Нормы отечественного, как современного, так и ранее действовавшего права регулирующие вопросы земельных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2015 в 00:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является всестороннее рассмотрение правового регулирования права собственности на землю в Российской Федерации, а также судебной практики, связанной с осуществлением такого права.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
- представить землю как объект земельных и гражданских правоотношений;
- охарактеризовать нормативно-правовое регулирование права собственности на землю;
- рассмотреть использование земель в Российской Федерации РФ;
- рассмотреть элементы правоотношения по владению, пользованию и распоряжению землей;
- проанализировать проблемы правоприменительной практики в связи с возникновением и прекращением права собственности на землю.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 Право собственности на землю в России
1.1 Права собственности на землю в отечественной истории
1.2 Понятие права собственности на землю
1.3 Характеристика законодательства по владению, пользованию и распоряжению землей
ГЛАВА 2 Элементы правоотношений по владению, пользованию и распоряжению землей
2.1 Земля как объект права собственности
2.2 Субъекты права собственности на землю
2.3 Содержание правоотношения по владению, пользованию и распоряжению землей
ГЛАВА 3 Проблемы правоприменительной практики в связи с возникновением и прекращением права собственности на землю к
3.1 Основные способы приобретения (возникновения) права собственности на землю
3.2 Основания и способы прекращения права собственности за землю
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ - копия.docx

— 82.48 Кб (Скачать файл)

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 Право собственности на землю в России

1.1 Права собственности на землю в отечественной истории

1.2 Понятие права собственности на землю

1.3 Характеристика законодательства по владению, пользованию и распоряжению землей

ГЛАВА 2 Элементы правоотношений по владению, пользованию и распоряжению землей

2.1 Земля как объект права собственности

2.2 Субъекты права собственности на землю

2.3 Содержание правоотношения по владению, пользованию и распоряжению землей

ГЛАВА 3 Проблемы правоприменительной практики в связи с возникновением и прекращением права собственности на землю к

3.1 Основные способы приобретения (возникновения) права собственности на землю

3.2 Основания и способы прекращения права собственности за землю

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы актуальна в силу того, что во-первых, первоначальным источником всякого богатства является земля, что определяет ее экономическое, политическое и социальное значение в жизни общества, во-вторых, все земли имеют различное качество, отличаются друг от друга своими природными характеристиками и показателями, имеют различное экономическое и социальное значение в жизни общества.

Земельный кодекс, закрепляя принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, связывает его с учетом трех главных факторов: природных, социальных и экономических. В-третьих, правовой режим земель представляет собой определение в законодательстве содержания права собственности, иных прав на земельные участки, управления использованием и охраной земель, мер по охране земель, выражающееся в правах и обязанностях лиц, использующих земельные участки, посредством установления основного целевого назначения земель, зонирования, ограничения прав и сервитутов.

Проводимые с 1990 г. аграрные и земельные преобразования в России вызвали значительные изменения земельных отношении и системы землепользования. Появляются черты нового земельного строя, основанного не только на государственной  земельной собственности, но и на многообразии ее форм. Формируемое в ходе реформы земельно-правовое пространство довольно сложно и противоречиво, появляются и исчезают отдельные отношения, оказывая существенное воздействие на систему организации использования земель. Процесс становления такой системы не завершился, продолжается перераспределение земель, вызванное экономическими и экологическими причинами. Нестабильность системы землепользования вызывается также ошибками, допущенными в начальный период проведения земельной реформы.

Земельная реформа - процесс целенаправленного и последовательного совершенствования системы земельных отношений и экономических методов регулирования. Однако в России ее начали проводить без предварительной подготовки. Отсутствовали научно обоснованная концепция и программа земельных преобразовании, законодательная и нормативная база, не было системы управления земельной реформой правового, экономического и организационного механизмов регулирования земельных отношений. В этих условиях в спешном порядке приходилось принимать множество подзаконных актов, не обеспеченных механизмом их реализации, не апробированных в разных природно-климатических зонах России.

Земельное законодательство, и, прежде всего, вступивший в действие 30 октября 2001 года Земельный кодекс Российской Федерации, сделал более прозрачной процедуру предоставление земельных участков, в том числе для целей строительства.

