Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 15:10, реферат
Целью реферата является исследование земельного законодательства Российской Федерации, регулирующего правовой режим особо охраняемых территорий.
В соответствии с данной целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие и состав категорий земель особо охраняемых территорий и объектов.
2. Охарактеризовать законодательную базу об особо охраняемых территориях.
3. Раскрыть правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов.
Введение……………………………………………………………...……………3
1. Понятие и состав категории земель особо охраняемых территорий и объектов…………………………………………………………….………..…….4
2. Земли особо охраняемых природных территорий………………………….6
3. Земли природоохранного назначения………………………….……………10
4. Земли рекреационного назначения……………………………….………….13
5. Земли историко-культурного назначения…………………….….………….15
6. Особо ценные земли………………………………………………….……….19
Заключение……………………………………….………………………………22
Список литературы………………………………………………………………24
Нарушение
режима особо охраняемых природных
территорий и природных объектов
может заключаться в
3. Земли природоохранного назначения
К
землям природоохранного назначения относятся
земли запретных и
Изложение подп.3 п.1 ст.97 ЗК РФ обусловливается подразделением лесов по целевому назначению на защитные, эксплуатационные и резервные (ч.1 ст.10 ЛК РФ). Согласно ч.4 ст.12 ЛК РФ защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, что это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Природоохранное назначение этих земель обусловлено тем, что с учетом особенностей правового режима защитных лесов к ним относятся (ст.102 ЛК РФ):
- леса, расположенные в водоохранных зонах (ст.104 ЛК РФ);
- леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, - первый и второй пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зеленые зоны, лесопарки, городские леса и др. (ст.105 ЛК РФ);
- ценные леса - государственные защитные лесные полосы, противоэрозионные леса, орехово-промысловые зоны, лесные плодовые насаждения, ленточные боры и др. (ст.106 ЛК РФ).
К иным землям, выполняющим природоохранные функции, могут быть отнесены водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы, зоны санитарной охраны и т.п.
На землях природоохранного назначения допускается ограниченная хозяйственная деятельность при соблюдении установленного режима охраны этих земель в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В границах водоохранных зон запрещаются использование сточных вод для удобрения почв, размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления и т.д.
В границах водоохранных зон допускаются проектирование, размещение, строительство, реконструкция и эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования их сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов.
В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными для водоохранных зон ограничениями запрещаются распашка земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных.
Установление водоохранных зон, что очень важно, не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с землей. Землеобладатели в водоохранных зонах, однако, обязаны наряду с общими правилами землепользования соблюдать и обеспечивать установленный режим охраны и использования земель этих зон.
Земельные участки в водоохранных зонах предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии с земельным законодательством, но по согласованию со специально уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда.
Таким образом, право владения земельными участками, в том числе на праве частной собственности, в водоохранных зонах не исключается, но, как и на землях других категорий, не допускаются самовольное строительство и использование с нарушением указанных правил землепользования в водоохранных зонах.
В соответствии с земельным законодательством осуществляется закрепление на местности границ земель природоохранного назначения специальными информационными знаками.
Об установлении границ зон, полос, иных земельных участков природоохранного назначения и режима ведения хозяйственной и иной деятельности в их пределах информируется население.
Особое внимание уделяется информационному обеспечению водоохранных зон и прибрежных защитных полос. Согласно ч.18 ст.65 ВК закрепление на местности их границ специальными информационными знаками осуществляется в соответствии с земельным законодательством.
В
пределах земель природоохранного назначения
вводится особый правовой режим использования
земель, ограничивающий или запрещающий
виды деятельности, которые несовместимы
с основным назначением этих земель.
Земельные участки в пределах
этих земель не изымаются и не выкупаются
у собственников земельных
В
местах традиционного проживания и
хозяйственной деятельности коренных
малочисленных народов
4. Земли рекреационного назначения
Земли рекреационного назначения - это вид категории земель особо охраняемых территорий и объектов, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
В соответствии с п.2 ст.98 ЗК РФ в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. К землям рекреационного назначения относятся также земли пригородных зеленых зон.
Порядок отнесения земель к землям рекреационного назначения федерального значения, порядок их использования и охраны федеральным законодательством не установлен.
Земли
рассматриваемой категории
В то же время на землях рекреационного назначения запрещается всякая деятельность, препятствующая их целевому назначению. При этом изменение цели использования земельных участков, относящихся к рассматриваемой категории, может служить основанием отказа в предоставлении земельного участка.
Гражданский кодекс (п.2 ст.260) ограничивает право собственности на земельные участки, устанавливая, что пользование земельным участком может осуществляться в пределах, определяемых его назначением.
Статьями 285 - 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника.
Кроме того, ст.8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа за использование земель не по целевому назначению, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.
Согласно ст.86 ЗК РФ в состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.
Границы и правовой режим пригородных зон, за исключением пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, утверждаются и изменяются законами субъектов РФ.
Границы и правовой режим пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются федеральными законами.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
5. Земли
историко-культурного
Земли
историко-культурного
1)
объектов культурного наследия
народов Российской Федерации
(памятников истории и
2)
достопримечательных мест, в том
числе мест бытования
3)
военных и гражданских
Основным источником информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, является Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
К
выявленным объектам культурного наследия
относятся объекты, которые представляют
собой историко-культурную ценность
и в отношении которых вынесено
заключение государственной историко-
Объекты
археологического наследия считаются
выявленными объектами
В соответствии с п.2 Указа Президента РФ от 20.02.95 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения следует относить памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с рядом актов Правительства РФ.
Земли
историко-культурного
Статья 54 ФЗ "Об объектах культурного наследия" устанавливает ответственность за ненадлежащее выполнение обязанностей по целевому использованию земельных участков.
Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
Земли
историко-культурного
Зоны
охраны объектов культурного наследия
устанавливаются в целях
Правовое
регулирование отношений в
Основными нормативными актами, регулирующими указанные отношения, являются ФЗ "Об объектах культурного наследия" и Закон РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры".