Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 08:09, курсовая работа
Актуальность темы продиктована тем, что от того насколько чётко будет отлажен механизм возникновения и прекращения прав па земельные ресурсы, зависит стабильность земельного оборота, неприкосновенность имущественного статуса субъектов земельных правоотношений, рациональное и полное использование земли, а также стабильность статуса правообладателей. Необходимо понимать, что задачами правового регулирования экономических отношений является не усложнение имущественного оборота, а создание условий для достижения общесоциальных целей при соблюдении прав и законных интересов участников оборота.
Введение 3
Глава 1.Основания для возникновения прав собственности на земельные участки. 5
1.1.Возникновение прав собственности на земельные участки…….……….5
1.2.Возникновение прав собственности на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности………...9
1.3. Договор купли-продажи земельных участков………………………….11
Глава 2.Основания прекращения прав собственности на земельные участки. 13
2.1.Основания прекращения прав собственности на земельные участки,
находящиеся у лиц на праве собственности. 13
2.2.Порядок принудительного прекращения прав собственности на земельные участки…………………………………………………………….17
2.3. Условия и порядок отказа от права собственности на земельные
участки …………………………………………………………………………22
Список использованной литературы 24
Содержание:
«Возникновение и прекращение прав собственности на земельные участки» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Актуальность темы продиктована тем, что от того насколько чётко будет отлажен механизм возникновения и прекращения прав па земельные ресурсы, зависит стабильность земельного оборота, неприкосновенность имущественного статуса субъектов земельных правоотношений, рациональное и полное использование земли, а также стабильность статуса правообладателей. Необходимо понимать, что задачами правового регулирования экономических отношений является не усложнение имущественного оборота, а создание условий для достижения общесоциальных целей при соблюдении прав и законных интересов участников оборота.
Актуальность данного
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: О.В. Касьяновой, Н.Н Мельникова, О.В. Новиковой и других.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, складывающихся в области формирования и прекращения прав на земельные ресурсы.
Предмет исследования – земельно-правовые нормы, регулирующие формирование и прекращение прав на земельные участки. На законодательном уровне выше указанные нормы определены в Земельным кодексом РФ гл.5 и гл.7.
Цель работы – проанализировать формирование и прекращение прав на земельные ресурсы.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить Земельный кодекс РФ и законодательные акты, регулирующие отношения с земельными ресурсами.
2. Изучение теоретических концепций о совершенствовании отношений по использованию и охране земельных ресурсов, как важнейшего условия обеспечения потребностей общества в соответствии с возможностями окружающей природной среды
3. Рассмотреть сущность и специфику оснований возникновения и прекращения вещных прав на земельные ресурсы.
4. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе подходы к данной проблеме.
5. Изложить собственное видение на проблему отношений с земельными ресурсами на законодательном уровне и предложить пути ее разрешения.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались методы как эмпирического исследования: юридический, сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования: абстрагирования, анализ и синтез.
Курсовой работы состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованной литературы.
1.1. Возникновение прав собственности на землю
Статья 25 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Права на земельные участки могут возникнуть по следующим основаниям:
- договор или иная сделка (договоры купли-продажи, мены, дарения земельного участка, договор ренты или пожизненного содержания с иждивением и т.п.);
- акт государственного органа
или органа местного
- вступившее в законную силу
судебное решение,
- приобретение имущества
Основания для приобретения права собственности для всех объектов недвижимости в целом установлены статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. ЗК РФ предусмотрены специальные основания приобретения права собственности на такой специфический объект недвижимого имущества, как земельный участок, гражданами - оформление права собственности на земельный участок, который находился у них на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения до 30.10.2001, то есть до вступления ЗК РФ в силу.
Основания и порядок приобретения прав на земельные участки регулируется Гражданским законодательством РФ. Однако следует иметь в виду, что особенности приобретения прав на данный объект недвижимого имущества регламентированы Земельным законодательством РФ и при наличии противоречий следует руководствоваться нормами Земельного кодекса РФ как специальными по отношению к земельным правоотношениям.
Все права на земельные участки подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое и имущество и сделок с ним».
Юридическим фактом возникновения земельных правоотношений, являются, в частности: решения органов исполнительной власти субъекта РФ, разрешающие продажу земельных участков с изменением целевого назначения земель для несельскохозяйственных целей; решения Правительства РФ или законодательного (представительного органа) государственной власти субъекта РФ, разрешающие изменение целевого назначения земель особо охраняемых территорий для строительства объектов недвижимости; решения органов исполнительной власти субъекта РФ об изъятии и предоставлении земельных участков на землях железнодорожного транспорта, занятых древесно-кустарниковой растительностью, согласованные с федеральным органом исполнительной власти железнодорожного транспорта, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства и федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды; решения Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ о разрешении строительства объектов недвижимости на землях водного фонда, занятых древесно-кустарниковой растительностью, согласованные с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области управления лесным хозяйством и федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды, и другие административные акты компетентных органов государства и органов местного самоуправления
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. В предусмотренном Законом случае (п. 1 ст. 20 ЗК РФ) юридическим лицам земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование, и гражданам, и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование (п. 1 ст. 24 ЗК РФ).
Правом предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, наделены органы государственной исполнительной власти, осуществляющие управление и распоряжение федеральным имуществом.
Землями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, распоряжаются органы исполнительной власти субъекта Федерации согласно его законодательству.
Муниципальной земельной собственностью распоряжаются органы местного самоуправления.
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка является первичным и основным юридически значимым выражением воли собственника земли по передаче прав на земельный участок. При безвозмездной передаче земельного участка данное решение является основанием для отвода участка в натуре и государственной регистрации прав на участок; при возмездном отчуждении - основанием для заключения договора.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Это общее правило, предусмотренное Земельным кодексом РФ.
Гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства бесплатно могут предоставляться земельные участки в пределах максимальных размеров земельных участков, установленных по правилам земельного нормирования.
Решение о предоставлении земельного участка в собственность гражданину, имеющему земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения и постоянного (бессрочного) пользования, должно быть принято в двухнедельный срок со дня подачи заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной и муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.
Помимо норм главы 17 ГК РФ и Земельного кодекса РФ возникновение прав на землю регулируют многие другие подзаконные нормативные правовые акты. В силу ст. 6 Вводного закона изданные до введения в действие Земельного кодекса правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, регулирующие земельные отношения, применяются в части, не противоречащей ЗК РФ.
1.2 Приобретение прав собственности на земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности
Есть несколько объяснений тому, что земельным законодательством определены некоторые особые правила приобретения прав на земельные участки гражданами и юридическими лицами из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Первое заключается в том, что при переходе прав на земельный участок частным лицам естественным образом сокращается площадь земель, находящихся в так называемой публичной собственности. Поэтому процедура перехода требует обеспечения не только прав и интересов лиц, приобретающих земельные участки, но и соблюдения интересов государства, муниципального образования, общества. Для этого вводятся ограничения оборота земельных участков, а также условия, уменьшающие возможность злоупотреблений со стороны должностных лиц, предоставляющих земельные участки.
Второе объяснение связано с тем, что в Российской Федерации не завершена земельная реформа и большой перечень земельных участков переходит из государственной собственности в собственность граждан и юридических лиц в особом порядке. Например, приобретение земельных участков, находящихся у граждан на праве пожизненного наследуемого владения, а также граждан и юридических лиц, не предусмотренных ст. 20 3 К РФ в качестве обладателей права постоянного (бессрочного) пользования.
При этом действующим законодательством РФ уделено внимание отдельным вопросам предоставления прав на земельные участки из государственной собственности: для определенных целей - под застройку, а также на основании установленных видов права - собственности и аренды, постоянного (бессрочного) пользования и безвозмездного срочного пользования, а также сервитута.
Переход права собственности на земельные участки из государственной или муниципальной собственности в собственность граждан именуется приватизацией.
Распоряжение земельной, как и любой другой, собственностью может происходить по воле собственника и на основании закона. Поскольку государственная и муниципальная собственность - это особый вид собственности, законодательством (в качестве проявления этой воли) могут быть установлены различные, не противоречащие Конституции РФ, правила владения, пользования и распоряжения государственными и муниципальными землями. Так, земельным законодательством определено, кем осуществляется распоряжение землей, а также устанавливается мера (ограничения) действий уполномоченных органов и должностных лиц.
Поэтому Земельным кодексом РФ и определено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке и на основаниях, предусмотренных земельным законодательством.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.