Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 19:52, курсовая работа
Земельная реформа дала толчок и создала условия для интен¬сивного
развития не столь значимого прежде института права собственности на землю.
Главной причиной такого развития стало появление в системе правоотношений
собственности нескольких форм права собственности, заменивших исключительную
государ¬ственную собственность на землю.
Земельная реформа дала толчок и
создала условия для
развития не столь значимого прежде института
права собственности на землю.
Главной причиной такого развития стало
появление в системе правоотношений
собственности нескольких форм права
собственности, заменивших исключительную
государственную собственность на землю.
Институт права собственности
приобретает особое значение как в теории,
так и в практике земельного права.
Важным моментом в развитии данного института
стало юридическое
признание земли, собственно как и других
природных объектов, недвижимым
имуществом. В результате земля была включена
в категорию объектов гражданских
правоотношений. Указ Президента РФ от
27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании
земельных отношений и развитии аграрной
реформы в России» подтверждает такую
трансформацию,
установив, что отныне все сделки с земельными
участками регулируются гражданским
законодательством. Одновременно все
же было признано, что юридически земля
не
теряет своей связи с природой, оставаясь
одновременно объектом земельных и
других экологических правоотношений.
Предусмотрено, что регулирование сделок
с
землей гражданским законодательством
осуществляется с учетом земельного,
лесного, природоохранительного, иного
специального законодательства.
Действие этой юридической формулы еще
раз подтверждено в ЗК,
который в ст. 3 предусматривает, что имущественные
отношения, в том числе
отношения по совершению сделок с земельными
участками, регулируются гражданским
законодательством. При этом приоритет
отдан земельному и экологическому
законодательству, а также специальным
федеральным законам, которые своими
нормами могут устанавливать иные требования
и порядок реализации имущественных
отношений.
Таким образом, земля приобрела сложный
правовой статус, став
недвижимым имуществом особого рода, в
котором сочетаются черты природного
объекта и товарно-материальной ценности.
Это означает, что земля теперь
является объектом не только земельных,
но и гражданских отношений.
Соответственно стирается грань между
земельным и гражданским отраслями права,
которые теперь претендуют на одну и ту
же сферу правового регулирования, создавая
в правовом регулировании отношений собственности
на землю немало неясных и даже
конфликтных ситуаций.
Признание земель недвижимым имуществом
является формальным
основанием для включения права собственности
на землю в категорию вещных прав и
распространения на данную область подходов,
принципов и решений, применяемых к
отношениям собственности на имущество
в целом. В частности, содержание права
собственности на землю составляют правомочия
владения, пользования,
распоряжения (ст. 209 ГК). Все три правомочия
имеют ясно выраженный физический
и юридический аспект. В первом случае
речь идет о возможности собственника
—
обладателя этих правомочий физически,
т.е. своими действиями, осуществлять владение,
пользование и распоряжение физически
обособленным земельным участком,
принадлежащим ему на праве собственности.
В юридическом смысле правомерность
этих действий подтверждается в индивидуальных
юридически значимых документах.
Право владения означает право собственника
обладать земельным
участком, т.е. беспрепятственно входить
на участок, находиться на нем, держать
под контролем земельный участок, включая
право не допускать на него иных лиц.
Право пользования предполагает возможность
собственника извлекать пользу из
земельного участка для удовлетворения
различных собственных материальных и
нематериальных потребностей, Право распоряжения,
или право определять
юридическую судьбу земельного участка,
включает право отчуждать земельный
участок путем совершения сделок купли-продажи,
мены, дарения, право передавать
земельный участок в пользование, в некоторых
случаях в доверительное
управление, передавать по наследству,
а также право залога. Новеллой земельного
законодательства служит появление обязанности
произвести отчуждение земельного
участка либо доли в праве общей собственности,
т.е. совершить обязательную
земельно-правовую сделку. Условия такого
отчуждения установлены ст. 5 Закона
«Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения».
