Особо охраняемые природные территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
Определить понятие и состав земель особо охраняемых территорий и объектов;
Охарактеризовать правовой режим земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного назначения, земель рекреационного назначения, земель историко – культурного назначения и особо ценных земель.

Содержание работы

Введение с.3
Глава 1. Понятие и состав земель особо охраняемых
территорий и объектов. с.5
Глава 2. Правовой режим земель особо охраняемых
территорий и объектов. с.10
§ 2.1. Правовой режим земель особо охраняемых
природных территорий. с.14
§ 2.2. Правовой режим земель природоохранного
назначения. с.25
§ 2.3. Правовой режим земель рекреационного назначения. с.26
§2.4. Правовой режим земель историко – культурного
назначения. с.27
§2.5 Правовой режим особо ценных земель. с.30
Заключение. с.33
Список использованной литературы. с.34

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.30 Кб (Скачать файл)

2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования  исторических промыслов, производств  и ремесел;

3) военных и гражданских  захоронений11.

Земли историко-культурного  назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.

Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

 Земельные участки,  отнесенные к землям историко-культурного  назначения, у собственников земельных  участков, землепользователей, землевладельцев  и арендаторов земельных участков  не изымаются, за исключением  случаев, установленных законодательством.

На отдельных землях историко-культурного  назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может  быть запрещена любая хозяйственная  деятельность.

В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной  среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного  назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим  использования земель, запрещающий  деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование  земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных  зонах охраны, определяется правилами  землепользования и застройки в  соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

В пределах указанных в ст. 99 ЗК зон охраны объектов культурного наследия могут запрещаться производство земляных, строительных и других работ и иная хозяйственная деятельность без разрешения органов охраны памятников и Минкультуры России. Проекты районной планировки, генеральные планы городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, проекты детальной планировки и застройки должны предусматривать охранные зоны, зоны регулируемой застройки и охранного природного ландшафта.

К ограничениям, связанным  с обеспечением землепользования, относится  право исполнительных органов государственной  власти и органов местного самоуправления частично или полностью запрещать  движение транспортных средств по дорогам, прилегающим к памятникам истории  и культуры или пролегающим через  охранные зоны, если создается угроза существованию памятника. Может  устанавливаться особый режим и  осуществляться повышенная охрана земель произведений садово-паркового искусства  и природных ландшафтов, отнесенных к памятникам истории и культуры или связанных с ними.

Особенности правового режима земель историко-культурного назначения регулируются в Федеральном законе «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в котором даются определение и классификация памятников, предусматриваются обязанности исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по сохранению памятников и соответствующих земель.

Порядок использования земель историко-культурного назначения определяется в Градостроительном Кодексе, в решениях органов об объявлении объектов памятниками истории и культуры, достопримечательными местами. Специально уполномоченным государственным органом охраны памятников признается Минкультуры России, которое осуществляет также государственный контроль за их охраной и использованием в соответствии с Положением о нем

Итак, Правовой статус данных земель специфичен тем, что:

- земли историко-культурного  назначения используются в особом  режиме, устанавливаемом в соответствии  с законодательством РФ и   субъектов  РФ;

- не допускается изъятие  этих земель для нужд, противоречащих  их основному целевому назначению, и любая деятельность, не соответствующая  установленному режиму их использования;

- отдельные земли историко-культурного  назначения могут быть полностью  изъяты из хозяйственного использования,  включая земли, на которых расположены  историко-культурные объекты, подлежащие исследованию и консервации. Такое изъятие допускается в соответствии с федеральным законодательством России и субъектов РФ.

§2.5 Правовой режим  особо ценных земель.

Среди особо охраняемых территорий выделяются особо ценные, хотя все  земли представляют собой определенную ценность как в духовном, культурном, историческом, так и в материальном, экономическом смыслах, к особо  ценным землям относятся земельные  участки, имеющие особую научную  и историко-культурную ценность.

 Если к другим видам  такой категории земель, как особо  охраняемые территории и объекты,  земельное законодательство относит  немало специфических требований, то применительно к особо ценным  землям набор полномочий участников  правоотношений невелик.

Обязанности по их сохранению возлагаются на собственников земельных  участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов. Сведения об особо ценных землях должны указываться в документах государственного кадастра недвижимости, документах государственной регистрации  прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иных документах, удостоверяющих права на землю.

Предстоят дальнейшее нормативно-правовое регулирование и конкретизация  порядка объявления, использования  и охраны особо ценных земель. Ранее  подобное понятие носило обобщенный характер и применялось для обозначения  всех земель неординарного свойства. В настоящее время разрабатываются  проекты основных правил использования  и охраны земель, объявленных особо  ценными.

Согласно этим проектам перемещение, изменение или уничтожение указанных  в ст. 100 ЗК РФ особо ценных земель и расположенных на них объектов должны осуществляться с особого в каждом случае разрешения компетентного органа в зависимости от значения объекта, служащего основанием для объявления земель особо ценными.

