Направления развития лесного хозяйства с учетом динамики спроса на лесные ресурсы на внутреннем и внешнем рынках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2015 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Россия – крупнейшая лесопромышленная страна мира, в которой сложился мощный лесохимический комплекс, включающий заготовку, механическую обработку и химическую переработку древесины. Россия богата лесами: они занимают более 45% ее территории. В нашей стране находится 1/5 всех лесов мира и 1/4 мировых запасов древесины. Ежегодный прирост леса в России составляет более 800 млн. м³, а установленная расчетная лесосека, то есть количество леса, которое может быть вырублено без ущерба для экологии, –538,4 млн. м³.

Содержание работы

Глава 1. Теоретическая 2
1. Лесной комплекс: состав и значение в народном хозяйстве страны 2
1.1. Значение лесного комплекса 3
1.2. Основные отрасли лесного комплекса 4
2. Лесной комплекс в экономике страны 5
3. Экологическое значение лесов 16
Глава 2. Аналитическая часть 19
1. Концепция развития лесного хозяйства РФ на 2003 - 2010 годы 19
1.1. Состояние лесного хозяйства и его роль в природно-ресурсном комплексе страны 19
1.2. Прогноз развития лесного хозяйства России до 2010 года 21
1.3. Цели и задачи развития лесного хозяйства 22
Глава 3. Направления развития лесного хозяйства с учетом динамики спроса на лесные ресурсы на внутреннем и внешнем рынках 24
1. Общие положения 24
2. Совершенствование организации лесопользования 25
3. Совершенствование лесоустройства, учета и оценки лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд 27
4. Совершенствование охраны и защиты лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд 28
5. Воспроизводство лесов и защитное лесоразведение 31

Файлы: 1 файл

kazedu_151702.docx

— 53.61 Кб (Скачать файл)

Финансирование работ по лесоустройству и учету (инвентаризации) лесов в зависимости от их вида и состава должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и лесопользователей.

Развитие лесоустройства должно осуществляться по двум основным направлениям: снижение трудоемкости работ и повышение их точности и оперативности на основе широкого использования геоинформационных систем и технологии и совершенствования лесоустроительного проектирования с учетом экономических условий лесного хозяйства и лесопользования.

Осуществление кадастровой оценки лесного фонда позволит на эколого-экономической основе выбирать наиболее эффективные направления в использовании лесных ресурсов, планировать с учетом перспективного спроса доходность лесопользования, вести целевое хозяйство, обоснованно определять условия и размер платежей за пользование лесным фондом.

Результаты работ по оценке экологического и ресурсного потенциала лесов должны стать основанием для их разделения на следующие группы:

леса хозяйственного назначения, включая доступные для экономического использования в ближайшие 20 лет лесные территории и территории, возможные для освоения в 50-летней перспективе;

леса, выполняющие защитные функции;

резервные леса.

Предстоит создать комплекс программно-методического обеспечения системы проведения мониторинга лесов, внедрить его в приоритетном порядке на участках с наиболее ценными и подверженными негативным воздействиям насаждениями.

 

4. Совершенствование охраны и защиты лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд

 

Охрана лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, должна осуществляться по следующим направлениям:

- совершенствование нормативной правовой базы в части усиления ответственности за нарушения лесного законодательства в области лесопользования;

- регулярное повышение квалификации должностных лиц государственной лесной охраны Российской Федерации;

- ограничение оборота незаконно заготовленной древесины посредством развития системы лесных бирж.

Охрана лесов от пожаров должна стать важнейшим направлением государственной политики, обеспечивающим экологическую безопасность страны и сохранение ресурсного потенциала лесов. Система охраны лесов должна функционировать в условиях 'существенно меняющихся лесопожарных ситуаций.

Поскольку основными причинами возникновения лесных пожаров являются антропогенные факторы (по вине человека возникает более 80 процентов лесных пожаров), необходимо формировать в сознании людей, начиная с детского возраста, бережное отношение к лесу. Предусматривается усиление агитационной деятельности по профилактике лесных пожаров с помощью средств массовой информации.

Развитие наземных служб обнаружения лесных пожаров будет осуществляться путем эффективного использования стационарных пунктов наблюдения (пожарно-наблюдательных вышек и мачт) и установки на них современных телевизионных камер цветного изображения с высокой разрешающей способностью. Для повышения оперативности тушения лесных пожаров необходимо укомплектовать существующие пожарно-химические станции до нормативного уровня технического оснащения и заменить изношенную пожарную технику и оборудование.

