Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 10:39, контрольная работа
Задание 1. Дайте понятие земельных отношений. Какие земельные отношения включают в предмет земельного права? В чем выражается специфика земельных отношений, и чем она обусловлена?
Задание 4. Дайте понятие и состав земель поселений. Как осуществляется управление землями поселений? Что включает в себя градостроительная документация. Правовой режим земель пригородных и зеленых зон. Кондоминиумы.
Земельные правоотношения представляют собой правовую форму упорядочения земельно-правовыми нормами общественных отношений. Земельные отношения возникают по поводу распределения, использования и охраны земель между органами власти, организациями и частными лицами, которые регулируются нормами земельного права1.
Предметом земельного права являются отношения, складывающиеся по поводу земли. Согласно п. 1 ст. Земельного кодекса это отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Землю можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле – это вся планета Земля со всеми ее компонентами. В узком смысле – это поверхностный слой земли, включающий голую материнскую породу, поверхность дна водоемов, почвы и другие элементы. Объектом регулирования земельного права является поверхностный слой земли.
Земля – сложный объект. С одной стороны, она выступает как средство производства в сельскохозяйственном и лесном производстве и как пространственный операционный базис, т. е. строительная площадка для городов, населенных пунктов и т. д. С другой стороны, это природный объект, который является достоянием народа, основой его жизнедеятельности и подлежит особой охране для настоящих и будущих поколений. Поэтому законодателю необходимо учитывать все особенности этого объекта при регулировании земельных отношений. К таким особенностям можно отнести плодородие земель, которое определяет ее потребительную стоимость, полезность. Земля является вечным средством производства, поэтому ее нужно правильно обрабатывать и рационально использовать, чтобы она не утрачивала свои полезные свойства. Это единственное место обитания всех поколений, поэтому использование земли осуществляется с учетом нынешних и будущих поколений. Поскольку земля не является продуктом человеческого труда, то ее невозможно ничем заменить (она не имеет стоимости овеществленного труда) и невозможно сравнивать с другим рукотворным имуществом (хотя она имеет свою условную ценность). Постоянство местонахождения земли порождает институт соседства. Земля пространственно ограниченна и является недвижимым объектом. Это порождает необходимость определенных землеустроительных действий по отношению к ней и зависимость судьбы земельных участков от судьбы строений и сооружений, расположенных на них. К тому же это сложный хозяйственный объект, находящийся в сфере правового регулирования различных отраслей права. Наконец, земля обладает устойчивой природной неоднородностью, что порождает дифференциацию правового режима земель на категории, угодья и зоны. Все эти свойства необходимо учитывать законодателю в целях сохранения земли как природного объекта для настоящих и будущих поколений и эффективного ее использования2.
Задание 2. Дайте понятие права и выделите особенности права собственности на землю. Какие формы собственности сложились в результате современной земельной реформы? Как законодатель осуществляет разграничение права собственности на землю? Назовите субъектов и выделите объекты права собственности на землю. Какие земли исключаются из оборота и ограничиваются в обороте?
Земельное право — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по использованию и охране земли как природного ресурса, как условия и средства производства в целях организации ее рационального использования и охраны, улучшения и воспроизводства плодородия почв, охраны прав и законных интересов субъектов земельных отношений.
Право собственности на землю – это урегулированное нормами земельного и иных отраслей права общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками со стороны граждан, организаций, государства.
Право собственности
можно рассматривать в
предоставляет собственникам земли право самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться ею (в пределах предусмотренных законом), а с другой – ограничивает это право в силу специфики земли (природный объект)3.
До начала 1990 г. В Советском Союзе существовала исключительная государственная собственность на землю. В результате современной земельной реформы сложилось множественность форм собственности (Земельный кодекс, принятый 25.04.1991 г.; Конституции Российской Федерации 1993 г.). Ст. 9 Конституции гласит: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».
