Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2015 в 14:06, курсовая работа
Цель курсовой работы – общая характеристика теории и практики осуществления ГЗК.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность, нормативную базу института ГЗК.
2. Проанализировать нормативное содержание компетенции государственных органов и должностных лиц, управомоченных на осуществление ГЗК.
3. Показать основные направления деятельности отдела Управления Росреестра и их результаты.
4. Выявить основные существующие проблемы и нарушения в осуществлении ГЗК и предложить пути их преодоления
Введение……………………………………………………………………
3
Глава 1. Нормативно-правовое регулирование ГЗК в РФ……………..
5
1.1. ГЗК, его сущность, цель и принципы ……………………………
5
1.2. Функции и полномочия органов, осуществляющих ГЗК…………
7
1.3. Порядок проведения государственного земельного контроля…...
9
Глава 2. Основные виды, ответственность и деятельность по проведению государственного земельного контроля………………….
11
2.1 Виды земельного контроля………………………………………….
11
2.2 Гражданско-правовая ответственность за нарушения земельного законодательства……………………………………………
14
2.3. Основные проблемы и предлагаемые пути их разрешения………..
17
Заключение……………………………………………………
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Нормативно-правовое регулирование ГЗК в РФ…………….. |
5 |
1.1. ГЗК, его сущность, цель и принципы …………………………… |
5 |
1.2. Функции и полномочия органов, осуществляющих ГЗК………… |
7 |
1.3. Порядок проведения
государственного земельного |
9 |
Глава 2. Основные виды, ответственность и деятельность по проведению государственного земельного контроля…………………. |
11 |
2.1 Виды земельного контроля……………… |
11 |
2.2 Гражданско-правовая ответственность
за нарушения земельного законодательства…………………………………… |
14 |
2.3. Основные проблемы
и предлагаемые пути их |
17 |
Заключение…………………………………………………… |
24 |
Список литературы…………………………………………………… |
25 |
Введение
Земля – важнейшее богатство любой страны, основа ее суверенитета. В правовом государстве одной из важнейших задач является установление и поддержание режима законности и правопорядка в целом ряде сфер общественных отношений, среди которых и земельные правоотношения. Конституция РФ предусматривает равенство различных форм собственности на землю, в том числе частной, но одновременно и закрепляет за субъектами правоотношений обязанность соблюдать российское законодательство. Поэтому, уполномоченные на то государственные органы вправе осуществлять контроль за соблюдением собственниками и пользователями земли норм земельного законодательства.
В наше время, когда местные органы самоуправления сталкиваются с нехваткой денег (налоговая политика проводится в стране таким образом, что основные налоговые поступления направляются в федеральный центр), налоговые поступления от землепользования являются существенной частью муниципального бюджета.
Именно поэтому государственный контроль (в сотрудничестве с муниципальным, производственным, общественным) обеспечивает не только сохранение и восстановление плодородия, целевое использование земель, но и обеспечение одной из основных статей доходов органов местного самоуправления.
Традиционно вопрос ГЗК не являлся широко обсуждаемым среди юристов. Число публикаций по названной теме незначительно. Тем не менее, говорить о том, что проблематика ГЗК не исследуется, неверно. Важную роль играют ведомственные журналы Росреестра – Вестник Росреестра, в которых публикуются материалы теории и практики земельного контроля.
Цель курсовой работы – общая характеристика теории и практики осуществления ГЗК.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность, нормативную базу института ГЗК.
2. Проанализировать нормативное
содержание компетенции
3. Показать основные направления
деятельности отдела
4. Выявить основные существующие
проблемы и нарушения в
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Нормативно-правовое регулирование ГЗК в РФ
1.1. ГЗК, его сущность, цель и принципы
В целях сохранения силы закона, соблюдения прав и свобод гражданина в сфере социального управления применяется такой способ, как контроль. К одним из таких видов контроля относится государственный земельный контроль, являющийся институтом земельного права.
Земельный контроль является не только функцией управления в сфере использования и охраны земель, межотраслевым правовым институтом и институтом земельного права, но и должен служить гарантией исполнения земельных законов, соблюдения требований рационального использования и охраны земель, а также представляет собой правовую форму деятельности в названной сфере.
Государство в отношениях, которые возникают в сфере контроля, выступает одновременно в трех качествах: суверена, гаранта общественных интересов, собственника земли. В первом случае объектом контроля выступает вся территория РФ для обеспечения ее целостности и неприкосновенности. Во втором случае объектом контроля являются все земли в пределах границ РФ. В третьем случае объект - земли, находящиеся в собственности государства. Цель земельного контроля - достижение и поддержание такого качества земли, которое бы позволило использовать ее в качестве основы жизни и деятельности живущего и будущих поколений в условиях множественности форм собственности на землю, проведения земельной реформы.