Главной целью авиационной охраны лесов является обнаружение и ликвидация очагов огня в начальной стадии развития. Для достижения этой цели следует обеспечить необходимую кратность патрулирования.

Одним из путей снижения затрат на авиапатрулирование является внедрение легкой авиации. Необходимо завершить создание, сертификацию и приобретение легких самолетов, обустройство аэродромов и аэропортов, обеспечение наземных служб средствами технического обслуживания и контроля.

Предусматривается дальнейшее развитие технологии тушения лесных пожаров с воздуха с применением авиатанкеров, а также химических средств и полимеров, повышающих эффективность использования воды для тушения лесных пожаров. Будет продолжено внедрение автоматизированных систем пакетной радиосвязи для оперативного управления охраной лесов, осуществление радиоэлектронного контроля за работой воздушных судов, переоснащение радиосетей, применяемых в лесном хозяйстве. Следует продолжить работы по развитию центров космического мониторинга лесных пожаров на всей территории России, материалы которого должны дополнять сведения авиационного и наземного обнаружения лесных пожаров.

Система охраны лесов от пожаров предусматривает:

- осуществление зонировання территории лесного фонда по уровню требуемой противопожарной охраны с учетом экономической и экологической ценности лесов, а также степени хозяйственного освоения территорий;

- совершенствование системы управления тушения крупных лесных пожаров;

- осуществление мониторинга лесных пожаров на базе геоинформационных систем, обеспечивающих обработку наземных, авиационных и космических наблюдений;

- переход от методов организации тушения всех лесных пожаров к научно обоснованному управлению огнем и ликвидации очагов возгорания в лесу (управлению лесными пожарами);

- расширение научно-исследовательских и проектных работ в этой области;

- совершенствование правового и экономического обеспечения охраны лесов от пожаров исходя из четкого разграничения между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий и ответственности в сфере осуществления мероприятий по охране лесов, финансированию расходов на профилактику, обнаружение и тушение пожаров.

Для защиты лесов от вредителей и болезней и принятия экологически и экономически обоснованных решений по этому вопросу предусматривается создание единой информационной системы об изменениях лесопатологической обстановки в лесах.

Повышение эффективности мероприятий по защите лесов будет обеспечиваться путем совершенствования методов активной защиты лесов от вредителей и болезней с использованием новых эффективных средств защиты, а также путем развития биологического метода защиты леса.

Важнейшими направлениями в области защиты лесов должны стать повышение роли профилактических мероприятий по предупреждению вспышек массового размножения вредителей и распространения болезней, в том числе путем формирования лесных насаждений, устойчивых к воздействию негативных факторов, и соблюдение требований по защите лесов при ведении лесного хозяйства.

 

5. Воспроизводство лесов и защитное лесоразведение

 

В современных условиях воспроизводство лесов на вырубках, гарях и других не покрытых лесной растительностью лесных землях должно быть обеспечено за счет:

- проведения необходимых мероприятий по восстановлению леса, обеспечения условий для естественного возобновления хозяйственно ценных древесных пород;

- оптимизации на основе материалов лесоустройства соотношения интенсивных и экстенсивных методов восстановления лесов, сохранения их генетического потенциала, внедрения достижений генетики и селекции в лесное семеноводство, применения современных интенсивных технологий выращивания посадочного материала, а также современных средств химии при уходе за молодыми лесными насаждениями.

В рассматриваемом периоде принцип "лесопользователь платит за лесовосстановление вырубленных площадей" должен стать основой лесной политики.

В целях предупреждения процессов опустынивания и эрозии земель необходимо увеличить объемы работ по созданию и выращиванию защитных лесных насаждений на юго-востоке Европейской части России, Северном Кавказе, в Поволжье и на Южном Урале.

VII. Экономические и финансовые основы развития лесного хозяйства

В целях обеспечения развития лесного хозяйства в 2003 - 2010 годах необходимо активизировать решение задач по финансированию лесохозяйственных мероприятий исходя из выделения для этих целей средств из бюджетов разных уровней, инвестирования (включая иностранные инвестиции) со стороны промышленных предприятий, общественных и международных фондов, юридических и физических лиц в решение конкретных задач.