Все три правомочия юридически существуют
как единство и
закрепляются за соответствующими субъектами
в виде права собственности на основании
различных государственных нормативных
и ненормативных актов. Наличие
документа, удостоверяющего право собственности,
является юридическим
основанием для реализации любого правомочия
собственности. К примеру,
свидетельства о государственной регистрации
права собственности на земельный
участок достаточно для того, чтобы собственник
мог входить на участок и
находиться на нем, использовать его для
разрешенных целей, а также продавать
или иным образом отчуждать земельный
участок.
Правомочия владения, пользования, распоряжения
составляют
содержание и других вещных прав, к которым
гражданское законодательство
относит также право пожизненного наследуемого
владения землей, право
постоянного (бессрочного) пользования
и сервитуты (ст. 216 ГК). Однако они существуют
в ограниченном объеме.
Право собственности не означает обязанности
собственника
всегда самому владеть, пользоваться и
распоряжаться принадлежащим ему
земельным участком. По своему желанию
и в соответствии с требованиями закона
он имеет право передать часть своих правомочий
другим лицам. При передаче
отдельных правомочий собственник ограничивает
свое право собственности, но не
теряет его. Так, собственник может передать
свой земельный участок другим лицам
в пользование, ограничив тем самым свои
правомочия владения и пользования. В
определенных случаях возможна передача
несобственникам некоторой части
правомочий распоряжения, за исключением
отчуждения права собственности помимо
воли собственника.
Земельное и гражданское законодательство
исходит из принципа
ограниченности свободы действий и усмотрения
собственника по владению,
пользованию и распоряжению земельной
собственностью. Данный принцип основан
на
понимании того, что право собственности
существует наряду с другими правами и
интересами общества, государства, граждан
и должно уравновешиваться с ними.
Применительно к частной собственности
данный принцип зафиксирован в Конституции
РФ, ч. 2 ст. 36 которой гласит: «Владение,
пользование и распоряжение землей и
другими природными ресурсами осуществляются
их собственниками свободно, если
это не наносит ущерба окружающей среде
и не нарушает прав и законных интересов
иных лиц».
Действующее земельное законодательство
исходит из идеи отказа
от права исключительной государственной
собственности, реализующего монополию
государства на землю, и его замены множеством
форм собственности.
Полного, законченного перечня форм собственности
на землю не
существует. В регулировании этого вопроса
используется гибкий подход, в
соответствии с которым допускается установление
любых форм собственности. Не
существует ни обязательного минимума,
ни обязательного максимума. Статья 9
Конституции РФ предусматривает: земля
и другие природные ресурсы могут находиться
в частной, государственной, муниципальной
и иных формах собственности.
Используемое сослагательное наклонение
в формулировке статьи, а также
допустимость иных форм собственности,
как представляется, придают ст. 9
Конституции широкий смысл, позволяющий
решать вопрос о формах собственности,
не
будучи связанными жесткими временными,
территориальными и иными критериями.
На практике представлены все три перечисленные
в Конституции
РФ формы собственности на землю:
государственная,
муниципальная,
частная.
Степень правовой разработанности каждой
различается, что
свидетельствует о том, что институт права
собственности на землю находится на
стаии формирования и не достиг своего
полного развития.
2. Право государственной собственности
на землю
Право государственной собственности
означает принадлежность
правомочий владения, пользования, распоряжения
государству. Государство как
субъект права государственной собственности
представлено не одним ведомством,
а целым рядом различных органов государственной
власти, между которыми
распределяются правомочия собственности.
Учитывая федеративное устройство России
и существование двух
уровней государственной власти, предусматривается,
что право государственной
собственности существует в виде:
федеральной собственности и
собственности субъектов РФ (субъектной).
На каждом уровне правомочия владения,
пользования и распоряжения
распределены между законодательными
органами, соответствующими министерствами
и ведомствами и реализуются через систему
государственных полномочий и функций
управления.
Объектом права государственной собственности
выступают
индивидуально обособленные земельные
участки, не находящиеся в собственности
граждан, юридических лиц и муниципальных
образований (ст. 214 ГК).
Государственной земельной собственности
принадлежит ведущее место.
