2.4 Административная ответственностью
Статьей 2.4 Общей части КоАП
РФ предусмотрена ответственность должностного
лица в случае совершения им административного
правонарушения в связи с неисполнением
либо ненадлежащим исполнением своих
служебных обязанностей. При этом под
должностным лицом коммерческой организации
понимается лицо, осуществляющее полномочия
единоличного исполнительного органа
(члены коллегиальных исполнительных
органов), выполняющее организационно-распорядительные
или административно-хозяйственные функции.
Особенной частью КоАП РФ определены
правонарушения, влекущие административную
ответственность в различных областях
права, в том числе трудового, по охране
труда и социальному партнерству. Перечислим
основные статьи, за нарушение которых
работодатель как должностное лицо организации
несет административную ответственность:
- нарушение законодательства
о труде и об охране труда
(ст. 5.27 КоАП РФ). Например, если работодатель
не ознакомил работника под
роспись при приеме на работу
(до подписания трудового договора)
с правилами внутреннего трудового
распорядка, иными локальными нормативными
актами, непосредственно связанными
с трудовой деятельностью работника,
коллективным договором (ст. 68 ТК
РФ), это является нарушением норм
трудового законодательства и
дает основания для наложения
административного наказания по
ст. 5.27 КоАП РФ;
- уклонение от участия
в переговорах о заключении
коллективного договора, соглашения
либо нарушение установленного
срока их заключения (ст. 5.28 КоАП
РФ). Объективная сторона выражается
в уклонении работодателя или
лица, его представляющего, от участия
в переговорах о заключении, об
изменении или о дополнении
коллективного договора, соглашения
либо нарушении установленного
законом срока проведения переговоров,
а равно в необеспечении работы
комиссии по заключению коллективного
договора, соглашения в определенные
сторонами сроки (ответственность
предусмотрена ст. 54 ТК РФ);
- непредоставление информации,
необходимой для проведения коллективных
переговоров и осуществления
контроля за соблюдением коллективного
договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП РФ).
Напомним, что стороны должны
предоставлять друг другу не
позднее двух недель со дня
получения соответствующего запроса
имеющуюся у них информацию, необходимую
для ведения коллективных переговоров
(ст. 37 ТК РФ);
- необоснованный отказ
от заключения коллективного
договора, соглашения (ст. 5.30 КоАП РФ)
- ответственность предусмотрена
ст. 54 ТК РФ;
- нарушение или невыполнение
обязательств по коллективному
договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП РФ);
- уклонение от получения
требований работников и от
участия в примирительных процедурах
(ст. 5.32 КоАП РФ). Статьей 401 ТК РФ
предусмотрено, что ни одна из
сторон коллективного трудового
спора не имеет права уклоняться
от участия в примирительных
процедурах. Кроме того, стороны
коллективного трудового спора
не имеют права уклоняться
от создания примирительной комиссии
и участия в ее работе (ст. 402
ТК РФ). При этом работодатель
обязан создать необходимые условия
для работы примирительной комиссии.
Согласно ст. 416 ТК РФ представители
работодателя, уклоняющиеся от получения
требований работников и участия
в примирительных процедурах, в
том числе не предоставляющие
помещения для проведения собрания
(конференции) по выдвижению требований,
объявлению забастовки или препятствующие
его (ее) проведению, могут быть привлечены
к административной ответственности;
- невыполнение соглашения
(ст. 5.33 КоАП РФ). Здесь подразумевается
ответственность за невыполнение
работодателем или его представителем
обязательств по соглашению, достигнутому
в результате примирительной
процедуры;
- увольнение работников
в связи с коллективным трудовым
спором и объявлением забастовки
(ст. 5.34 КоАП РФ). Согласно ст. 415 ТК
РФ в процессе урегулирования
коллективного трудового спора,
включая проведение забастовки,
запрещается локаут - увольнение
работников по инициативе работодателя
в связи с их участием в
коллективном трудовом споре
или в забастовке;
- сокрытие страхового
случая (наступления страхового
случая при обязательном социальном
страховании от несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний) - ст. 15.34 КоАП РФ. В данном
случае следует помнить о ст.
17 Федерального закона N 125-ФЗ ¹, устанавливающей
права и обязанности страхователя.
Согласно п. 6 ч. 2 указанной статьи
страхователь обязан в течение
суток со дня наступления страхового
случая сообщать о нем страховщику;
- незаконное привлечение
к трудовой деятельности в
РФ иностранного гражданина или
лица без гражданства (ст. 18.15 КоАП
РФ). При квалификации данного
правонарушения необходимо принимать
во внимание ст. 61 ТК РФ, согласно
которой день заключения договора
и день, когда работник обязан
приступить к выполнению своих
трудовых обязанностей, могут различаться.
Соответственно, заключение трудового
договора с иностранным гражданином
или лицом без гражданства
не является привлечением к
трудовой деятельности и не
образует состава административного
правонарушения. Иными словами, противоправным
будет считаться фактический
допуск конкретного иностранного
гражданина или лица без гражданства
в какой-либо форме к выполнению
работ, оказанию услуг без соответствующего
разрешения. Данная позиция согласуется
с Постановлением Пленума ВАС
РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах
применения Особенной части Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях".
