На землях особо охраняемых
природных территорий федерального
значения запрещаются предоставление
садоводческих и дачных участков,
строительство федеральных автомобильных
дорог, трубопроводов, линий электропередач,
строительство и эксплуатация промышленных
и жилых объектов, движение и стоянка
механических транспортных средств
и некоторые другие виды деятельности.
Особо охраняемые территории
и объекты учреждаются решением
государственных или муниципальных
органов на основании принятых схем
развития и размещения особо охраняемых
природных территорий и зонирования
территории РФ. Учреждению особо охраняемой
территории может предшествовать резервирование
земельного участка органами государственной
власти субъектов РФ. Резервирование
означает предварительное выделение
земельного участка и введение ограничений
тех видов хозяйственной деятельности,
которые в перспективе будут
несовместимы с правовым режимом
учреждаемого объекта.
Резервирование распространяется
на земельные участки, независимо от
форм собственности.
Зарезервированный земельный
участок, находящийся в частной
собственности, может изыматься
в порядке выкупа. В целях защиты
особо охраняемых территорий от неблагоприятных
антропогенных воздействий на прилегающих
к ним участках земли и водного
пространства могут создаваться
охранные зоны или округа с регулируемым
режимом хозяйственной деятельности.
Охранные зоны создаются решением государственных
органов субъектов РФ. Земельные участки
в пределах таких зон у собственников,
владельцев, пользователей не изымаются.
Предусматривается ведение государственного
кадастра особо охраняемых природных
территорий, которое возложено на Министерство
природных ресурсов и экологии Российской
Федерации. Земли природоохранного назначения
учитываются также в государственном
земельном кадастре.
Несмотря на специфику
каждой из разновидностей названных
земель, они объединены в одном
разделе ЗК РФ ввиду определенной
общности их правового режима.
Эта общность выражается в
особой правовой охране данных земель
и находящихся на них природных
объектов и в особом правовом режиме
использования. Общность правового
режима данных земель порождена типичными
для них причинами:
- отнесением к объектам
общенационального достояния в
силу особой ценности для государства
и для общества;
- необходимостью исключения
из активной хозяйственной деятельности
в силу особой ценности природно-исторических
объектов. Например, деятельность предприятий,
осуществляющих разработку полезных
ископаемых, несовместима с сохранением
уникального природного ландшафта.
Устранение данного экономико-экологического
противоречия, когда экономические
интересы предпринимателей осуществляются
в ущерб экологическим интересам
общества, возможно только путем
прекращения деятельности горнодобывающего
предприятия;
- наличием перспективной
цели - исключения земель из активной
хозяйственной деятельности - в интересах
не только настоящего, но и
будущих поколений. Изменение
окружающей среды под воздействием
человеческой деятельности неизбежно,
но необходимо сохранить для
потомков нетронутыми отдельные
уголки природы;
- необходимостью правового
управления исключения данных
земель из активной хозяйственной
деятельности. Так, заповедники,
в том числе биосферные (федерального
значения), национальные парки (федерального
значения); природные парки (субъектов
РФ); природные заказники (федерального
и регионального значения, субъектов РФ);
памятники природы (федерального и регионального
значения, субъектов РФ); дендрологические
парки и ботанические сады (федерального
и регионального значения); лечебно-оздоровительные
местности и курорты (федерального, регионального
и местного значения) образуются Правительством
РФ, регионального значения - по постановлению
исполнительных органов субъектов РФ,
местного значения - по решению органов
местного самоуправления, по представлению
специально уполномоченных на то органов;
- Правительство РФ, органы
исполнительной власти субъектов
РФ и органы местного самоуправления
могут устанавливать и иные
формы особо охраняемых природных
территорий (в том числе зеленые
зоны, городские леса, памятники
садово-паркового искусства, охраняемые
береговые линии, охраняемые речные
системы, охраняемые природные
ландшафты, биологические станции,
микрозаповедники и другие.) в
целях сохранения уникальных
и типичных природных комплексов
и объектов, достопримечательных
природных образований, объектов
растительного и животного мира,
их генетического фонда, изучения
естественных процессов в биосфере
и контроля за изменениями
ее состояния, экологического
воспитания населения.
