В силу п. 5 ст. 20 ЗК РФ граждане,
обладающие земельными участками
на праве постоянного (бессрочного)
пользования, имеют право приобрести
их в собственность. Каждый гражданин
имеет право однократно бесплатно приобрести
в собственность находящийся в его постоянном
(бессрочном) пользовании земельный участок.
При этом указанной нормой
не устанавлен запрет на приобретение
в собственность земельных участков,
которые расположены в водоохранной
зоне. Следовательно, во всех случаях,
когда возникло правомерное пользование
земельным участком или находящимся на
земельном участке строением, у собственника
возникает право на однократное бесплатное
приобретение в собственность земельного
участка в порядке, предусмотренном данной
статьей.
Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ не
допускается отказ в предоставлении
в собственность граждан и
юридических лиц земельных участков,
находящихся в государственной
или муниципальной собственности,
для строительства, за исключением случаев:
- изъятия земельных участков
из оборота;
- установленного федеральным законом
запрета на приватизацию земельных
участков;
- резервирования земельных участков
для государственных или муниципальных
нужд.
Рассматриваемая категория земельных
участков, исходя из положений Земельного
кодекса Российской Федерации, не относится
к категориям земель, которые изъяты из
оборота; в настоящее время не имеется
федерального закона, который устанавливает
прямой запрет на их приватизацию; факт
резервирования земельных участков в
соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона
от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых
природных территориях" должен быть
установлен нормативным правовым актом
соответствующего органа государственной
власти субъекта Российской Федерации.
Следовательно, земельное законодательство
не содержит ограничений на
передачу в собственность земельных
участков, которые расположены в
водоохранной зоне.
Однако в ст. 112 Водного кодекса
Российской Федерации в качестве
обязательного условия для предоставления
гражданам и юридическим лицам земельных
участков в водоохранных зонах водных
объектов предусматрено согласование
с федеральным органом исполнительной
власти в области управления использованием
и охраной водного фонда.
В Земельном кодексе Российской
Федерации и Водном кодексе
Российской Федерации под предоставлением
понимается также передача в
собственность граждан и юридических
лиц земельных участков, предоставленых
им ранее на праве постоянного
(бессрочного) пользования.
При предоставлении земельных
участков, которые расположены в
водоохранной зоне водного объекта,
в постоянное (бессрочное) пользование
согласия федерального органа
исполнительной власти в области
управления использованием и
охраной водного фонда не требовалось,
при предоставлении же в собственность
этих земельных участков согласование
с указанными органами необходимо в каждом
конкретном случае.
В соответствии с п. 1 постановления
Правительства Российской Федерации
от 23 ноября 1996 г. N 1404 "Об утверждении
Положения о водоохранных зонах водных
объектов и их прибрежных защитных полосах"
в пределах водоохранных зон устанавливаются
прибрежные защитные полосы, на территориях
которых вводятся дополнительные ограничения
природопользования.
Поэтому порядок передачи в собственность
земельных участков, которые расположены
в пределах прибрежных защитных полос
водных объектов, должен быть таким же,
как и порядок передачи в собственность
земельных участков, расположенных в водоохранной
зоне, т.е. при наличии согласия федерального
органа исполнительной власти в области
управления использованием и охраной
водного фонда.
Таким образом, действующее
законодательство не устанавливает
ограничений для передачи в
собственность земельных участков
только на том основании, что
они расположены в водоохранной зоне или
прибрежной защитной полосе водного объекта.
Следовательно, если гражданин
обладает правом пользования
земельным участком, который расположен
в водоохранной зоне или прибрежной
защитной полосе водного объекта,
или находящимся на данном земельном участке
строением, то он может приобрести этот
земельный участок в собственность с согласия
соответствующего федерального органа
исполнительной власти в области управления
использованием и охраной водного фонда.
Отказ федерального органа
исполнительной власти в области
управления использованием и
охраной водного фонда в предоставлении
в собственность указанных земельных
участков должен быть мотивирован
и в каждом конкретном случае
может быть оспорен гражданином
в судебном порядке.