Необходимо осуществить переход к получению средств от использования участков лесного фонда за счет:

а) лесных податей и арендной платы как неналоговых платежей за пользование участками лесного фонда, размер которых устанавливается по результатам лесных торгов (конкурсов и аукционов);

б) средств, взимаемых при переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и при изъятии и переводе земель лесного фонда в земли иных категорий.

Указанные средства поступают в бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Для обеспечения устойчивого развития лесного хозяйства требуется увеличить государственные инвестиции, в том числе:

- принять меры по увеличению капитальных вложений на охрану лесов от пожаров, на борьбу с лесонарушениями;

- использовать лизинг в лесном хозяйстве;

- создать экономическую модель, обеспечивающую возможность использования в лесном хозяйстве средств внебюджетных источников на капитальные вложения.

VIII. Участие в международном сотрудничестве в области лесного хозяйства

Россия активно участвует в деятельности Международного союза лесных исследовательских организаций и в работе всемирных лесных конгрессов.

Принимая во внимание обеспечение устойчивого развития лесного хозяйства и лесного сектора экономики в целом, необходимо осуществить переоценку результатов выполнения международных обязательств России в области лесного хозяйства и установить приоритетные направления сотрудничества в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесных ресурсов. Предусматривается активизация деятельности по повышению роли России в международном сотрудничестве по следующим направлениям:

- анализ опыта проведения реформ в лесном секторе экономики стран с различными формами собственности на леса и использование этого опыта при реформировании лесного хозяйства;

- осуществление комплекса мероприятий по повышению доли России в мировом лесном экспорте (особенно продукции глубокой переработки древесины) с учетом конъюнктуры мирового лесного рынка и потенциальных возможностей стран-конкурентов;

- создание и развитие признаваемой международным сообществом системы лесной сертификации;

- расширение международного сотрудничества (на двусторонней и многосторонней основе) в сфере дистанционных методов учета и мониторинга запасов лесных ресурсов, обнаружения, прогнозирования и мониторинга лесных пожаров и вспышек массового размножения насекомых-вредителей;

- разработка и реализация комплексных программ изучения и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем.

IX. Механизм реализации Концепции развития лесного хозяйства и ожидаемые результаты

Для решения задач по развитию лесного хозяйства необходимо разработать и осуществить комплекс мероприятий, направленных на совершенствование и развитие законодательства в области лесного хозяйства и лесопользования, государственного управления, межведомственной и межрегиональной координации в сфере лесных отношений, повышение эффективности деятельности по использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов, научное и кадровое обеспечение лесного хозяйства и расширение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в области лесного хозяйства (план мероприятий по реализации настоящей Концепции прилагается).

Предполагается разработать ряд нормативных правовых актов, регулирующих следующие вопросы:

- эффективное осуществление лесопользования на праве аренды и концессии участков лесного фонда;

- обеспечение благоприятного инвестиционного климата при лесопользовании, привлечение дополнительных финансовых средств, развитие конкурентной среды в лесном секторе экономики;

- обеспечение эффективного экономического механизма пользования лесным фондом;

- обеспечение защиты деятельности государственной лесной охраны Российской Федерации при пресечении нелегальных рубок и иных лесонарушений;

- упорядочение предоставления льгот при пользовании лесными ресурсами;

- оценка экономического и экологического потенциала участков лесного фонда;

- права и обязанности собственников лесов, не входящих в лесной фонд, а также древесно-кустарниковой растительности, обеспечивающие их защиту и сохранение.

Одним из основных инструментов реализации настоящей Концепции и государственной лесной политики на долгосрочную перспективу должны стать целевые программы федерального и регионального уровня.

Выполнение плана мероприятий по реализации настоящей Концепции позволит обеспечить:

- устойчивое развитие лесного хозяйства;

- существенное улучшение состояния лесного фонда;

- четкое разграничение полномочий между органами государственной власти разных уровней в области лесных отношений, а также соблюдение интересов государства и граждан в сфере пользования лесами;

- увеличение лесных платежей в бюджеты всех уровней;

- улучшение условий труда работников лесного хозяйства, создание дополнительных рабочих мест;

- защиту прав инвесторов и иных пользователей лесными ресурсами, что объективно будет способствовать снижению рисков хозяйствен ной деятельности, повышен неэффективности функционирования и увеличению производства продукции лесного сектора экономики страны

 


Информация о работе Направления развития лесного хозяйства с учетом динамики спроса на лесные ресурсы на внутреннем и внешнем рынках