Целью данной работы является всестороннее рассмотрение правового регулирования права собственности на землю в Российской Федерации, а также судебной практики, связанной с осуществлением такого права.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:

- представить землю как объект земельных и гражданских правоотношений;

- охарактеризовать нормативно-правовое регулирование права собственности на землю;

- рассмотреть использование земель в Российской Федерации РФ;

- рассмотреть элементы правоотношения по владению, пользованию и распоряжению землей;

- проанализировать проблемы правоприменительной практики в связи с возникновением и прекращением права собственности на землю.

Объект исследования: общественные отношения, связанные определением и содержанием права собственности на землю в Российской Федерации.

Предмет исследования - нормы отечественного, как современного, так и ранее действовавшего права регулирующие вопросы земельных отношений.

Новизна исследования состоит в многоплановом и комплексном подходе к исследованию вопросов относительно права собственности на землю.

Методологическая основа исследования включает общенаучные методы познания - диалектический, исторический, логический, системный, а также применяемые в юриспруденции частнонаучные методы: формально-логический, историко-правовой, сравнительно-правовой, системно-структурный.

Теоретическую основу исследования составили научные труды советских, российских, иностранных ученых по земельному праву, работы практикующих юристов по проблемам правовой охраны земельных отношений. В частности, теоретическими источниками послужили работы: С.А. Боголюбова, А.И. Бойцова, Е.С. Болтановой Я.М. Брайнина, Г.Е. Быстрова, Л.Д. Гаухмана, П.Ф. Гришанина, П.С. Дагеля, А.Ю. Денисова, А.И. Долговой, Б.В. Ерофеева, И.Э. Звечаровского, М.Г. Иванова, С.В. Изосимова, И.А. Иконицкой, М.А. Кауфмана, С.Г. Келиной,

М.И. Ковалева, В.М. Когана, И.Я. Козаченко, А.И. Коробеева, Л.Л. Кругликова.

Нормативно-правовая база представлена Конституцией России, законами и иными нормативными правовыми актами СССР, РСФСР, современным российским законодательством различного уровня и отраслевой направленности.

Эмпирическая база исследования сформирована на основе данных, содержащихся в материалах проверок соблюдения законодательства, проведенных комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, коммерческих организаций с 2006 по 2010 год и анализе судебных решений.

Научная новизна заключается в комплексном, системном подходе к рассмотрению вопросов права собственности на землю. Комплексность исследования выражена в анализе воздействия правовых норм на различные виды земельных отношений, обладающих определенной спецификой. С учетом последних изменений отраслевого законодательства исследованы проблемы юридической техники правовых норм, обеспечивающих правоотношения на землю, и выработаны предложения по совершенствованию данных норм и практики их применения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 Право собственности на землю в России

1.1 Права собственности на землю в отечественной истории

Право собственности как субъективное право является наиболее широким, но не единственным вещным правом, а институт права собственности представляет собой лишь составную часть важнейшей под отрасли гражданского права - вещного права. Следовательно, юридический анализ права собственности предполагает его рассмотрение в качестве вещного права, что в свою очередь требует четкого понимания природы и признаков вещных прав.

Формирование крепостного права уходит во времена становления Киевской Руси. В то время подлежали усиленной охране все частные землевладения. На это указывает текст статьи 34 «Русской Правды» (Краткая редакция). В ней был установлен высокий штраф за порчу межевого знака, чем подчеркивалась забота древнерусского государства об обеспечении устойчивости земельного правопорядка.

В 1565 г. Иван Грозный разделил земли государства на земские (обычные) и опричные (особые), включив в последние земли оппозиционной княжеско-боярской аристократии.

В 1880 г. Церковным Собором было принято решение, запрещавшее митрополитам, архиереям и монастырям покупать вотчины у служилых людей, принимать земли в заклад и на помин души, увеличивать каким-либо другим способом свои земельные владения

Во второй половине XVI в. проведена повсеместная опись вотчинных земель, информация о которых была занесена в писцовые книги, что способствовало упорядочению финансовой и налоговой систем и служилых обязанностей феодалов. В дальнейшем государство провело повсеместное описание земель с подразделением их на окладные единицы («сохи»). Полученная информация и документация способствовали созданию системы крепостного права.

В общегосударственном масштабе крепостное право оформилось Судебником 1497 г. и последующими указами о заповедных и урочных летах 1591 г. Полное прикрепление крестьянина к земле и подчинение его административной и судебной власти феодала окончательно оформились Соборным уложением 1649 г.

