Направления развития лесного хозяйства с учетом динамики спроса на лесные ресурсы на внутреннем и внешнем рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2015 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Россия – крупнейшая лесопромышленная страна мира, в которой сложился мощный лесохимический комплекс, включающий заготовку, механическую обработку и химическую переработку древесины. Россия богата лесами: они занимают более 45% ее территории. В нашей стране находится 1/5 всех лесов мира и 1/4 мировых запасов древесины. Ежегодный прирост леса в России составляет более 800 млн. м³, а установленная расчетная лесосека, то есть количество леса, которое может быть вырублено без ущерба для экологии, –538,4 млн. м³.

Содержание работы

Глава 1. Теоретическая 2
1. Лесной комплекс: состав и значение в народном хозяйстве страны 2
1.1. Значение лесного комплекса 3
1.2. Основные отрасли лесного комплекса 4
2. Лесной комплекс в экономике страны 5
3. Экологическое значение лесов 16
Глава 2. Аналитическая часть 19
1. Концепция развития лесного хозяйства РФ на 2003 - 2010 годы 19
1.1. Состояние лесного хозяйства и его роль в природно-ресурсном комплексе страны 19
1.2. Прогноз развития лесного хозяйства России до 2010 года 21
1.3. Цели и задачи развития лесного хозяйства 22
Глава 3. Направления развития лесного хозяйства с учетом динамики спроса на лесные ресурсы на внутреннем и внешнем рынках 24
1. Общие положения 24
2. Совершенствование организации лесопользования 25
3. Совершенствование лесоустройства, учета и оценки лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд 27
4. Совершенствование охраны и защиты лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд 28
5. Воспроизводство лесов и защитное лесоразведение 31

Файлы: 1 файл

kazedu_151702.docx

— 53.61 Кб (Скачать файл)

Лесной сектор играет важную роль в экономике страны и имеет существенное значение для социально-экономического развития более чем 40 субъектов РФ. Органы управления и организации лесного хозяйства реализуют возложенные на них задачи по обеспечению комплексного и рационального использования ресурсов и полезных свойств лесов, воспроизводству, повышению продуктивности, сохранению биоразнообразия и устойчивости лесов, осуществлению мероприятий по лесоустройству, охране лесов от пожаров и защите от вредителей и болезней, лесовосстановлению, уходу за лесом, организации лесопользования в части подготовки и передачи лесного фонда для осуществления лесопользования, контроля за лесопользованием и другие задачи.

Лесной фонд страны в настоящее время используется недостаточно эффективно. В 2001 году освоение расчетной лесосеки составило 24%, при этом в Уральском, Сибирском и Дальневосточном регионах – менее 15%. Преимущественно осваивается расчетная лесосека по хвойному хозяйству, то есть заготавливается наиболее ценная древесина при значительном накоплении менее ценных перестойных насаждений лиственных пород.

За последние 3 года снизился объем продажи древесины на лесных аукционах. Недостаточным остается экономический эффект от использования участков лесного фонда по договорам аренды. Большинство договоров аренды участков лесного фонда заключено на срок до 5 лет, что не способствует решению вопросов по восстановлению лесов, охране их от пожаров, а также инвестированию строительства лесовозных дорог.

Рост объема лесозаготовок за последние 3 года происходит в основном на территории Европейской части России, что связано с транспортной доступностью лесосырьевых ресурсов.

Экстенсивное и непропорциональное развитие лесоперерабатывающих предприятий оказало негативное влияние на состояние лесного фонда. Сокращение площади высокопродуктивных хвойных и одновременно накопление менее ценных мягколиственных насаждений создаст в будущем проблемы в организации рентабельного лесопользования в Европейской части России и на Урале.

Остаются высокими потери лесного хозяйства от лесных пожаров, вредителей и болезней леса, промышленных выбросов и незаконных рубок. Ежегодный ущерб от лесных пожаров оценивается в 3 - 3,5 млрд. рублей. Около 40 тыс. гектаров лесов ежегодно усыхает вследствие вспышек размножения вредителей и болезней. Возрос объем незаконных рубок леса в приграничных районах России.

За последние 10 лет в связи с падением объемов лесозаготовок сократились объемы лесохозяйственных мероприятий. Не соблюдаются нормы Лесного кодекса Российской Федерации по обеспечению финансирования лесовосстановительных работ из бюджетов субъектов Российской Федерации. В 2001 году лесовосстановительные работы на 65 процентов были профинансированы за счет средств лесхозов.

За последнее десятилетие также снизился уровень материально-технического обеспечения лесного хозяйства.

