Понятие, формы и виды права собственности на землю в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальным вопросом на сегодняшний день является вопрос земельной собственности, и прежде всего собственности частной. Введение ее потребовало усилий частноправового регулирования земельного оборота на основе свободного распоряжения земельными участками. В юридической литературе отмечается, что понятие права частной собственности на землю сформулировано не так давно.
Ранее действовавшее законодательство не допускало такого права граждан, существовало лишь понятие государственной собственности на землю.

Содержание работы

Введение
1.Понятие право собственности на землю в РФ.
2.Формы и виды права собственности на землю в РФ.
2.1 Формы права собственности на землю в РФ.
2.2 Виды права собственности на землю в РФ.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 43.91 Кб (Скачать файл)

Отсылочная норма, содержащаяся во втором абзаце пункта 3 статьи 212 ГК РФ, имеет принципиальное значение для всего гражданского права. Она  устанавливает, что отдельные виды имущества могут находиться только в муниципальной собственности  либо в государственной собственности. Список такового имущества устанавливается  законом. В Конституции и гражданском  законодательстве СССР такое имущество  величалось исключительной собственностью страны. В зарубежных государствах существование данного имущества  с приведением его списка предвидено в гражданских кодексах « к  примеру, во Франции, Италии » либо других законах.

Было бы наиболее правильным указанное имущество вообще не относить к государственной либо городской  принадлежности и считать его  всенародным имуществом, как это  определено во Французском гражданском  кодексе, либо государственным имуществом народов РФ « по формулировке преамбулы  Федерального закона "О естественных врачебных ресурсах" ». РФ, ее субъекты и городские образования обязаны  находиться на положении правящих данным имуществом, но не владельцев. Это имущество  не подлежит отчуждению, оно не быть может предметом задатка, на него, определённо, не распространяются нормы  о том на какой срок можно приобрести данную собственность; использование  им подчинено особенным правилам.

В РФ указанное имущество  не упомянуто ни в ГК, ни в каком-либо ином раздельно взятом законе. На фрагментарной  базе отдельные положения об имуществе  общего использования содержатся в  законах, посвященных отдельным  видам естественных ресурсов, в законах  и иных правовых актах « предпочтительно  в указах Президента РФ » о приватизации. При всем этом список такового имущества  непрерывно сокращается.

Настойчиво требуется  принятие специального общего закона об объектах государственного достояния  народов РФ. В списке указанных  объектов вместе с иными видами непременно обязаны быть названы земли общего использования «бульвары, улицы, площади, проезды, набережные, дороги, скверы, сады, парки в населенных пунктах». А так же побережья морей, океанов, рек, озер и иных водоемов, имеющих общегосударственное региональное и местное значение, и другие объекты, не подлежащие передаче в собственность людей, юридических лиц, иностранных стран и интернациональных организаций.

Действие статьи 213 ГК РФ распространяется на людей, также на юридических лиц самостоятельно от формы принадлежности, к которой  относится принадлежащее им имущество. Это могут быть и юридические  личности, функционирующие на базе приватного капитала, и юридические  личности - акционерные сообщества со 100-процентным государственным капиталом. По данной причине термин "право  приватной собственности" в отношении  имущества, принадлежащего юридическим  личностям, в ГК не употребляется. Юридические  лица со 100-процентным государственным  капиталом обязаны рассматриваться  только как субъекты приватного права  в сфере гражданских правоотношений, но не как субъекты права приватной  принадлежности. Совсем иначе обстоит  дело с гражданами, которых сразу  можно ж считать и субъектами частного права, и субъектами права  частной собственности. Но в связи  с тем, что право собственности  людей и право собственности  юридических лиц функционируют  в рамках 1-го и такого, же правового  режима, законодатель пошел по пути соединения 2-ух этих прав в единичную  юридическую категорию, принеся  в жертву полностью законную формулу  права частной собственности  людей.

В пункте 3 статьи 213 ГК РФ содержатся три главные новеллы, вводимые в  гражданское законодательство РФ в  части видов имущества, которое  может находиться в принадлежности людей и юридических лиц. Во-1-х, законодатель не дает списка видов  имущества, способного быть объектами  права принадлежности людей, как  это имело место в российском гражданском законодательстве. Во-2-х, граждане и юридические личности располагают одинаковыми правами  в отношении имущества, которое  может находиться в их собственности. И, в-3-х, определение видов имущества, способного быть в принадлежности людей  и юридических лиц, в том числе  средств их производства, делается по принципу: разрешено все, что не воспрещено законом. Данный запрет сначала  затрагивал виды имущества, сочетающих национальное богатство народов  РФ, а также имущества, призванного  обслуживать специальные потребности  Российской Федерации, субъектов РФ и городских образований. Подавляющая  часть производственных фондов в  стране, не разговаривая теснее о фондах употребления, находится именно в  данный момент в собственности юридических  лиц и людей.