§ 2.1. Правовой режим
земель особо охраняемых природных
территорий.
В соответствии
с Земельным Кодексом РФ к
землям особо охраняемых природных
территорий относятся земли государственных
природных заповедников, в том
числе биосферных, государственных
природных заказников, памятников
природы, национальных парков, природных
парков, дендрологических парков, ботанических
садов, территорий традиционного
природопользования коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока Российской Федерации,
а также земли лечебно-оздоровительных
местностей и курортов4.
Земли особо охраняемых природных
территорий относятся к объектам
общенационального достояния и
могут находиться в федеральной
собственности, собственности субъектов
Российской Федерации и в муниципальной
собственности. В случаях, предусмотренных
федеральными законами, допускается включение
в земли особо охраняемых природных территорий
земельных участков, принадлежащих гражданам
и юридическим лицам на праве собственности.
В целях защиты земель особо
охраняемых природных территорий от
неблагоприятных антропогенных
воздействий на прилегающих к
ним земельных участках могут
создаваться охранные зоны или округа
с регулируемым режимом хозяйственной
деятельности. В границах этих зон
запрещается деятельность, оказывающая
негативное (вредное) воздействие на
природные комплексы особо охраняемых
природных территорий. Границы охранных
зон должны быть обозначены специальными
информационными знаками. Земельные
участки в границах охранных зон
у собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев
и арендаторов земельных участков
не изымаются и используются ими
с соблюдением установленного для
этих земельных участков особого
правового режима.
В целях создания
новых и расширения существующих
земель особо охраняемых природных
территорий органы государственной
власти субъектов Российской
Федерации вправе принимать решения
о резервировании земель, которые
предполагается объявить землями
особо охраняемых природных территорий,
с последующим изъятием таких
земель, в том числе путем выкупа,
и об ограничении на них
хозяйственной деятельности.
Государственные природные
заповедники - традиционная для
России и наиболее ранняя форма охраны
ценных экосистем. Государственными природными
заповедниками объявляются изъятые
навсегда из хозяйственного использования
природные комплексы и объекты,
имеющие природоохранное, научное,
эколого-просветительское значение как
образцы естественной природной
среды, типичные или редкие ландшафты,
места сохранения генетического
фонда растительного и животного
мира. Они имеют целью сохранение
и изучение естественного хода природных
процессов и явлений, генетического
фонда растительного и животного
мира, отдельных видов и сообществ
растений и животных, типичных и
уникальных экологических систем.
Запрещается изъятие или
иное прекращение прав на земельные
участки и другие природные ресурсы
в их границах. Запрещается отчуждать
природные ресурсы и недвижимое
имущество или передавать их от одного
лица к другому иными способами.
Это означает, что не допускается
не только приватизация этих земель, но
и передача в пользование или
аренду.
Государственные природные
заповедники наделяются статусом юридического
лица, входят в систему государственных
учреждений и финансируются за счет
федерального бюджета. Функции управления
в пределах каждого заповедника
возлагаются на администрацию, возглавляемую
директором. Директор имеет право
регулировать землепользование и природопользование,
отвечает за организацию охраны природных
комплексов, осуществляет государственный
контроль. Земли и другие природные
ресурсы заповедников находятся
в федеральной собственности. Земельные
участки закрепляются за государственными
природными заповедниками на праве
постоянного (бессрочного) пользования.
На территории государственных природных
заповедников запрещаются землепользование,
связанное с нарушением почвенного
покрова, сенокошение, пастьба скота,
строительство и размещение промышленных
и сельскохозяйственных предприятий
и их отдельных объектов, строительство
зданий и сооружений, дорог и путепроводов,
применение минеральных удобрений
и химических средств защиты растений,
нахождение, проход и проезд посторонних
лиц и автомототранспорта вне
дорог и водных путей общего пользования5.