Земельная реформа 1861 г. была осуществлена на принципах, сформулированных при императоре Александре

II. Этими принципами стали:

а) собственность на землю сохраняется за прежними владельцами-помещиками;

б) крестьяне получают усадебную оседлость и наделы на условиях последующего выкупа или отработки;

в) крестьяне выступают как социальный субъект земельно-правовых отношений только в составе общины;

г) всемерно должен быть обеспечен фискальный и казенный интерес при реорганизации земельных отношений.

Первая земельная реформа в России не принесла экономического процветания крестьянам, получившим за выкупные платежи от 2,5 до 5,7 десятин среднедушевой надельной земли. Они не соответствовали трудовым силам и потребностям земледельческого населения.

Последовавшая в начале XX в. вторая реформа в сельском хозяйстве и землепользовании России стала именоваться по имени премьер-министра того времени П.А. Столыпина. Эта реформа, существенно не затрагивая правового статуса помещичьих земель, имела своей целью внести коренные изменения в правовое положение личности и землевладения крестьянства. Так, Указом от 8 ноября 1905 года были отменены выкупные платежи за надельные земли, отведенные крестьянам в ходе реформы 1861 г.

В основе последующих Указов от 4 марта и от 15 ноября 1906 г., а также Закона от 14 июня 1910 г. лежала концепция замены общинного крестьянского землевладения и землепользования частной (подворной).

В период «Столыпинской» реформы окончательно сложился земельный правопорядок Российской империи, который затем существовал до 1917 г. 

Следует отметить, что, несмотря на имеющиеся недостатки существующего в то время законодательства,

Россия была одним из основных поставщиком сельскохозяйственной продукции в страны Европы и «Старого света». Это, в свою очередь, существенно влияло на существующий высокий мировой статус России в целом.

Одним из первых законодательных актов советского государства стал декрет Всероссийского съезда Советов от 26 октября (7 ноября) 1917 г. «О земле».

Декрет «О земле» действовал в течение шести лет, но его положения легли в дальнейшем в основу советского земельного законодательства. Так, были приняты Декрет Совета народных Комиссаров (далее - СНК) от 29 декабря 1917 г. «О запрещении сделок с недвижимостью», Декрет ВЦИК от 27 мая 1918 г. «О лесах», Декрет СНК РСФСР от 30 апреля 1920 г. «О недрах земли». 

С 1922 г. началась кодификация земельного законодательства, преследовавшая цель: «создать стройный доступный пониманию каждого земледельца свод законов о земле». Кодификация завершилась созданием Земельного кодекса РСФСР 1922 г. В его основных положениях подтверждалось, что вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы ведении она ни состояла, составляет собственность рабоче-крестьянского государства и образует единый государственный земельный фонд. Первым общесоюзным законом, определившим правовой режим всех категорий земель, стали Общие начала землепользования и землеустройства, утвержденные ЦИК СССР от 15 декабря 1928 г.

Последующие реформы 1953 г., 1965 г., принятие Продовольственной программы 1982 г. и внедрение методов внутрихозяйственного, арендного и семейного подрядов на селе не дало ожидаемого результата. Нужны были более радикальные изменения в правилах пользования и владения землями в Российской Федерации Такая политика государства, проводимая с середины 30-х годов XX в. в отношении землепользования и землевладения, как стало ясно в последние годы, существенно подорвала государственные устои. Отсутствие заинтересованности у граждан к развитию сельского хозяйства, массовый исход людей из деревни привели к тому, что даже сегодня во многих регионах некому обрабатывать землю. Это приводит к деградации земель и утрате ее важнейших природных свойств [22, с. 50].

Лишь в последнем десятилетии ушедшего столетия были проведены реформы, существенно изменившие земельный строй в Российской Федерации.

Таким образом, существенной особенностью данного периода развития земельных правоотношений в России

Стало то, что граждане и юридические лица фактически не имели в собственности земель, не обладали полным правом пользования, владения и распоряжения.

В сфере земельных отношений все настойчивее возникала необходимость следующих преобразований:

- придание земле легальной денежной оценки, переход к арендным отношениям сельскохозяйственных

- легализация других форм частной собственности на землю;

- расширение полномочий местных органов власти в части планирования использования земли и распоряжения ею; разграничение федеральных государственных земель и земель субъектов РФ, а также местного самоуправления;

Информация о работе Нормы отечественного, как современного, так и ранее действовавшего права регулирующие вопросы земельных отношений