В пункте 2 статьи 213 ГК РФ предусматривается  положение о неимении в законе количественных и стоимостных ограничений  в отношении имущества, находящегося в собственности людей и юридических  лиц. Исключение могут образовывать только случаи, когда ограничения  вводятся законом в целях, предусмотренных  пункте 2 статьи 1 ГК РФ. Под ограничениями, к примеру, в отношении отдельных  видов имущества, принадлежащих  гражданам, о которых упоминается  в пункте 2 статьи 213 ГК РФ, понимается юридический запрет со стороны федерального государства, дотрагивающийся количества и стоимости имущества. Собственность, которая в свою очередь может  находиться в собственности людей  и юридических лиц. Неимение такового запрета не значит, что правительство лишено способности устанавливать дополнительных требования экономического порядка к владельцам имущества, количество и стоимость которого превышает определенные пределы, к примеру увеличивать тарифы оплаты коммунальных услуг применительно ко вторым и следующим квартирам, увеличивать ставки налогообложения и так далее.

В пункте 3 статьи 213 ГК РФ содержится норма, устанавливающая, что все  коммерческие и некоммерческие организации, являющиеся юридическими личностями, числятся владельцами имущества, находящегося на их балансе. В состав данного имущества  входит имущество, внесенное в качестве вкладов « взносов » их учредителями «членами,  соучастниками», а также  другое имущество, произведенное и  обретенное этими юридическими личностями в процессе их деятельности. Исключение образуют муниципальные и государственные  компании, а также учреждения, финансируемые  владельцем. В отношении имущества, закрепленного за ними, применяется  режим права хозяйственного ведения  либо права оперативного управления « статьи 294, 296 ГК », но не права собственности.

В особенном положении  находятся публичные и религиозные  организации « соединения », также  благотворительные и другие фонды. Являясь владельцами принадлежащего им имущества, они совместно с  тем в части применения данного  имущества обязаны покоряться двум требованиям, указанным в пункте 4 статьи 213 ГК РФ. Во-1-х, внедрение имущества  делается только для достижения целей, предусмотренных учредительными документами  организаций « соединений » и  фондов. Во-2-х, в случае ликвидации организаций  « соединений » и фондов оставшееся имущество не подлежит распределению  меж их учредителями « членами  », а употребляется в целях, указанных  в учредительных документах.

В пункте 1 статьи 214 ГК РФ рассматриваются  два вида государственной собственности, имеющейся в РФ: федеральная собственность  и собственность субъектов РФ. Соответственно, субъектом права  федеральной принадлежности является РФ как правительство, субъектами права  принадлежности второго вида - республики, области, края, городов федерального значения, автономные округа ,  автономная область. При всем этом под государством « муниципальным образованием » необходимо определить государственно-политическую компанию, исполняющую публичную власть в стране « на местности субъекта РФ », связанную, но не совпадающую с гражданским сообществом. Право принадлежности каждого вида государственной собственности, а в пределах второго вида и каждого раздельно взятого субъекта РФ, считается самостоятельным правом. Совместно с тем в критериях федеративного страны указанные права необходимо рассматривать как части федеративной системы государственной собственности нашей страны.

Остаточный принцип в  отношении права принадлежности на землю и другие естественные ресурсы, упомянутые в пункте 2 статьи 214 ГК РФ, не соответствует главным фронтам  в развитии современного законодательства в данной сфере. Так, он вообще не распространяется на недра земли, которые « статьи 1.2 Закона о недрах » объявлены  государственной собственностью, и  почти все иные естественные ресурсы, также отдельные категории земель. В свете развивающегося законодательства о естественных ресурсах необходимо объяснять и положения пункта 2.

ГК РФ определены два вида имущества, находящегося в государственной  собственности: 1 » имущество, закрепленное за муниципальными предприятиями и  учреждениями соответственно на праве  хозяйственного ведения и праве  оперативного управления, и 2 » имущество, составляющее государственную казну  РФ и казну субъектов РФ.

Применительно к названным  видам имущества было бы правильным разговаривать о праве государственной  принадлежности так, как это обозначено в заглавии объясняемой статьи, но не государственной принадлежности вообще. Понятие государственная  собственность как экономической  категории включает в себя вместе с указанными видами имущества также  имущество муниципальных хозяйственных  товариществ и сообществ. Имущество  первого вида предназначается для  применения в производственных, образовательных, научных, социально-культурных целях.