Землеобладатели, получившие такое разрешение, обязаны за свой счет обеспечить соблюдение условий, предусмотренных  в нем, а соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления, иные уполномоченные ими учреждения или организации вправе проконтролировать их выполнение.

Государственные или муниципальные  органы должны быть наделены правом приостанавливать строительные и иные работы в случаях  возникновения в процессе этих работ  опасности для земель и объектов, представляющих особую ценность. Возобновлять работы следует с разрешения названных  органов после устранения возникшей  опасности или нарушения правил охраны особо ценных объектов.

Использование особо ценных земель предполагает предъявление повышенных требований к производству на них  некоторых работ. Так, особые требования предъявляются к ведению раскопок и разведок памятников археологии. Такая деятельность допускается  при наличии разрешений, выдаваемых и регистрируемых в установленном  законодательством порядке. Учреждения, организации и граждане, ведущие  археологические работы, обязаны  обеспечивать сохранность редких геологических  образований и иных памятников и  объектов, представляющих интерес и  основание для объявления земель особо ценными.

Сведения об особо ценных землях заносятся в государственный  земельный кадастр. В случаях  возникновения, изменения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на земельный участок сведения об отнесении этого земельного участка  к особо ценным должны быть также  указаны в документах, представляемых на государственную регистрацию  прав.

Заключение.

Подводя итог сказанному, можно  сделать следующие выводы.

Земли особо охраняемых территорий, несмотря на их значительные различия, обладают единством правового режима; все они изъяты из активной хозяйственной  деятельности в интересах настоящего и будущих поколений в установленном  государством порядке.

На названных землях установлен правовой режим, обусловленный  правовым статусом расположенных на  них  природных объектов.

Наряду с природными на данных землях могут быть и объекты  социального назначения (санатории, пансионаты, кемпинги, объекты историко-культурного  назначения).

К особо охраняемым землям относятся земли, на которые распространяется режим особо охраняемых территорий; изменение их целевого назначения не допускается.

Сведения об особо ценных землях  должны  указываться   в  земельно-кадастровой   документации.

Порядок отнесения, охраны и  использования земель особо охраняемых территорий устанавливается Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ на основании федеральных  законов.

 

Список использованной литературы.

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Земельный Кодекс РФ// Собрание Законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001 г. N 44 ст. 4147.
  3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».// Собрание Законодательства Российской Федерации. 14.01.2002, N 2, ст. 133.
  4. Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных, лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1995. № 9. Ст. 713.
  5. Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утв. постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425 // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1996. № 51. Ст. 5798.
  6. Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения, утв. постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1426 // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1996. № 51. Ст. 5799.
  7. Положение о национальных природных парках Российской Федерации, утв. постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 10 августа 1993 г. № 769 // САПП РФ. 1993. № 34. Ст. 3180.
  8. Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. № 48 // СП РСФСР. 1992. № 4. Ст. 25.
  9. Монографии.
  10. Чернушенко, С. С. Правовой режим особо охраняемых природных территорий. / С.С. Чернушенко - Саратов, 2004.

 

 

  1. Учебники и учебные пособия.
  2. Воробьева, Л.В. Земельное право Российской Федерации : учебное пособие /  Л.В. Воробьева. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007.
  3. Жариков  Ю.Г.  Земельное  право  России:  учеб. –  М.: КНОРУС, 2006.
  4. Земельное право. В.Х. Улюкаев, В.Э. Чуркин, В.В. Нахратов, Д.В. Литвинов. Изд-во Юрайт. 2007.
  5. Нецветаев  А.Г.  ЗЕМЕЛЬНОЕ  ПРАВО:  Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.
  6. Сырых  Е.В.  Земельное  право:  Учебник  для  вузов. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2005.

 

 

 

 

 

 

1 Ч.1 ст. 94 ЗК РФ// СЗ РФ 29 октября 2001 г. N 44 ст. 4147.

2 Ч. 1 ст. 95 ЗК РФ// СЗ РФ. 29 октября 2001 г. N 44 ст. 4147.

 

3 Ч.4 ст. 58 ФЗ «Об охране окружающей среды». // СЗ РФ. 14 января 2002 г. N 2 ст. 133.

 

4 Ч.1 ст. 95 ЗК РФ// СЗ РФ от 29 октября 2001 г. N 44 ст. 4147.

5 Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. № 48 // СП РСФСР. 1992. № 4. Ст. 25.

6 Положение о национальных природных парках Российской Федерации, утв. постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 10 августа 1993 г. № 769 // САПП РФ. 1993. № 34. Ст. 3180.

7 Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения, утв. постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1426 // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5799.

8 Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных, лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» // СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713.

9 Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утв. постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1425 // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5798.

10 Ч.1 ст. 97 ЗК РФ// СЗ РФ от 29 октября 2001 г. N 44 ст. 4147.

 

11 Ст. 99  ЗК РФ// 29 октября 2001 г. N 44 ст. 4147.

 

 


Информация о работе Особо охраняемые природные территории