Согласно статье 42 ЗК РФ владельцы земельных участков и граждане, не являющиеся владельцами земельных участков, обязаны:
- использовать земельные
участки согласно требованиям
их целевого назначения и
- сохранять межевые, геодезические
и другие специальные знаки, поставленные
на земельных участках в
- выполнять мероприятия,
связанные с охраной земель, лесов,
водных объектов и других
- своевременно начинать
использование земельных
- своевременно оплачивать использование земли;
- выполнять при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных и других правил и норм;
- не допускать загрязнение,
деградацию и ухудшение
- осуществлять другие требования, предусмотренные действующим Кодексом, федеральными законами.
Принципами земельного контроля в их современном виде, по мнению Ларионова Г.А., являются:1
- принцип комплексности
отношений земельного контроля,
согласно которому эти
- принцип учета в контрольной
деятельности разделения
- принцип преодоления
множественности контрольных
- принцип разграничения
контрольных и хозяйственных
функций, в соответствии с
которым один и тот же орган
не должен одновременно
- принцип разумной
1.2. Функции и полномочия органов, осуществляющих ГЗК
По мнению Калугиной О.В., одной из причин, затрудняющей деятельность органов государственного земельного контроля, является их постоянное реформирование. Так, с момента начала претворения в жизнь положений Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. N 374-1 "О земельной реформе" неоднократно осуществлялась реорганизация органов, осуществляющих государственный земельный контроль, а также изменялись и сами органы, к компетенции которых относился государственный земельный контроль.
В связи с этим на период проведения рассматриваемых реорганизаций федеральные органы исполнительной власти занимаются в основном организационно-техническими вопросами создания новых структур, передачи документов, материалов и т.д., оставляя без внимания свои непосредственные обязанности.
Как и все органы государственного управления, земельным фондом, органы государственного земельного контроля подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной компетенции.
К первым относятся: Правительство РФ, органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Эти органы решают проблемы социально - экономического развития соответствующих территорий и они выполняют одновременно функции государственного контроля в области использования и охраны земель. Компетенция этих органов и их деятельность регулируются соответствующими законами и положениями о них. Их полномочия сводятся к организационно-управленческой деятельности: определение задач контроля, установление порядка его проведения, разработка и принятие нормативных актов и положений, касающихся вопросов осуществления контроля, организация контрольной деятельности, принятие решений по результатам проведения земельного контроля и т.п.
К группе органов специальной компетенции, осуществляющей земельный контроль, относятся:
- Росреестр;
- Росприроднадзор и его органы на местах;
- Россельхознадзор и его территориальные органы.
Названные органы уполномочены на осуществление государственного земельного контроля и взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами.
В Положении о государственном земельном контроле разграничена компетенция между уполномоченными органами по осуществлению ГЗК.
1.3. Порядок проведения ГЗК
Порядок проведения ГЗК, устанавливается федеральным законодательством, уточняется административным регламентом исполнения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости государственной функции по государственному земельному контролю, утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 27 декабря 2007 г. N 254 .
Данным административным регламентом установлена последовательность действий при исполнении государственной функции по проведению государственного земельного контроля.
Государственная функция осуществляется в следующей последовательности:
1) планирование проверок;
2) приготовление к проверке и ее проведение;
3) исполнение проверки и оформление ее результатов;
4) приготовление к рассмотрению
дела об административном
5) анализ дела об
6) пересматривание постановлений по делам об административных правонарушениях;
7) реализация постановления
о назначении
8) надзор за устранением нарушений земельного законодательства.
В Регламенте детально прописываются процедуры, которые происходят в процессе контрольных мероприятий. К тому же, административным регламентом установлен порядок обжалования действий и решений, осуществляемых в ходе государственного земельного контроля.
Следует отметить, что в соответствии с федеральным законодательством органы государственной власти субъектов РФ не имеют полномочий по осуществлению государственного земельного контроля, однако должностные лица исполнительных органов государственной власти субъектов РФ могут составлять протоколы об административных правонарушениях и привлекать виновных лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством субъекта РФ.
Для того чтобы устранить правонарушения Росреестром выносятся обязательные для исполнения указания об устранении нарушений требований земельного законодательства, с указанием сроков их устранения, исполнение которых в последствии Росреестром контролируется.
В случае невыполнения в указанный срок требования об устранении нарушений требований земельного законодательства Росреестр (его территориальные органы) применяют к правонарушителям меры административного воздействия, предусмотренные пунктом 29 части 2 статьи 28.3 КоАП, с дальнейшим направлением материалов дела в суд. В ходе осуществления государственного земельного контроля выявленное правонарушение не может быть снято с контроля до его полного устранения.