Что касается имущества казны, то под таким понимаются все виды имущества, в том числе и денежные ресурсы, не закрепленные РФ либо определённым субъектом РФ за муниципальными предприятиями  и учреждениями. Это - денежные ресурсы, находящиеся в ведении федерального казначейства, входящего в качестве структурного подразделения в состав Минфина РФ, казначейств субъектов  РФ. Материальные ресурсы, находящиеся  в ведении Министерства имущества  РФ и его территориальных органов  исполнительной власти субъектов РФ, также иных указанных в законе органов страны, имеющих право  выступать от имени РФ и определённых субъектов РФ.

Городская собственность  выглядит как отдельная форма  собственности, существующая параллельно  с государственной собственностью. Соответственно, право городской  принадлежности обязано рассматриваться  как самостоятельное право собственности. По собственному нраву и юридической  природе оно находится в одном  ряду с правом государственной собственности. Их сближает то, что через посредство органов общественной власти два  названных права призваны обеспечивать публичные, но не частные интересы. Но меж ними имеются и веские различия. Если субъектами права государственной  принадлежности являются правительство  и муниципальные образования  как публично-властные структуры, отделенные от гражданского сообщества. То в качестве субъектов городской собственности  выступают городские и сельские поселения, иные городские образования, другими словами, народонаселение, живущее на местности данных поселений  и образований, наделенное правом на местное самоуправление и исполняющее  функции общественной власти через  систему выбираемых ними органов  местного самоуправления. Как отмечено в ст. 130 Конституции, местное самоуправление обеспечивает владение, использование  и распоряжение городской собственностью, то есть имуществом, находящимся в  городской собственности, а правят городской собственностью, следуя статьи 132 Конституции, органы местного самоуправления. Подобное положение закреплено и  в пункте 2 статьи 215 ГК РФ.

Имущество, являющееся объектом права городской собственности, разделяется нате же группы, что  и государственное имущество. Это: 1 » имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями в  режиме права хозяйственного ведения и права оперативного управления, и 2 » имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, сочиняющее государственную казну соответствующего поселения либо другого городского образования. Имущество первой группы имеет в главном социальном « образование, культура, медицина» и производственное значение. Имущество 2-ой группы призвано удовлетворять потребности народонаселения, связанные с проживанием на территории подходящего поселения либо другого городского образования, также финансово и материально обеспечивать деятельность органов местного самоуправления.

Имущество, находящееся в  городской собственности, по собственному видовому, количественному и стоимостному состоянию, определённо, не совпадает  с тем имуществом, которое является объектом права государственной  собственности. По указанным характеристикам  оно сильно ограничено, так как  создано для решения функционально  отличных задач от муниципальных  задач местного значения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Виды права собственности  на землю в РФ.

Закон « пункт 2 статья 244 » распознаёт два вида общей собственности: долевую и общую. Долевая собственность  это собственность, при которой  определена доля каждого из ее участников, а к общей собственности - собственность  без определения частей.

Пункт 1 статьи 244 показывает, что общественная собственность  имеет место в том случае, когда  имущество принадлежит более  чем одному владельцу. После произнесенного о полном господстве над вещью, образованная сущность собственности, непременно, тяжело перейти к идее множества субъектов, обладающих полнотой власти по отношению  к вещи. Знаменито выражение Г.Ф. Шершеневича, что "общая собственность... представляет веские трудности для выяснения собственности её юридической природы".

Задача общей принадлежности содержится сначала в том, что  собственность обычно надеется продолжением воли личности в "своем" имуществе. В данном же случае формирование и  изъявление воли такового "коллективного" владельца очень осложнено, не считая того, что  ставится под вопрос и  само отношение к имуществу, которое, принадлежа каждому, не принадлежит  никому. Единственным выходом из таковой  ситуации стало выступление в  отношениях с третьими личностями множества  сособственников как единичного составного владельца. Другими словами, по сути, вышло разделение отношений, возникающих в связи с общей  собственностью, на две подгруппы. Во-1-х, это дела меж сособственниками «  имеющие иногда не считая вещных черт определенные "корпоративные" черты  ». Во-2-х, это дела сособственников  с третьими личностями, которые полностью  укладываются в традиционные схемы. Другими словами существует определенное разделение отношений на внешние  отношения и внутренние.

Попробуем осмотреть эти  дела подробней. Итак, для того чтоб рассуждать о собственности, нужно  уяснить сам механизм принадлежности вещи каждому из имеющих на это  право  лиц. Тут законодатель устанавливает  два метода воплощения права общей  принадлежности: с определением, а следовательно, и наличием частей в праве и без иных. Что касается заключительного варианта, то он возникает только в силу прямого указания закона, не имеет широкого распространения, ограничиваясь сферой семейно-брачных отношений « статья 34 Семейного кодекса РФ ». Что занимательно, требование общей совместной собственности не императивно: своим соглашением субъекты, впавшие в нее, вправе, определив части, перейти к отношениям общей долевой собственности.

Информация о работе Понятие, формы и виды права собственности на землю в РФ