Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 15:10, реферат
Целью реферата является исследование земельного законодательства Российской Федерации, регулирующего правовой режим особо охраняемых территорий.
В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие и состав категорий земель особо охраняемых территорий и объектов.
2. Охарактеризовать законодательную базу об особо охраняемых территориях.
3. Раскрыть правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов.
Введение……………………………………………………………...……………3
1. Понятие и состав категории земель особо охраняемых территорий и объектов…………………………………………………………….………..…….4
2. Земли особо охраняемых природных территорий………………………….6
3. Земли природоохранного назначения………………………….……………10
4. Земли рекреационного назначения……………………………….………….13
5. Земли историко-культурного назначения…………………….….………….15
6. Особо ценные земли………………………………………………….……….19
Заключение……………………………………….………………………………22
Список литературы………………………………………………………………24
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие
и состав категории земель
особо охраняемых территорий
и объектов……………………………………………………
2. Земли особо
охраняемых природных
3. Земли природоохранного назначения………………………….……………10
4. Земли рекреационного назначения……………………………….………….13
5. Земли историко-культурного назначения…………………….….………….15
6. Особо ценные
земли………………………………………………….……….
Заключение……………………………………….…………
Список литературы…………………………………
Введение
На
всей территории государства устанавливается
в основном единый, общий правовой
режим природопользования, охраны природы
и отдельных природных
По этому, для охраны окружающей среды, а также передачи наследия в области природной среды государством создаются территории и объекты земельного права, обладающие правовым статусом. Общественная потребность выделения данной категории территорий и объектов для особой охраны определяется рядом причин и интересов. При ретроспективной оценке развития правовых мер относительно выделения территорий особой охраны в России можно определить основные из них - экологические, экономические, рекреационные, здравоохранительные, научные, культурные.
Целью реферата является исследование земельного законодательства Российской Федерации, регулирующего правовой режим особо охраняемых территорий.
В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:
1.
Определить понятие и состав
категорий земель особо
2.
Охарактеризовать
3.
Раскрыть правовой режим особо
охраняемых природных
1. Понятие и состав категории земель особо охраняемых территорий и объектов
Земли
особо охраняемых территорий и объектов
- это одна из категорий земель Российской
Федерации, которые имеют особое
природоохранное, научное, историко-культурное,
эстетическое, рекреационное, оздоровительное
и иное ценное значение, которые
изъяты в соответствии с постановлениями
федеральных органов
Законодательством
(п.2 ст.7 ЗК РФ) установлено, что правовой
режим земель определяется их принадлежностью
к той или иной целевой категории
и разрешенным использованием в
соответствии с территориальным
зонированием, общие принципы и порядок
проведения которого устанавливаются
федеральными законами и требованиями
специальных федеральных
Юридическое значение этих земель состоит в том, что, признав земли особо охраняемых территорий в качестве отдельной категории, Кодекс установил их правовой режим и ограничил возможности их изъятия для иных целей.
Особо охраняемые территории и объекты так названы по той причине, что для них установлен особый режим использования и охраны, так как имеют статус особо охраняемых территорий в силу их специфической роли и особого значения в жизни общества. Они служат удовлетворению духовных, биологических, эстетических и иных потребностей граждан. Основную долю в этой категории составляют земли, имеющие важное экологическое значение.
В соответствии с Земельным кодексом РФ (ст.94) в состав земель особо охраняемых территорий входят земли:
1)
особо охраняемых природных
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4)
историко-культурного
5)
иные особо ценные земли в
соответствии с Земельным
Но в соответствии с п.5 ст.94 Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).
Ярко выраженный публичный экологический интерес был положен в основу выделения категории земель особо охраняемых территорий и объектов. Создание сети особо охраняемых природных территорий преследует следующие цели:
сохранение этих территорий как резерватов дикой природы;
обеспечение надежной охраны объектов природного и культурного наследия на этих территориях;
проведение
научных исследований на особо охраняемых
территориях как эталонных
развитие
на базе особо охраняемых природных
территорий системы экологического
просвещения населения и
На федеральном уровне порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий, а также порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, а также порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п.4 ст.94 ЗК РФ).
Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов зависит от правового режима территорий, на которых они находятся, или объектов, которые на них располагаются.
Например, правовой режим земель особо охраняемых природных территорий зависит от правового режима особо охраняемых природных территорий, а правовой режим земель историко-культурного назначения - от правового режима объектов культурного наследия.
В связи с этим для понимания и оценки правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов, в том числе в части сохранения их целевого назначения, необходимо учитывать требования федеральных законов об особо охраняемых природных территориях, объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации и т.д.
Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов обуславливает необходимость обеспечения сохранения находящихся на них природных и иных объектов. Важной предпосылкой для этого является соблюдение целевого назначения земель и запрет использования их для иных целей.
2. Земли
особо охраняемых природных
Особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Относятся к объектам общенационального достояния.
К
землям особо охраняемых природных
территорий относятся земли
Кроме того, в законодательстве встречается понятие "природный комплекс, взятый под охрану государства". Здесь речь идет о природно-географических объектах (ландшафтах), не имеющих статуса особо охраняемых природных территорий, но представляющих собой целостные однородные участки территории, где органично соединены природные, исторические и культурные достопримечательности (усадьбы, музеи-усадьбы и пр). Особое место среди охраняемых законом природных комплексов имеют музеи-заповедники, т.е. обладающие специальным статусом особо охраняемых историко-культурных центров территории со значительной природной составляющей.
Наряду с упомянутыми в Федеральном законе "Об особо охраняемых природных территориях" категориями особо охраняемых природных территориях иные федеральные законы, Правительство Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления могут учреждать и другие категории особо охраняемых природных территорий.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
Во
исполнение федерального закона "Об
особо охраняемых природных территориях"
Правительство Российской Федерации
приняло постановление от 19 октября
1996 г. № 1249 "О порядке ведения
государственного кадастра особо охраняемых
природных территорий". Согласно
этому постановлению, государственный
кадастр особо охраняемых природных
территорий является официальным документом,
который содержит регулярно обновляемые
сведения обо всех особо охраняемых
природных территориях
Земли
особо охраняемых природных территорий
относятся к объектам общенационального
достояния и могут находиться
в федеральной собственности, собственности
субъектов Российской Федерации
и в муниципальной
На землях, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах этих земель изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:
1)
предоставление садоводческих
2)
строительство федеральных
3)
движение и стоянка
4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами
Все особо охраняемые природные территории по признаку заповедности можно классифицировать на три группы.
1. Абсолютное заповедование. Данный режим присущ природным заповедникам и памятникам природы. Он исключает хозяйственную деятельность человека на своей территории. Вмешательство человека допускается только в исключительных случаях - для научных исследований, проведения санитарных рубок деревьев, борьбы с пожарами, уничтожения хищников и т.д.
2. Относительное заповедование. Данный режим означает сочетание абсолютного запрета и ограниченной хозяйственной деятельности по эксплуатации природных ресурсов. Этому признаку соответствует организация заказников.
3. Смешанный режим. Данный режим означает сочетание заповедных зон с зонами, используемыми для отдыха и туризма. Проявляется при организации национальных и природных парков.
В отношении каждого из перечисленных объектов устанавливается особый правовой режим. Так, на территории заповедника запрещается хозяйственная, рекреационная и иная деятельность, противоречащая целям заповедования или причиняющая вред окружающей природной среде, полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, вода, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира и т.п.
Собственники,
владельцы и пользователи земельных
участков, которые расположены в
границах государственных природных
заказников, обязаны соблюдать