использования, ограничение оборота сельскохозяйственных земель и др. Большая часть природных ресурсов вообще изъята из гражданского оборота, поскольку они являются государственной собственностью (лесной и водный фонды, недра, животный мир и др.).

Следует иметь в виду, что правовой режим некоторых  видов природных ресурсов в связи  с их естественными свойствами достаточно сложно или вообще невозможно рассматривать в рамках отношений собственности. Так, законом не регулируется право собственности на атмосферный воздух, а по поводу права собственности на водные объекты в Водном кодексе РФ говорится, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объектам, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена (ст. 31).

Своеобразие положения  государства как субъекта права  собственности на природные ресурсы  состоит в том, что его правомочия владения и пользования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятельности предприятий, организаций и граждан, которым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуществляется государством в основном через управленческие функции его компетентных органов по определению правового режима природных ресурсов, их предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной окружающей природной среды и др.

Особенности реализации юридическими лицами правомочий по владению, пользованию и распоряжению природными ресурсами обусловлены характером деятельности этих организаций и зависят от их правоспособности, определенной в уставах и других учредительных документах.

 

 Право собственности  на ресурсы недр

 

Установив, что недра, а собственно и их ресурсы в  естественном состоянии могут находиться только в государственной собственности, Закон «О недрах» (1992, ред. 2000) определил (ст. 1-2, ч. 3), что использование недр может осуществляться предприятиями и организациями любой формы собственности, предусмотренной законодательством, и, соответственно, добытые из недр полезные ископаемые, а также результат использования других ресурсов недр (энергетических и др.) и их полезных, свойств, могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности. Форма собственности определяется и является одним из основных условий лицензии на право пользования недрами. При этом в лицензии (лицензионном договоре) должен быть четко определен момент перехода права собственности на ресурсы недр, включая использование их любых полезных свойств, от государства к владельцу лицензии (см. рис. 4.1). Для полезных ископаемых моментом или точкой перехода права собственности от государства к недрополъзователю может быть, например, забой шахты или устье скважины. Специфически решается этот вопрос в случае соглашений на условиях раздела продукции. Вся добытая продукция считается государственной, пока она не достигнет по технологической цепочке (извлечение, очистка, первичная обработка, хранение, внутрипромысловый транспорт) так называемой «точки раздела».  
 
В качестве точки раздела могут быть любые пространственные позиции: 
 
• для твердых полезных ископаемых - от забоя карьера, рудника или шахты до пункта отгрузки на условиях FOT или приемки минерального сырья на условиях CIF. 
 
Точка раздела может быть определена также по времени перехода права собственности: 
 
• для горного имущества - момент оплаты стоимости имущества. 

Право собственности  на горное имущество

 

Горное имущество - это  имущество, созданное или приобретенное  пользователем недр и непосредственно  обеспечивающее процесс недропользования. Горное имущество может быть связанным  и несвязанным. Связанное горное имущество состоит из недвижимого имущества и части движимого имущества, которое не может быть отделено от недр без нанесения несоизмеримого ущерба недрам (горные выработки, буровые скважины, элементы их крепления и обсадки, система водоотлива и приустьевое оборудования горных выработок, подъездные пути, маркшейдерские знаки и пр.).

Горное имущество, подлежащее демонтажу и перемещению и  не оказывающие влияние на состояние недр, относится к несвязанному горному имуществу (средства передвижения, погрузочные машины, энергосиловые агрегаты, инструменты, приборы и пр.).

Право собственности  на горное имущество определяется принципом  платности - имущество является собственностью того, кто оплатил его создание или приобретение.

Условия определения  собственности на имущество определяются Законом РФ «О недрах» и условиями лицензионного соглашения. Если недропользователь получает право собственности на все добытое полезное ископаемое и оплачивает имущество и активы из собственных или заемных средств, компенсируя эти затраты доходами от реализации продукции, все имущество и активы являются его исключительной собственностью. Если недропользователь получает право собственности лишь на часть добытой продукции (по договору на условиях СРП), стоимостью части которой государство возвращает его затраты, то имущество и активы, приобретенные в этот период и возмещенные компенсационной частью продукции, по окончании добычи передаются в собственность государства (ст. 11 ФЗ РФ «О СРП»). Все сказанное не затрагивает имущество, которое берется в аренду. Имущество и активы, созданные или оплаченные за счет доли прибыли недропользователя, всегда являются исключительной собственностью владельца.

По прекращении действия права пользования недр собственник  горного имущества вправе распоряжаться только несвязанным горным имуществом. Связанное горное имущество в процессе ликвидации горного производства подлежит передаче государственному органу управления фондом недр или новому пользователю данного участка недр с получением компенсации его стоимости.

 

Право собственности  на информацию о недрах

 

Принцип установления права  собственности по источнику финансирования принят законодательством и в отношении права собственности на геологическую информацию. Геологическая информация, полученная пользователем за счет государственных средств, является собственностью государства, а за счет собственных средств - собственностью недропользователя (ст. 27. Закона РФ «О недрах»).

Геологическая информация, полученная в процессе недрополъзования, основанном на условиях СРП, может быть только государственной собственностью (ст. 11 ФЗ РФ «О СРП»).

Вне зависимости от права  собственности (государства или  недропользователя) геологическая информация должна представляться недропользователями по установленной форме в федеральный и территориальный фонды геологической информации. Собственник может лишь оговорить условия конфиденциальности пользования этой информацией в фондах, с учетом собственных интересов. Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для других объектов собственности.

Исполнитель имеет право  использовать полученную в результате проведения работ геологическую и иную информацию о недрах для научной и преподавательской деятельности, если иное не предусмотрено договором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Государственная  система лицензирования в сфере  недропользования.

Лицензия  на  право  пользования  недрами:  понятие,  содержание и виды лицензий. Основания и порядок предоставления недр в пользование. Правовой статус пользователя недрами, его права и обязанности. 

 

Лицензия на пользование  недрами

 

Предоставление недр в пользование, в том числе  предоставление их в пользование  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции  оформляется лицензией на пользование  недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации о недрах.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца  на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной  в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Информация о работе Контрольная работа по "Горное право"