Анализ существующей системы платежей за пользование лесным фондом свидетельствует о низком удельном весе ставок лесных податей в цене лесоматериалов круглых, который не превышает 3-7%. Низкий уровень платы за древесину на корню не обеспечивает финансирования воспроизводства лесных ресурсов.

Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов регулируются нормативными правовыми актами, принятыми в разное время, в том числе до принятия Лесного кодекса Российской Федерации, что обусловливает необходимость приведения их в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Настоящая Концепция определяет цели. задачи и приоритеты развития лесного хозяйства и государственного управления лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами.

 

1.2. Прогноз развития лесного хозяйства России до 2010 года

В подпрограмме "Леса" федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)" прогнозируется стабилизация объемов лесохозяйственных мероприятий при существенном улучшении их качества и повышении эффективности.

К 2010 году в целях улучшения качества лесного фонда предусматривается осуществить лесовосстановление на площади 6900 тыс. гектаров, лесоразведение на площади 160 тыс. гектаров, ввод молодняков в категорию ценных лесных насаждений на площади 9500 тыс. гектаров, улучшить санитарное состояние лесов на площади 10400 тыс. гектаров, осуществить противопожарное обустройство лесного фонда и снизить опасность лесных пожаров, в том числе предотвратить ущерб в размере более 2 млрд. рублей в год, построить 5,4 тыс. километров дорог лесохозяйственного назначения.

Намечено осуществить лесоустройство, инвентаризацию и мониторинг состояния лесного фонда на площади 757 млн. гектаров, обеспечить техническое перевооружение лесохозяйственного производства на основе внедрения современных высокоэффективных технических средств и технологий.

Объем рубок главного пользования предусматривается увеличить на 30 - 40 процентов, отвод лесосек под рубки главного и промежуточного пользования довести до 200 млн. куб. метров в год.

 

1.3. Цели и задачи развития лесного хозяйства

Целями развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесным фондом и не входящими в лесной фонд лесами являются создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами при соблюдении требований непрерывного, рационального и неистощительного пользования лесным фондом, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

- урегулирование отношений собственности на лесной фонд, леса, не входящие в лесной фонд, и древесно-кустарниковую растительность на землях других категорий;

- определение и четкое разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере лесных отношений;

- обеспечение дальнейшего совершенствования и развития рыночных отношений в лесопользовании;

- повышение интенсивности ведения лесного хозяйства с учетом экологических и экономических факторов;

- совершенствование экономического механизма в лесном секторе в целях увеличения лесного дохода и введения в действие эффективной системы финансирования лесохозяйственных мероприятий;

- совершенствование системы управления лесным фондом и лесами, не входящими в лесной фонд.

На первом этапе (2003 - 2005 годы) необходимо сформировать эффективную структуру по управлению лесным фондом, находящимся в федеральной собственности, осуществить разработку новых и совершенствование действующих нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, обеспечить условия дальнейшего развития рыночных отношений в лесопользовании.

На втором этапе (2006 - 2010 годы) предусматривается осуществить планомерное развитие лесного хозяйства на основе внедрения достижений науки и техники, широкого использования геоинформационных систем и технологий (ГИС-технологий) для обеспечения интенсивного, комплексного использования лесных ресурсов при сохранении экологического и генетического потенциала лесов России.

 

Глава 3. Направления развития лесного хозяйства с учетом динамики спроса на лесные ресурсы на внутреннем и внешнем рынках

 

1. Общие положения

 

В более чем 40 субъектах Российской Федерации продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50 процентов общего объема промышленной продукции соответствующих регионов. В целом по Российской Федерации этот показатель составляет около 4 процентов.

Однако темпы спада лесопромышленного производства в годы перехода к рыночной экономике были выше по сравнению со спадом промышленности Россия в целом. Объемы производства в лесной промышленности за период с 1988-го по 1998 год сократились в 4 раза.

Россия, имея самые большие в мире лесные ресурсы, значительно отстает в лесной торговле от ведущих стран мира.

В структуре экспорта России лесоматериалы круглые составляют более 32 процентов, что свидетельствует прежде всего о несовершенной структуре производства и неразвитости химико-механической переработки древесины. Стабильность экспорта данного вида лесоматериалов обусловлена его большей доходностью из-за высокой разницы внутренних и экспортных цен.

Несмотря на указанные негативные тенденции, огромные возобновляемые запасы лесных ресурсов позволяют прогнозировать возможность обеспечить России соответствующее ее потенциалу место в мировом товарообороте лесной продукции.

Необходимо принять ряд дополнительных мер по совершенствованию организации лесного хозяйства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития российской лесной промышленности.