Государственные земли наиболее обширны
по площади , имеют наиболее существенную
экономическую и экологическую значимость.
На государственных землях
размещается большинство промышленных
предприятий, подавляющее большинство
земель особо охраняемых территорий находится
в государственной собственности.
С развитием права государственной собственности
связывается
сложная проблема ее разграничения на
право федеральной и право субъектной
собственности. Проблема возникла из-за
существовавшей длительное время
недостаточно ясно выраженной позиции
государства относительно того, каким
образом осуществить разграничение. Использовались
два подхода, С одной стороны,
предусматривалось проведение жесткого
разграничения права государственной
собственности физически, по объектам,
а также юридически. С другой —
разграничение права государственной
собственности одновременно
предусматривалось путем разграничения
предметов ведения и полномочий по
управлению земельными правоотношениями
между государственными и субъектными
органами государственной власти без
физического разграничения самих земель
и
соответствующего закрепления самостоятельных
прав собственности РФ и субъектов
РФ.
Политическая поддержка первого подхода
выражена в решении
Правительства РФ и Центрального банка
РФ по стабилизации
социально-экономического положения в
стране, которое предусматривает
разграничение права собственности на
объекты недвижимости, включая земельные
участки, между РФ, ее субъектами и органами
местного самоуправления .
Данный подход реализован при определении
правового режима
некоторых категорий земель. Так, Водный
кодекс РФ исходит из порядка
разграничения водных объектов и соответственно
земель водного фонда на
федеральные и субъектные по установленным
критериям. На основании Лесного
кодекса РФ лесной фонд объявлен федеральной
собственностью при условии
передачи части лесного фонда в собственность
субъектов РФ в соответствии с •
федеральным законом.
Одновременно Водный и Лесной кодексы
независимо от фактического
разграничения устанавливают порядок
согласованного совместного вынесения
решений по вопросам правового режима
соответствующих земель. В развитие Лесного
кодекса не было принято ни одного решения
относительно признания участков
лесного фонда субъектной собственностью.
Водные объекты частично разграничены
путем объявления некоторых наиболее
крупных водоемов федеральной
собственностью, однако не охватывают
все водные объекты, правовой статус
которых остается недостаточно определенным.
При этом независимо от того, какие действия
будут предприняты
в этой области, оба закона предусматривают
участие государственных органов
обоих уровней в управлении собственностью.
Целесообразность физического
проведения разграничения в этом случае,
равно как и юридического оформления
прав двух субъектов, ставится под сомнение.
Данное противоречивое положение порождает
интересную ситуацию,
когда наряду с федеральной и субъектной
собственностью на землю Ле /асго, но
вне закона существует еще один вид права
государственной собственности — право
некой «общей» (не разграниченной физически
и юридически) государственной
собственности. Таким образом, сам термин
«право государственной собственности»
приобретает двойное значение. Он используется
как родовое понятие, обозначая
одну из форм собственности, а также наименование
одного из разновидностей
собственности государства — государственной
(неразграниченной) собственности
на землю.
Политика государства по отношению к праву
государственной
собственности не приобрела необходимой
ясности даже с принятием в 2001 г.
Федерального закона «О разграничении
государственной собственности на землю»
и
Земельного кодекса РФ. С одной стороны,
был установлен порядок разграничения
государственной собственности на федеральную,
собственность субъектов РФ и
муниципальную и тем самым определен курс
государства на разграничение
собственности. С другой — положение о
том, что право собственности
соответствующих субъектов возникает
с момента государственной регистрации
этого
права, поставило государственную и муниципальную
собственность вне закона до
тех пор, пока это право не будет зарегистрировано.
Такое же жесткое положение о
государственной регистрации права собственности,
в том числе государственной
формы собственности, как основании его
возникновения содержится и в
Федеральном законе «О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним». До этого момента также
вряд ли можно признать распорядительные
действия с земельными участками со стороны
государства (к примеру, передача в
частную собственность, пользование и
т.д.) легитимными.
