Контрольная работа по "Земельному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 22:10, контрольная работа

Описание работы

Наличие довольно развитой и хорошо структурированной системы нормативных правовых актов, содержащих земельно-правовые нормы, обеспечивает развитие земельного права как самостоятельной отрасли. Все источники земельного права являются официальными формами выражения правовых норм, соответствуют принятой системе законодательства. Содержание составляющих источники земельного права правовых норм определяется социально-экономическими условиями использования и охраны земель.

Содержание работы

1. Источники земельного права…………………………………………………3
2. Право временного пользования землей……………………………………...7
3. Правовой режим земель лесного фонда……………………………………12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…………………………..16

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬН.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Источники  земельного права…………………………………………………3 
2. Право временного пользования землей……………………………………...7 
3. Правовой режим земель лесного фонда……………………………………12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.…………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Источники земельного права

 

Источники земельного права можно рассматривать как  совокупность нормативных правовых актов, принятых в установленном  порядке, которые содержат правовые нормы, регулирующие общественные земельные  отношения.

Источники земельного права представляют собой внешнюю форму выражения принятых уполномоченными государственными органами и обеспеченных государственным принуждением обязательных предписаний по отношению к земле.

Наличие довольно развитой и хорошо структурированной  системы нормативных правовых актов, содержащих земельно-правовые нормы, обеспечивает развитие земельного права как самостоятельной отрасли. Все источники земельного права являются официальными формами выражения правовых норм, соответствуют принятой системе законодательства. Содержание составляющих источники земельного права правовых норм определяется социально-экономическими условиями использования и охраны земель.

Источники земельного права, в зависимости от принявшего их органа и содержания нормативного правового акта, находятся в определенной иерархической связи друг с другом. Эта связь обеспечивает взаимное согласование источников земельного права.

Источники земельного права можно классифицировать по различным критериям.

По содержанию нормативные правовые акты, относящиеся  к источникам земельного права, включают в себя:

акты общего характера - нормативные правовые акты других отраслей законодательства, содержащие правовые нормы по различным вопросам, в том числе земельно-правовые;

специализированные  акты - нормативные правовые акты, регулирующие только земельные отношения (содержащие только земельно-правовые нормы). В совокупности они образуют отраслевое земельное законодательство.

По юридической  силе источники земельного права  включают в себя различные виды нормативных  правовых актов, иерархия которых определена Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 года “О нормативных правовых актах Республики Беларусь”.

Основные положения  земельного права в настоящее  время установлены нормативными правовыми актами, имеющими силу закона. К ним относятся:

1) Конституция  Республики Беларусь. Определяя  основы конституционного строя,  структуру и полномочия органов  государственной власти и управления, конституционные нормы устанавливают  основы земельного строя Республики  Беларусь. Непосредственно земельные отношения регулирует ст. 13 Конституции Республики Беларусь, которая в общем виде определяет режим земельной собственности.

2) Кодексы Республики  Беларусь как источники земельного  права обеспечивают системное  регулирование различных земельных  отношений.

Основным отраслевым источником, регулирующим все виды земельных отношений, является Кодекс Республики Беларусь о земле, принятый 4 января 1999 года и введенный в  действие с 1 января 1999 года. Он является систематизированным нормативным  правовым актом, нормы которого упорядочены в соответствии с современной системой земельного права и отражают изменения, которые произошли в отношениях по использованию и охране земель в результате проведения земельной реформы за период с 1991 года.

Кодифицированные  акты других отраслей могут рассматриваться в качестве источников земельного права, если они непосредственно регулируют земельные отношения. Как правило, это акты, регулирующие родственные (близкие по характеру) земельным отношения.

Гражданский кодекс Республики Беларусь 1998 года, регулирующий имущественные отношения, к которым относятся и земельные, определяет правовой режим земли как недвижимого имущества, устанавливает круг вещных прав на землю, правомочия участников этих отношений.

Особенности использования земли в процессе других видов природопользования устанавливаются кодифицированными актами природноресурсового законодательства - Водным кодексом Республики Беларусь, принятым 15 июля 1998г., Кодексом Республики Беларусь о недрах, принятым 15 декабря 1997г., Лесным кодексом Республики Беларусь, принятым 14 июля 2000г.

Многие нормы  о юридической ответственности  за земельные правонарушения содержатся в Уголовном кодексе Республики Беларусь , Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях, которые в этом случае также выступают как источники земельного права.

3) Законы Республики  Беларусь как источники земельного  права регулируют отдельные, наиболее  важные виды земельных отношений.

Специальным актом, регулирующим отношения по установлению, взиманию и использованию платы за землю, является Закон Республики Беларусь от 18 декабря 1991 года “О платежах за землю”.

Ряд законов  общего характера содержат правовые нормы, которые детализируют правовой режим отдельных видов и категорий  земель (Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998г. “Об объектах, находящихся только в собственности государства”, Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1993г. “Об основах архитектурной и градостроительной деятельности”, Закон Республики Беларусь от 12 ноября 1991г. “О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС”, Закон Республики Беларусь в ред. от 23 мая 2000г. “Об особо охраняемых природных территориях ” и др.).

Правовое положение  некоторых органов управления землями устанавливается специальными законами, в которых содержатся земельно-правовые нормы (Закон Республики Беларусь от 10 января 2000г. “О местном управлении и самоуправлении”, Закон Республики Беларусь от 10 мая 1999г. “О геодезической и картографической деятельности” и др.).

4) Нормативные  правовые акты - Постановления Парламента, приинятые Верховным Советом  Республики Беларусь, в процессе  формирования земельного законодательства.

Например, постановлением Верховного Совета Республики Беларусь 18 февраля 1991г. “О проведении земельной реформы в республике” были намечены основные направления реформирования земельных отношений.

5) Указы Президента Республики Беларусь.

Указы Президента принимаются в процессе реализации его полномочий по регулированию  земельных отношений, закрепленных в Кодексе о земле.

Иные акты законодательства как источники земельного права  принимаются различными органами исполнительной власти и местного управления и самоуправления в пределах их компетенции по регулированию  земельных отношений и включают в себя:

постановления Совета Министров Республики Беларусь;

постановления и приказы республиканских органов  государственного управления и Национального  банка;

решения органов  местного управления и самоуправления.

По содержанию и целевому предназначению они подразделяются на 3 раздела:

• акты, изданные для развития и конкретизации соответствующих законов, являющихся источниками земельного права;

• акты, устанавливающие правовой статус и полномочия органов управления землями, порядок их осуществления;

• акты, изданные этими органами самостоятельно в пределах их компетенции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Право временного пользования землей

Временное пользование  земельным участком, в соответствии со ст. 9 Кодекса Республики Беларусь о земле, может быть краткосрочным - до 3 лет, и долгосрочным - от 3 до 10 лет. Временное пользование землей может быть вторичным, но только в случаях, предусмотренных законодательством.

Гражданское законодательство Республики Беларусь не предусматривает  временного землепользования в числе  самостоятельных прав на землю. Оно возникает на основании административно-правовых актов соответствующих исполнительных и распорядительных органов (первичное временное землепользование) или решений (актов) предприятий, организаций, учреждений (вторичное временное землепользование).

Граждане Республики Беларусь ограничены в получении  земли в пользование, поскольку  их потребности реализуются через  право частной собственности  и пожизненного наследуемого владения землей. Гражданам Республики Беларусь земельные участки предоставляются в пользование только в случаях, которые предусмотрены законодательством:

• для огородничества - во временное пользование (ст. 83 Кодекса  республики Беларусь о земле);

• для сенокошения  и выпаса скота - (ст. 83 Кодекса Республики Беларусь о земле);

• для служебного землепользования (ст. 84, 85 Кодекса Республики Беларусь о земле);

• для строительства (установки) временных индивидуальных гаражей - во временное пользование (ст. 74 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Аренда земли  представляет собой основанное на договоре временное возмездное пользование земельным участком.

Аренда земли  является разновидностью срочного землепользования. Это единственный вид временного пользования землей, основанный на гражданско-правовом договоре. По этому признаку аренда земли относится к обязательственным правам на землю. Договор аренды - двухсторонний, возмездный, реальный, заключаемый на началах добровольности и равноправия сторон кроме тех случаев, когда заключение договора аренды является обязательным в соответствии с законодательством (ст.627, 623 ГК). Поэтому условия аренды земельного участка определяются по соглашению сторон (ст.46 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Сторонами в договоре аренды земли являются арендодатель и арендатор.

Арендодателем может быть только собственник земельного участка, а также лица, управомоченные законодательством или собственником сдавать земельный участок в аренду.

При аренде земель, находящихся  в государственной собственности, арендодателями являются сельские (поселковые), городские (городов областного подчинения и г. Минска), районные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции. При аренде земель, находящихся в частной собственности, арендодателями являются граждане и юридические лица Республики Беларусь, имеющие земельные участки в частной собственности (ст. 44 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Арендаторами земельных  участков могут быть юридические  и физические лица Республики Беларусь, лица без гражданства, иностранные  юридические и физические лица, иностранные государства, международные организации (ст.43 Кодекса Республики Беларусь о земле). Иностранные субъекты могут получить земельные участки только в аренду, кроме предприятий с иностранными инвестициями и иностранных государств, в тех случаях, когда им предоставляется право собственности на землю.

Предметом договора аренды земли является индивидуально-определенный земельный участок, в отношении  которого должен быть указан его размер и качественная характеристика, а  также другие данные, позволяющие точно установить объект аренды.

Срок аренды земельного участка  определяется договором (ст. 45 Кодекса  Республики Беларусь о земле). Для  всех видов аренды максимальный срок составляет 99 лет, а при аренде земельных  участков для сельскохозяйственного использования он не должен быть менее 5 лет.

Содержание договора аренды земли, в том числе обязательные условия, определяются гражданским  законодательством. В соответствии со ст. 578 ГК законодательством могут  быть установлены особенности сдачи  в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов. Если эти особенности не определены, применяются общие положения об аренде, содержащиеся в ГК (гл. 34 §1).

В настоящее время законодательством  предусмотрены особенности аренды земельных участков, находящихся в частной собственности граждан Республики Беларусь (ст. 47 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Аренда земель, находящихся  в государственной собственности, по целям использования и видам  земель не ограничивается. В аренду могут сдаваться земельные участки из любых категорий земель, при передаче их в аренду соответствующие государственные органы определяют целевое назначение земельного участка.

Право ограниченного пользования  чужим земельным участком (земельные  сервитуты) появилось в законодательстве Республики Беларусь после обновления гражданского и земельного законодательства. Концепция земельных сервитутов заимствована из римского права.

Гражданское законодательство относит земельные сервитуты  к числу вещных прав (ст. 217 ГК). В  отличие от других вещных прав на землю - права собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, которые возникают по отношению к свободному земельному участку - сервитут выражается в праве пользования чужим земельным участком. Это может быть соседний земельный участок, а в необходимых случаях - другой земельный участок (ст. 268 ГК, ст. 13 Кодекса Республики Беларусь о земле). Законный владелец участка, по отношению к которому устанавливается сервитут, сохраняет все права по владению, пользованию и распоряжению своим земельным участком, в том числе и возможность использовать все его полезные свойства.

Содержание земельного сервитута  составляет правомочие ограниченного  пользования чужим земельным  участком для определенной цели. Узкоцелевое назначение права земельного сервитута отличает его от других видов права землепользования. Лицо, в интересах которого установлен земельный сервитут, не может осуществлять иные виды пользования, не оговоренные при установлении сервитута.

Перечень целей, для которых устанавливается сервитут, законодательством определен примерно. Во всех случаях земельный сервитут связан с невозможностью для лица, требующего установления сервитута, обеспечить иным способом надлежащую эксплуатацию своего земельного участка.

В основе возникновения права  земельного сервитута лежат гражданско-правовые основания. Сервитут устанавливается  по соглашению между лицом, требующим  установления сервитута, и собственником  соседнего земельного участка, а  в случае недостижения такого соглашения - судом по иску лица, требующего установления сервитута (ст. 268 ГК, ст. 14 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Информация о работе Контрольная работа по "Земельному праву"