Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 00:15, реферат
Описание работы
1. Правовое регулирование земельного рынка в российской федерации 2. Земельный рынок и его особенности 3. Форма собственности и разрешенное использование земельного участка
В ходе исследования земельного
рынка решаются следующие задачи:
анализ и оценка текущего состояния
показателей;
исследование динамики показателей;
сравнительный анализ динамики
показателей по разным сегментам рынка;
исследование важнейших факторов,
влияющих на изменение показателей;
прогнозирование тенденций
изменения показателей.
1.2 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
Для установления оцениваемых
прав на земельный участок в процессе
оценки необходимо четко определить содержание
понятий «земельные отношения» и «правовой
режим земельного участка».
Земельные отношения — отношения между органами государственной
власти, органами местного самоуправления,
юридическими лицами, гражданами по поводу
владения, пользования и распоряжения
землями, а также по поводу государственного
управления земельными ресурсами.
Земельные отношения имеют
особый юридический статус и регулируются
конституционными нормами и гражданским
законодательством, а также земельным,
лесным, экологическим и другими кодексами.
Земельное законодательство согласно Конституции РФ (ст.
72) отнесено к совместному ведению Российской
Федерации и субъектов РФ. Земельное законодательство
состоит из Земельного кодекса, федеральных
законов и принимаемых в соответствии
с ними законов субъектов РФ.
Нормативно-правовые
акты, содержащие нормы земельного
права, образуют следующую систему.
Международные нормативно-правовые
акты:
а) договоры;
б) конвенции;
в) декларации.
Если международным договором
Российской Федерации установлены иные
правила, чем предусмотренные Земельным
кодексом РФ, то применяются правила международного
договора.
Федеральные нормативно-правовые
акты:
а) Конституция Российской Федерации;
б) федеральные законы (Земельный
кодекс Российской Федерации; Федеральный
закон от 25 октября 2001 г. № 137 «О введении
в действие Земельного кодекса Российской
Федерации»; Федеральный закон от 2 января
2000 г. № 28 «О государственном земельном
кадастре» и др.);
в) федеральные подзаконные
акты:
указы Президента РФ,
постановления Правительства
РФ («Об организации и проведении торгов
по продаже находящихся в государственной
или муниципальной собственности земельных
участков или права на заключение договоров
аренды таких земельных участков» от 11
ноября 2002 г. № 808; «О государственной кадастровой
оценке земель» от 25 августа 1999 г. № 945;
«Об утверждении Правил проведения государственной
кадастровой оценки земель» от 8 апреля
2000 г. № 316 и др.),
распоряжения, инструкции, письма,
решения Верховного суда РФ и иные акты.
3. Региональные нормативно-правовые
акты (например, в Москве):
а) законы Москвы (от 14 мая 2003
г. № 27 «О землепользовании и застройке
в городе Москве» и др.);
б) подзаконные акты:
постановления (Правительства
Москвы от 27 июля 2004 г. № 522-ПП «О порядке
проведения оценок стоимости земельных
участков, находящихся в государственной
собственности на территории города Москвы,
и утверждении методики расчета размера
платы за право на заключение договора
аренды земельного участка» и др.),
распоряжения,
решения,
■инструкции, письма, решения
московских судов и иные акты. При оценке
земельного участка необходимо установить
правовой режим, который определяется
принадлежностью к той или иной категории
земель и разрешенным использованием
в соответствии с территориальным зонированием.
Правовой режим земельного
участка включает в себя:
целевое назначение;
форму собственности;
разрешенное использование.
Целевое назначение
земель — порядок, условия, предел эксплуатации
земель для конкретных целей в соответствии
с категориями земель, установленные законодательством.
Весь земельный фонд Российской
Федерации разделен на семь категорий.
К землям поселений (городов,
поселков и сельских поселений) относятся
все земли в пределах черты поселений.
Черта поселений — это внешние границы
земель города, поселка, сельского поселения,
которые отделяют эти земли от земель
других категорий. Порядок использования
земель поселений определяется в соответствии
с зонированием их территорий. Территория
поселения в пределах его административных
границ делится на территориальные зоны.