Одновременно можно предположить, что
Земельный кодекс
прояснил вопрос с видами государственной
собственности. В частности, ст. 16—18
ЗК соответственно указывают на три вида
собственности: государственную,
федеральную собственность на землю, а
также собственность субъектов РФ. На
основании этих статей можно считать,
что до тех пор, пока государственная
собственность не разграничена между
РФ, субъектами РФ и муниципальными
образованиями, на нее распространяется
право государственной (т.е. той самой
«общей», но неразграниченной) собственности
с особым правовым режимом.
Во-первых, эти земли потенциально являются
объектом разграничения прав
собственности. Во-вторых, можно предположить,
что право государственной
собственности возникает автоматически
По отношению ко всем земельным участкам,
не находящимся в собственности граждан,
юридических лиц или муниципальных
образований, на основании ст. 16 ЗК и ст.
214 ГК, в том числе по отношению к
неразграниченным земельным участкам,
а не с момента государственной регистрации
права. В отличие от этого право федеральной
собственности на землю и право
собственности субъектов РФ возникает
на основании признания их таковыми
федеральными законами, при разграничении
государственной собственности на землю
либо в порядке приобретения земель в
собственность РФ или субъектов РФ
соответственно. В последнем случае речь
идет о порядке изъятия (выкупа) земель
для государственных нужд и порядке конфискации
земель. Право собственности
субъектов РФ на сельскохозяйственные
угодья возникает также в порядке изъятия
земель в государственную собственность,
т.е. обязательного отчуждения земель,
установленного Законом «Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения».
Другими чертами правового режима государственных
земель
(включая государственные, федеральные
земли и земли субъектов РФ) является
право соответствующих органов передавать
эти земли физическим и юридическим
лицам в собственность, аренду, постоянное
(бессрочное) пользование,
безвозмездное срочное пользование.
Землепользование осуществляется в соответствии
с целевым
назначением и разрешенным пользованием.
Землепользование является платным.
Предусмотрено, что управление федеральной
и субъектной
собственностью осуществляется соответственно
органами государственной власти
РФ (ст. 71 Конституции) и субъектов РФ, хотя
пока в большинстве случаев принцип
раздельного управления не реализуется.
3. Право муниципальной собственности
на землю
Право муниципальной собственности на
землю — правомочия
владения, пользования, распоряжения земельными
участками, принадлежащие
муниципальному образованию. На территории
РФ примерно 14,5 тыс. муниципальных
образований. От имени муниципального
образования полномочия собственника
реализуют органы местного самоуправления
(ст. 125, 215 ГК). В этом качестве органы
местного самоуправления имеют право
предоставлять земельные участки во
временное и постоянное владение и пользование
(бессрочное) физическим и
юридическим лицам, аренду, собственность
физических и юридических лиц и
совершать иные сделки .
Объектами права муниципальной собственности
являются земельные
участки, переданные- РФ или субъектами
РФ в муниципальную собственность, либо
на основании законов РФ и субъектов РФ,
при разграничении государственной
собственности на землю. Кроме этого, муниципальная
собственность возникает в
порядке изъятия (выкупа) земельных участков
для муниципальных нужд, изъятия в
муниципальную собственность, конфискации
земельного участка у граждан и
организаций, либо в порядке признания
недвижимой вещи бесхозяйной (ст. 53 ЗК,
ст. 225 ГК).
В муниципальной собственности могут
находиться земельные
участки, расположенные как на территории,
т.е. в границах, муниципальных
образований, так и за их пределами.
Территорию муниципального образования
составляют земли
городских, сельских поселений, прилегающие
к ним земли общего пользования,
рекреационные зоны, земли, необходимые
для развития поселений, и другие земли
в
границах муниципального образования
независимо от форм собственности и целевого
назначения. Порядок установления и изменения
границ муниципальных образований
определяется законами соответствующих
субъектов РФ. В собственность
муниципальных образований для обеспечения
их развития могут безвозмездно
передаваться земли, находящиеся в государственной
собственности, как в границах
муниципальных образований, так и за их
пределами. Передача земель в муниципальную
собственность не влечет автоматического
изменения границ муниципальных
образований, за исключением случаев,
когда это прямо не предусмотрено законами
субъектов РФ. Это означает, что то или
иное муниципальное образование может
иметь в собственности земли на территории
другого муниципального образования.