Напомним, что согласно п. 6 Порядка
размещения в информационных системах
общего пользования информации об аннулированных
разрешениях на работу, об аннулированных
патентах, а также о разрешениях на работу,
срок действия которых истек, утвержденного
Приказом ФМС России от 11.06.2010 N 138, проверку
действительности разрешения на работу
можно осуществить по номеру, серии и дате
выдачи разрешения на работу, фамилии,
имени и дате рождения иностранного гражданина
с помощью специального сервиса проверки
разрешений на работу и патентов, размещенного
на официальном сайте ФМС.
2.5 Уголовная ответственность за нарушение
трудового законодательства.
УК РФ предусмотрено ряд норм, устанавливающих
ответственность за нарушение трудового
законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 136 УК
РФ должностное лицо организации подлежит
уголовной ответственности за дискриминацию,
то есть нарушение прав, свобод и законных
интересов человека и гражданина в зависимости
от его пола, расы, национальности, языка,
происхождения, имущественного и должностного
положения, места жительства, отношения
к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям или каким-либо
социальным группам. Данное деяние наказывается
штрафом в размере от ста тысяч до трехсот
тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за
период от одного года до двух лет, либо
лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до пяти лет, либо
обязательными работами на срок от ста
двадцати до двухсот сорока часов, либо
исправительными работами на срок от одного
года до двух лет, либо лишением свободы
на срок до пяти лет.
Согласно статье 19 Конституции Российской
Федерации государство гарантирует равенство
прав и свобод человека и гражданина независимо
от пола, расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств.
Запрещаются любые формы ограничения
прав граждан по признакам социальной,
расовой, национальной, языковой или религиозной
принадлежности.
Статья 3 ТК РФ говорит о действиях, которые
могут признаваться дискриминацией:
«Каждый имеет равные возможности для
реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых
правах и свободах или получать какие-либо
преимущества независимо от пола, расы,
цвета кожи, национальности, языка, происхождения,
имущественного, социального и должностного
положения, возраста, места жительства,
отношения к религии, политических убеждений,
принадлежности или непринадлежности
к общественным объединениям, а также
от других обстоятельств, не связанных
с деловыми качествами работника».
В тоже время, не являются дискриминацией
установление различий, исключений, предпочтений,
а также ограничение прав работников,
которые определяются свойственными данному
виду труда требованиями, установленными
федеральным законом, либо обусловлены
особой заботой государства о лицах, нуждающихся
в повышенной социальной и правовой защите.
2.6 Гражданско-правовая ответственность
Гражданско–правовая ответственность
выражается в возложении на правонарушителя
обязанности возместить потерпевшей стороне
имущественный и (или) моральный вред.
Данные отношения регулируются Главой
59 ГК и являются внедоговорными. Принципиально
важной особенностью гражданско-правовой
ответственности, отличающей ее от материальной
ответственности сторон трудовых отношений
является то, что причиненный вред возмещается
в полном объеме (Статья 1064 ГК). Кроме того
в соответствии со статьей 1079 ГК лица,
владеющие источником повышенной опасности,
отвечают за причиненный вред в полном
объеме и при отсутствии вины. Не подлежит
возмещению вред, причиненный в состоянии
крайней необходимости (ст.1067 ГК) и
необходимой обороны, если при этом не
были превышены ее пределы (ст.1066 ГК).
Заключение
Таким образом, мы видим что
как должностные лица несут ответственность
и индивидуальные предприниматели, а также
руководители и служащие юридических
лиц (организаций) независимо от формы
собственности, совершившие административные
правонарушения в связи с выполнением
в своих структурах управленческих функций.
Несоблюдение перечисленных
и многих других норм трудового законодательства
и нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, является основанием
для привлечения лиц виновных в их нарушении
к административной ответственности,
при условии, что в их действиях не содержится
оснований для иных видов юридической
ответственности.
Список использованной литературы.
Конституция Российской
Федерации (принята на всенародном голосовании
12 декабря 1993 г.) (с поправками)
- Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях
от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.02.2012)
- Трудовой
кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ
- Гражданский кодекс Российской
Федерации в редакции от 30.11.1994 N 51-ФЗ
- Комментарий к Кодексу
Российской Федерации об административных
правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко,
С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др.; под ред.
Н.Г. Салищевой.
- Толстопятова О.В. Совершенствование
правового статуса лица, в отношении которого
ведется производство по делу об административном
правонарушении // Юристъ-Правоведъ.
- Закон РФ «О Прокуратуре Российской
Федерации»
- Охрана труда в Российской
Федерации. Правовое регулирование. / под
ред. Фадеева Ю.Л. М.
- Федеральный закон от 24.07.1998
N 125-ФЗ "Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний"
- 3. Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях/ под ред. И.И. Веремеенко, Н.Г. Салищевой, М.С. Студеникиной.-М., ООО «Издательство ПРОСПЕКТ», 1997.
- Интернет рессурс ru.wikipedia.org/wiki
- Интернет ресурс http://www.consultant.ru/
2013 г