 

2. Совершенствование организации лесопользования

 

Основой стратегии лесопользования в России должен быть принцип вовлечения в эксплуатацию всех участков лесного фонда с наличием рентабельных для промышленной заготовки лесных ресурсов.

Увеличение объема лесопользования предусматривается путем вовлечения в эксплуатацию новых, еще не освоенных лесных территорий и повышения интенсивности лесопользования в освоенных лесах.

В современных социально-экономических условиях наиболее целесообразным является использование ресурсов в Европейской части России, на Урале и в южных районах Сибири и Дальнего Востока. Приоритет в дальнейшем развитии лесопользования должен быть отдан Европейской части России и Уралу (несмотря на их меньший ресурсный потенциал по сравнению с другими регионами) в связи с близостью лесных ресурсов к потребителям и рынкам сбыта, относительно развитой транспортной сетью и инфраструктурой различных отраслей. Леса этого региона имеют многоцелевое значение, и режим пользования ими требует высокого уровня ведения лесного хозяйства.

Необходимо пересмотреть подходы к разграничению лесов первой группы по категориям защитности и выделению особо защитных участков в лесах всех групп, в которых запрещаются рубки главного пользования.

Для повышения эффективности лесопользования в Европейской части России и на Урале лесохозяйственным организациям необходимо обеспечить выращивание лесных насаждений с максимально возможным запасом древесины на единицу продуцирующей площади, в том числе за счет расширения практики выращивания плантационных промышленных насаждений.

В южных районах Сибири и Дальнего Востока стратегия увеличения объемов лесопользования должна состоять в вовлечении в эксплуатацию новых лесных территорий путем передачи участков лесного фонда в концессию. Решение проблем концессии участков лесного фонда позволит вовлечь неиспользуемые лесосырьевые ресурсы в эксплуатацию, создать дополнительные рабочие места и увеличить доходность лесопользования.

Необходимо усовершенствовать порядок предоставления участков лесного фонда в долгосрочное и краткосрочное пользование, а также механизм, обеспечивающий покрытие убытков лесного хозяйства в случае невыполнения лесозаготовителями мероприятий по восстановлению леса и несоблюдения ими требований лесного законодательства.

Приоритетными направлениями в сфере арендных отношений должны являться:

- переход к предоставлению участков лесного фонда в аренду на срок до 49 лет исключительно по результатам лесных конкурсов;

- повышение роли и ответственности арендаторов в вопросах улучшения состояния, воспроизводства, охраны и защиты лесов и выполнения лесохозяйственных работ на участках лесного фонда, переданных в аренду для заготовки древесины;

- преимущественное право предоставления участков лесного фонда в аренду лесопользователям. осуществляющим глубокую переработку заготовленной древесины и реализацию конечной продукции.

Необходимо усовершенствовать методы определения расчетной лесосеки по главному пользованию и нормативы промежуточного пользования лесом. При решении этих задач потребуется выделять экономически доступные участки лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, исходя из рыночных цен на лесную продукцию, затрат на лесовосстановление, заготовку и транспортировку продукции.

Лесопользование на участках лесного фонда, подвергшихся радиоактивному загрязнению, должно основываться на принципах нормирования и оптимизации обеспечения радиационной безопасности и дифференцироваться по зонам радиоактивного загрязнения в зависимости от его уровней с обязательным радиационным контролем лесной продукции.

Потребуется законодательно определить, что использование земель лесного фонда как нелесных, так и лесных в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием, после перевода лесных земель в нелесные производится на платной основе.

Леса, произрастающие на вечной мерзлоте (в Азиатской части России это 80 процентов площади лесного фонда) и имеющие низкую продуктивность по древесине, одновременно богаты недревесными ресурсами, которые используются недостаточно. Стоимость недревесных ресурсов в этой зоне значительно выше стоимости древесины. Для рационального использования недревесных ресурсов леса необходимо разработать региональные программы по использованию второстепенных лесных ресурсов, продуктов побочного пользования лесом, уточнить их запасы и обеспечить прогнозирование урожая.

 

3. Совершенствование лесоустройства, учета и оценки лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд

 

Для решения задач, стоящих перед лесным хозяйством, требуется совершенствование лесоустройства и учета (инвентаризации) лесов как системы мероприятий по получению достоверной и разносторонней информации о лесном фонде, разработке проектов организации и ведения лесного хозяйства на основе обоснованных норм рационального лесопользования, а также контролю за состоянием, охраной, защитой лесного фонда, рациональным и эффективным его использованием и своевременным воспроизводством лесов.

Информация о работе Направления развития лесного хозяйства с учетом динамики спроса на лесные ресурсы на внутреннем и внешнем рынках