В отличие от других категорий
земли, которые представляют, как правило,
отдельные объекты, относительно независящие
и легко отчуждаемые от иных объектов,
земли населенных пунктов со всеми улучшениями
— системой инженерных сооружений и коммуникаций,
улично-дорожной и транспортной сетью
и другими элементами городской инфраструктуры
— являются несоизмеримо более сложными
объектами для оценки.
Земли сельскохозяйственного,
назначения образуют территории за чертой
поселений, предоставленные для нужд сельского
хозяйства, а также предназначенные для
этих целей. В их составе выделяют:
б) земельные участки садоводческих,
огороднических и дачных объединений
граждан;
в) земли, занятые лесополосами,
внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями,
болотами, зданиями и сооружениями, необходимыми
для функционирования сельского хозяйства.
Сельскохозяйственные угодья
были введены в гражданский оборот после
принятия Федерального закона от 24 июля
2002 г. № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения».
К землям промышленности,
энергетики, транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, информатики, землям для
обеспечения космической деятельности,
землям обороны, безопасности и землям
иного специального назначения относятся
территории, расположенные за чертой поселений,
отведенные в установленном порядке соответствующим
предприятиям, учреждениям и организациям
для выполнения их хозяйственной деятельности
(производства, строительства, транспортировки
и т.п.).
К землям особо охраняемых
территорий относятся земельные участки,
которые имеют особое природоохранное,
научное, историко-культурное, эстетическое,
рекреационное, оздоровительное и иное
ценное назначение. Постановлениями федеральных
органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов РФ
или решениями органов местного самоуправления
полностью или частично эти земли изъяты
из хозяйственного использования и гражданского
оборота и для них установлен особый правовой
режим. К ним относятся земли заповедников,
лечебно-оздоровительных местностей и
курортов, объектов культурного наследия
и др.
К землям лесного фонда относятся
лесные земли (покрытые лесом, а также
земли, не покрытые лесом, — вырубки, гари,
прогалины и др.) и нелесные земли (просеки,
дороги и др.), используемые для ведения
лесного хозяйства.
В состав земель водного фонда входят
территории, занятые водоемами, ледниками,
болотами, а также земли, выделяемые под
полосы отвода гидротехнических, водохозяйственных
и иных сооружений, необходимых для использования
водных объектов.
Земли запаса — государственные и муниципальные
земли, не предоставленные гражданам и
юридическим лицам в собственность, владение,
пользование или аренду, а также земли,
выведенные из хозяйственного оборота
в результате консервации. Использование
земель запаса допускается после перевода
их в другую категорию. Категория земель
указывается:
а) в документах о предоставлении
земельных участков: в актах федеральных
органов исполнительной власти, органов
субъектов РФ, органов местного самоуправления;
б) в договорах, предметом которых
являются земельные участки;
в) в документах государственного
земельного кадастра;
г) в документах о государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним.
В таблице 2.1 приведены данные
о распределении земель Российской Федерации
по категориям в 1990 и 2004 г.
1.3 ФОРМА СОБСТВЕННОСТИ
И РАЗРЕШЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
Переход к рыночным отношениям
в России привел к образованию новых форм
собственности: федеральной, региональной,
муниципальной, частной и др. Согласно
ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные
ресурсы могут находиться в частной, государственной,
муниципальной и иных формах собственности.
Земли, находящиеся в собственности
Российской Федерации и ее субъектов,
являются государственной
собственностью.
Разграничение государственной
собственности на землю на федеральную
собственность, собственность субъектов
Российской Федерации и собственность
муниципальных образований осуществляется
в соответствии с Федеральным законом
от 17 июля 2001 г. № 101 «О разграничении государственной
собственности на землю».
Федеральное агентство по управлению
федеральным имуществом совместно с другими
федеральными органами подготавливает
перечни земельных участков, на которые
соответственно у Российской Федерации,
ее субъектов и муниципальных образований
возникает лраво собственности.
В состав федеральной собственности
входят:
земельные участки, необходимые
для обеспечения нужд обороны и безопасности
государства;
земли, занятые федеральными
энергетическими и космическими системами,
объектами ядерной энергетики, оборонной
промышленности;
государственные природные
заповедники, национальные парки (например,
Лосиный остров в Москве);
лечебно-оздоровительные местности;
объекты историко-культурного
наследия и др.