Частная собственность на землю может принадлежать гражданам и юридическим лицам и быть нескольких видов:
В индивидуальной частной собственности граждан могут находиться земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного, дачного, гаражного строительства, предпринимательской деятельности, иных, не запрещенных законом целей. Право общей собственности может возникнуть по желанию самих собственников или по закону. Правом общей собственности на земельный участок наделены члены крестьянских хозяйств, супруги, если они приобрели участок во время брака, члены реорганизованных колхозов, совхозов, приватизированных государственных сельскохозяйственных предприятий; члены садоводческих товариществ, животноводческих, дачных, гаражных кооперативов, кондоминиумов (на земли общего пользования). Общая собственность делится на общую долевую (с определением для каждого собственника конкретной доли) и общую совместную (без определения таких долей).
В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, установленным гражданским законодательством. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приватизации земли.
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях (перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации), и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Государственная собственность на землю делится на федеральную собственность (Российская Федерация в целом) и собственность субъектов Российской Федерации (республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономий). Разграничение государственной собственности на федеральную и собственность субъектов отнесено Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72).
Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (ст. 16 ЗК).
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» от 17.07.2001 г. № 101-ФЗ.
Муниципальная собственность
на землю – это собственность муниципальных образований
в пределах их черты (административно-
В муниципальной собственности могут находиться не переданные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю». 4
Земельный кодекс Российской
Федерации определяет субъектов права собственности на землю. Ими могут
быть граждане, юридические лица, в т. ч.
иностранные граждане, юридические лица,
лица без гражданства Российской Федерации
и субъекты Российской Федерации (в лице
органов государственной власти), административно-
Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются не только субъектами права собственности на землю, но и носителями права территориального верховенства.
Право территориального верховенства и право собственности имеют разные объекты и составляют два самостоятельных права. Право территориального верховенства – пространственный предел политической государственной власти – распространяется на соответствующую территорию (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации) независимо от форм собственности в ее пределах. Объектом права территориального верховенства является земля в качестве территории. Право собственности распространяется только на земли, находящиеся в федеральной собственности и государственной собственности данного субъекта.
Объектом права собственности является земля, выступающая в качестве средства производства и объекта хозяйствования (пространственный операционный базис). Следует различать, когда Российская Федерация и субъекты Российской Федерации выступают как собственники земли, а когда — как государственные образования, обладающие суверенными правами. При решении вопросов, связанных с разграничением государственной собственности на землю, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, они выступают одновременно как собственники и суверены.
Объекты права собственности также определяются в зависимости от форм земельной собственности. До принятия нового земельного кодекса вопрос разграничения земель на федеральную собственность и собственность субъектов решался Указом Президента от 16.12.93 г. «О федеральных природных ресурсах». В основу отграничения положен принцип общегосударственного значения земель (природных ресурсов). Согласно данному Указу к федеральной собственности относятся:
Вопрос разграничения государственной собственности на земельные участки в настоящее время разрешен в ст. 8 Федерального закона от 17.07.01 г. «О разграничении государственной собственности на землю».
Данный Федеральный закон определяет правовые основы разграничения государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.
Объектом права собственности
субъектов Российской Федерации могут быть все земли, находящиеся в
пределах их административно-
К объектам муниципальной собственности относятся земли, находящиеся на их территориях и необходимые для обслуживания потребностей местного населения, коммунального хозяйства, благоустройства, инженерной инфраструктуры и земли занятые муниципальными объектами. Перечень объектов, составляющих муниципальную собственность, устанавливается органами МС, решения которых могут быть оспорены в судебном порядке.
Объектом частной
Задание 3. В чем состоит основная специфика земель сельскохозяйственного назначения? Какие особенности их правового режима вытекают из этой специфики? Кто может быть субъектом прав на земли сельскохозяйственного назначения? Как осуществляется правовая охрана земель сельскохозяйственного назначения?
В соответствии со ст. 77 ЗК землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Субъектами права на отдельные части (участки) земель сельскохозяйственного назначения являются граждане (в т. ч. иностранные), их объединения (кооперативы, товарищества и т. п.), а также юридические лица, которым земельные участки предоставляются для сельскохозяйственного производства. В соответствии со ст. 78 ЗК РФ указанным выше субъектам земельные участки предоставляются для следующих целей: