Контрольная работа по «Земельному праву»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 06:43, контрольная работа

Описание работы

Задача. Администрация Хабаровского края обратилась с запросом в Конституционный суд РФ о проверке конституционности отдельных положений о лесном фонде, закрепленных в статьях 19,46 и 47 Лесного кодекса РФ разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации. Постановлением суда от 09.01.1998г № 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации» спорные положения Лесного кодекса РФ были признаны соответствующими Конституции Российской Федерации. Будет ли постановление Конституционного Суда РФ являться источником земельного права? Проанализировав Постановление Конституционного Суда РФ от 09 января 1998г «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса РФ», представьте свою точку зрения по спорным вопросам и аргументируйте её.

Содержание работы

Участники земельных правоотношений………...……...……......3-4
Изъятие земельного участка для государственных нужд………5-9
Правовой режим земель поселений……………………….......10-20
Задача…………………………………………………………………21-22
Библиографический список………………………………………………23

Файлы: 1 файл

Земельное право.docx

— 42.23 Кб (Скачать файл)

План

  1. Участники земельных правоотношений………...……...……......3-4
  2. Изъятие земельного участка для государственных нужд………5-9
  3. Правовой режим земель поселений……………………….......10-20

Задача…………………………………………………………………21-22

Библиографический список………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Участники земельных правоотношений

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Участниками земельных правоотношений являются:

- физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства);

- юридические лица (в том числе иностранные юридические лица);

- Российская Федерация;

- субъекты РФ;

- муниципальные образования.

Участников земельных отношений можно разделить на две группы:

1) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Их правовое положение определяется  Конституцией РФ, федеральными конституционными  законами, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ и иными  нормативными правовыми актами, принятыми в их развитие и  в соответствии с ними;

2) граждане и юридические  лица – их статус определяется  нормами частного права (гражданского). Правовое положение определяется  нормами гражданского законодательства.

Если иное не установлено федеральными законами или международным договором России, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица наделяются теми же правами, что и российские граждане и юридические лица. 1

Например, согласно п. 3 ст. 15 Земельного кодекса определяются перечни территорий (приграничные, а также имеющие особое значение: стратегическое, оборонное, национальное и т. п.), которыми они не могут обладать на праве собственности, в том числе купить или приобрести на иных основаниях в собственность; ст. 22 ЗК, посвященная вопросам аренды, начинается с правомочий иностранцев. Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в соответствии с ЗК РФ земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается ЗК.

В зависимости от вида прав субъекты земельных правоотношений подразделяются на пять категорий:

1)  собственники земельных  участков – лица, являющиеся собственниками  земельных участков;

2)  землепользователи  – лица, владеющие и пользующиеся  земельными участками на праве  постоянного (бессрочного) пользования  или на праве безвозмездного  срочного пользования;

3)  землевладельцы –  лица, владеющие и пользующиеся  земельными участками на праве  пожизненного наследуемого владения;

4)  арендаторы земельных  участков – лица, владеющие и  пользующиеся земельными участками  по договору аренды, договору  субаренды;

5)  обладатели сервитута  – лица, имеющие право ограниченного  пользования чужими земельными  участками (сервитут).

Кроме того, в этот перечень входят лица, которым выданы свидетельства на право собственности на земельную долю. Они также выступают участниками земельных отношений, хотя и не располагают участком, выделенным в натуре в счет принадлежащей им земельной доли, поскольку этот участок входит в земельный массив. 2

 

 

 

 

  1. Изъятие земельного участка для государственных нужд

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется только в исключительных случаях:

- при необходимости выполнения международных обязательств РФ (например, при строительстве международных магистральных трубопроводов);

- при указании на необходимость изъятия в законе РФ или в законе субъекта РФ в отношении земель, находящихся в собственности субъекта РФ или муниципального образования на его территории.

- при необходимости размещения объектов государственного или муниципального значения, если нет других вариантов их размещения.

К таким объектам относятся (перечень исчерпывающий):

- объекты федеральных и региональных энергетических систем;

- атомные объекты;

- объекты обороны и безопасности, в том числе, обеспечивающие охрану границы;

- федеральные и региональные объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи;

- объекты космической деятельности;

- линейные объекты, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

- объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения;

- автомобильные дороги. 3

Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

В выкупную цену земельного участка включаются:

- рыночная стоимость участка;

- рыночная стоимость расположенного на нем недвижимого имущества (жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений);

- убытки, причиненные изъятием участка.

В случае спора о выкупной цене участка обязательно должна проводиться профессиональная оценка его рыночной стоимости.

Если по соглашению с собственником ему предоставляется другой земельный участок, его стоимость засчитывается в выкупную цену.

Если земельный участок и недвижимость на нем принадлежат разным лицам, стоимость строений компенсируется их собственнику, а в выкупную цену участка включаются стоимость самого участка и причиненные его собственнику убытки в полном объеме, включая упущенную выгоду (например, при досрочном прекращении обязательств перед третьими лицами).

Решение об изъятии участка подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты. С этого момента любые произведенные им затраты на изымаемом участке (на строительство и реконструкцию зданий, строений и сооружений, а также иные затраты, существенно повышающие стоимость земельного участка) не подлежат компенсации. 4

В связи с отсутствием у землепользователей (бессрочное пользование), землевладельцев (пожизненное наследуемое владение) и арендаторов права собственности на земельные участки, им не возмещается стоимость участков, однако они имеют право требовать бесплатно предоставить им равноценные. Кроме того, им должна быть возмещена стоимость принадлежащих на праве собственности строений, расположенных на участке, и причиненных изъятием убытков, включая упущенную выгоду, в полном объеме. Основания изъятия участков для государственных и муниципальных нужд у пользователей и владельцев должны быть те же, что и для участков, находящихся в собственности.

Возмещение убытков осуществляется за счет бюджетных средств бюджетов, либо лицами, в пользу которых изымаются земельные участки, либо лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон.

В случаях, когда законом предусмотрена возможность изъятия земельных участков у граждан, может быть принято решение о резервировании земель. При этом права граждан — собственников земли (например, право на возведение зданий, сооружений, на мелиоративные работы и пр.) — могут быть ограничены на срок не более 7 лет. Решение о резервировании земель принимается органом исполнительной власти или органом местного самоуправления. Оно должно содержать перечень ограничений прав собственников, сроки резервирования и сведения об ознакомлении заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Решение должно быть опубликовано в официальных средствах массовой информации и вступает в силу не ранее его опубликования. 5

Ограничения прекращают действовать после:

- истечения указанного в решении срока резервирования земель;

- предоставления в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель;

- отмены решения о резервировании земель органом, принявшим решение о резервировании;

- изъятия в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

- решения суда, вступившего в законную силу.

Ограничения прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений подлежат государственной регистрации.

Помимо изъятия для государственных или муниципальных нужд земельный участок может быть принудительно изъят у собственника в некоторых других случаях:

- если участок, предназначенный для сельского хозяйства, жилищного или иного строительства не используется для соответствующей цели в течение трех лет;

- использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли (например, его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки);

- при реквизиции в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер — временно с возмещением причиненных убытков, а при невозможности возвращения участка собственнику — с возмещением его рыночной стоимости или предоставлением по его желанию равноценного земельного участка;

- при конфискации по решению суда в виде санкции за совершение преступления. 6

У землевладельцев, землепользователей и арендаторов участки могут изыматься при:

- использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель;

- использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;

- неустранении совершенных умышленно земельных правонарушений, частности — отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;

- неиспользовании земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в течение трех лет, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;

- реквизиции;

- в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Правовой режим земель поселений

Все земли в Российской Федерации подразделяются на несколько категорий. Одной из них являются земли поселений. Данные земли представляют собой пространственно-операционный базис располагающихся на них городов и других поселений. В настоящее время, когда все население проживает в городах, поселках и иных поселениях, крайне важно рациональное использование земель данного вида, разработка вопросов государственного управления (т.е. система учета, мониторинга, кадастра), их использования, а также наличие достаточных мер для охраны данного режима от нарушений.

 Землями поселений  признаются земли, предоставленные  для размещения и развития  городов, поселков и сельских  поселений (ст. 83— 86 ЗК РФ).

 Земли поселений —  одна из категорий земель в  земельном фонде России.

 Согласно Градостроительному кодексу РФ от 01.01.2005 все населенные пункты Российской Федерации подразделяются на городские (города и поселки), сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки) и иные поселения.

 При этом в зависимости  от численности населения городские  и сельские поселения соответственно  подразделяются на:

 — сверхкрупные города (численность населения свыше 3 млн. человек);

 — крупнейшие города (численность населения от 1 млн. до 3 млн. человек);

 — крупные города (численность  населения от 250 тыс. до 1 млн. человек);

 — большие города (численность  населения от 100 тыс. до 250 тыс. человек);

 — средние города (численность  населения от 50 тыс. до 100 тыс. человек);

 — малые города  и поселки (численность населения  до 50 тыс. человек);

 — крупные сельские  поселения (численность населения  свыше 5 тыс. человек);

 — большие сельские  поселения (численность населения  от 1 тыс. до 5 тыс. человек);

 — средние сельские  поселения (численность населения  от 200 человек до 1 тыс. человек);

Информация о работе Контрольная работа по «Земельному праву»