Пребывание на территории
государственных природных заповедников
граждан, не являющихся работниками
данных заповедников, или должностных
лиц, не являющихся сотрудниками органов,
в ведении которых находятся
данные заповедники, допускается только
при наличии разрешений, этих органов
или дирекций государственных природных
заповедников. В пределах заповедников
могут быть выделены земельные участки,
на которых исключается любое
вмешательство человека в природные
процессы. Выделяются также земельные
участки частичного хозяйственного
использования. На них разрешаются
организация подсобных сельских
хозяйств для обеспечения сотрудников
заповедника и членов их семей продуктами
питания; выпас скота, принадлежащего
заповеднику и его работникам.
Режим использования и
охраны земельных участков государственных
заповедников обладает рядом особенностей
не только по отношению к землям
иных категорий, но и по отношению
к землям иных особо охраняемых природных
территорий.
На прилегающих к
территориям заповедников участках
земли и водного пространства
создаются охранные зоны с
ограниченным режимом природопользования.
На территории заповедника
запрещается любая деятельность,
противоречащая задачам государственного
природного заповедника и режиму
особой охраны его территории,
установленному в положении о
данном государственном природном
заповеднике.
На территориях государственных
природных заповедников допускаются
мероприятия и деятельность, направленные
на сохранение в естественном
состоянии природных комплексов,
восстановление и предотвращение
изменений природных комплексов
и их компонентов в результате
антропогенного воздействия; предотвращение
условий, способных вызвать стихийные
бедствия, угрожающие жизни людей
и населенным пунктам.
В государственных
природных заповедниках могут
выделяться участки, на которых
исключается всякое вмешательство
человека в природные процессы.
Размеры этих земельных участков
определяются исходя из необходимости
сохранения всего природного
комплекса в естественном состоянии.
Согласно Положению
о государственных природных
заповедниках в Российской Федерации
к числу запрещенных на территории
заповедников видов деятельности
относятся:
- Действия, изменяющие гидрологический режим земель;
- Изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, выходов минералов, обнажений и горных пород;
- Строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отделений объектов, строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередачи и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедников;
- Сбор минералогических коллекций, кроме предусмотренных тематикой и планами научных исследований в заповедниках.
Национальные парки - целые
природные комплексы на обширной
территории, взятые под особую охрану
государства в целях сохранения
их экологической ценности и использования
для рекреации6. Национальные парки являются
природоохранными, эколого-просветительскими
учреждениями федерального значения,
территории (акватории) которых включают
в себя природные комплексы и объекты,
имеющие особую экологическую, историческую
и эстетическую ценность, и которые предназначены
для использования в природоохранных,
просветительских, научных и культурных
целях и для регулируемого туризма.
Земли национальных парков,
их недра и водные пространства со
всеми находящимися на них природными
ресурсами растительного и животного
мира, историко-культурными объектами,
а также зданиями и сооружениями
и другими объектами являются
федеральной собственностью. Земельные
участки в границах национальных
парков не подлежат приватизации. Земли
и другие природные объекты закрепляются
за национальными парками в пользование.
Одновременно допускается существование
в границах национальных парков земельных
участков иных пользователей, а также
собственников. Национальные парки
учреждаются решением Правительства
РФ на основании представления органов
государственной власти субъектов
РФ и Министерства природных ресурсов
и экологии России. Правовой режим
земель национальных парков неоднороден
и определяется на основе зонирования.
Предусматривается выделение нескольких
функциональных зон с различным
режимом природопользования, включая
зоны заповедного режима, заказного
режима, познавательного туризма, рекреационного
использования, охраны историко-культурных
объектов, зоны обслуживания посетителей,
зоны хозяйственного назначения. Наиболее
строгий режим, связанный с запретом
на любую хозяйственную деятельность
и рекреационное использование, действует
в зоне заповедного режима. В других зонах
допускаются ограниченное природопользование
и хозяйственная деятельность, включая
ведение сельского хозяйства, размещение
гостиниц, палаточных лагерей, других
объектов туристического сервиса, ведение
хозяйственно - производственных работ,
необходимых для обеспечения функционирования
национального парка, а также удовлетворения
основных нужд проживающего на его территории
населения.