В муниципальной собственности
находятся все земли в пределах черты
поселений, за исключением земель, находящихся
в государственной собственности и переданных
в частную собственность.
По действующему законодательству
на земельные участки существуют следующие
права:
право собственности;
пожизненное наследуемое владение;
постоянное (бессрочное) пользование;
аренда;
безвозмездное срочное пользование;
сервитут.
В настоящее время граждане Российской
Федерации имеют земельные участки
на праве собственности, пожизненного
наследуемого владения, постоянного (бессрочного)
пользования, срочного пользования, аренды.
Юридические лица
Российской Федерации могут иметь земельные
участки на праве собственности, постоянного
(бессрочного) пользования, срочного пользования
и аренды.
В собственности
граждан и юридических лиц могут находиться
земельные участки, не изъятые из оборота.
Иностранные граждане,
лица без гражданства и иностранные юридические
лица не могут обладать на праве собственности
земельными участками, находящимися на
приграничных территориях и на иных, установленных
особо, территориях Российской Федерации
(ст. 15 ЗК РФ) [3. С. 12].
Право собственности граждан
и юридических лиц на земельные участки
включает право владеть, пользоваться
и распоряжаться ими с соблюдением ограничений
и иных условий, установленных законом
и договорами. Данное право закреплено
в Конституции РФ (ч. 2 ст. 36), в ГК РФ (п. 3
ст. 129, п. 3 ст. 209).
продолжение
--PAGE_BREAK--
Право частной собственности
граждан и юридических лиц на земельные
участки возникает в результате приватизации
государственных или муниципальных земель,
наследования, купли-продажи, дарения,
обмена, иных сделок с землей, а также в
результате внесения земельных участков
в уставный (паевой) капитал юридического
лица.
Закон от 24 мая 2003
г. N° 27 «О землепользовании и застройке
в городе Москве» (далее — Закон Москвы
№ 27) устанавливает порядок отчуждения
земельных участков из собственности
Москвы (ст. 6).
Для права собственности
на земельный участок оценщик может рассчитывать
следующие виды стоимости: рыночную, инвестиционную,
специальную.
Землевладелец участка
на праве пожизненного наследуемого владения обладает
правом владения, пользования и ограниченного
распоряжения, т.е. может передать свое
право по наследству (п. 1 ст. 266 ГК РФ).
Предоставление земельных
участков гражданам на праве пожизненного
наследуемого владения после введения
в действие ЗК РФ не допускается. Граждане,
имевшие земельные участки в пожизненном
наследуемом владении до введения в действие
ЗК РФ, имеют право приобрести их в собственность.
Право
пожизненного наследуемого владения земельными участками
в Москве до принятия нового Земельного
кодекса предоставлялось гражданам-домовладельцам,
постоянно зарегистрированным в домах,
принадлежащих им на праве собственности
и расположенных на этих участках. В пределах
МКАД земельные участки в пожизненное
наследуемое владение предоставлялись
площадью до шести соток,а за ее пределами — до 12 соток.
Сверх указанных площадей земельные участки
вышеуказанным гражданам предоставлялись
в аренду. Находящиеся в пожизненном наследуемом
владении земельные участки были неделимыми.
В соответствии со ст. 9 Закона
Москвы № 27, гражданин имеет право однократно
бесплатно получить в собственность земельный
участок, находящийся в его пожизненном
наследуемом владении, за исключением
случаев, установленных п. 5 ст. 6.
Право постоянного
(бессрочного) пользования земельным участком предполагает
владение и пользование участком, находящимся
в государственной или муниципальной
собственности, без установленного срока.
В постоянное (бессрочное) пользование
земельные участки предоставляются государственным
и муниципальным учреждениям, федеральным
казенным предприятиям, а также органам
государственной власти и органам местного
самоуправления. Все прочие юридические
лица обязаны переоформить право постоянного
пользования земельными участками на
право аренды земельных участков или приобрести
их в собственность по своему желанию
до 1 января 2008 г.
Гражданам земельные участки
в постоянное (бессрочное) пользование
не предоставляются. Граждане, имевшие
земельные участки на праве постоянного
пользования до введения в действие ЗК
РФ, имеют право приобрести их в собственность.