Особый порядок формирования муниципальной
собственности
установлен для городов федерального
значения — Москвы и Санкт-Петербурга.
Право
муниципальной собственности в этих городах
возникает при передаче земельных
участков из собственности Москвы и Санкт-Петербурга
в муниципальную собственность
в соответствии с законами этих субъектов.
Образование муниципальной
собственности в порядке разграничения
государственной собственности на землю
не допускается.
В отличие от государственной муниципальная
собственность не
делится на виды. Она едина. Управление
муниципальной земельной собственностью
возложено на местные органы, в структуре
которых создаются подразделения,
отвечающие за содержание и регулирующие
использование земель, занятых
автомобильными дорогами, контроль за
использованием земель, благоустройство
и
озеленение территории и др.
Основное назначение муниципальных земель
— обеспечение
проживания, работы и отдыха населения.
Муниципальные земли преимущественно
относятся к категории земель поселений,
за исключением земель, расположенных
за
их чертой. Основные площади муниципальной
собственности относятся к землям
общего пользования и используются гражданами
для прохода, проезда, размещения
необходимых объектов общего пользования.
Другие категории земель могут
закрепляться за индивидуальными землепользователями.
Допускается приватизация муниципальных
земель. Условия
приватизации определяются местными органами
самоуправления в порядке,
установленном ЗК. Средства от продажи
муниципальной собственности поступают
в
полном объеме в местный бюджет. Не допускается
приватизация земель общего
пользования в поселениях .
§ 5. Право частной собственности
на землю. Общая собственность
Право
частной собственности означает принадлежность
правомочий
владения, пользования, распоряжения земельными
участками либо долями в общей
собственности отдельным конкретным физическим
или юридическим лицам, которые
выступают субъектами права частной собственности
на землю.
Соответственно по субъектам право частной
собственности делится
на два вида: право частной собственности
физических лиц и право частной
собственности юридических лиц. Российское
земельное законодательство
максимально расширяет круг физических
и юридических лиц — субъектов права
частной собственности и включает в их
число граждан РФ, иностранных граждан,
лиц без гражданства, отечественные, иностранные,
международные организации,
совместные предприятия, общественные
организации и др. Вместе с тем право
частной собственности иностранных физических
и юридических лиц существенно
ограничено. Иностранные граждане не могут
быть собственниками земель, предоставляемых
для ведения садоводства и огородничества,
фермерского хозяйства, других земель
сельскохозяйственного назначения не
могут быть собственниками земельных
долей.
Имеются и другие ограничения. Так, иностранные
граждане и юридические лица, а
также лица без гражданства не могут обладать
на праве собственности земельными
участками на приграничных территориях,
а приобретают право частной
собственности на землю на разрешенных
для этого территориях только за плату.
Объектами права частной собственности
выступают земельные
участки лишь некоторых категорий земель.
Наиболее либерален в этом смысле
правовой режим земель сельскохозяйственного
назначения, приобретение права
частной собственности на которые фактически
не ограничивается. Любые земли
сельскохозяйственного назначения могут
быть приобретены в частную
собственность в пределах установленных
предельных размеров. В отличие от этого,
право частной собственности не может
быть установлено на земли лесного фонда,
земли, занятые объектами обороны, земли
общего пользования в поселениях и
некоторые другие (ст. 27 ЗК). В частной собственности
в настоящее время
находится незначительная площадь — всего
7,6% всех земель. При этом на долю
граждан приходится около 82% этих площадей.
Земельные участки, находящиеся в
частной собственности, могут использоваться
только для установленных целей,
указание на которые содержится в правоустанавливающих
документах —
свидетельствах о регистрации права частной
собственности. Они могут включать
использование земель для ведения фермерского
хозяйства, садоводства,
огородничества, индивидуального жилищного
строительства, предпринимательской
деятельности. Земельные участки могут
передаваться их собственниками другим
лицам во временное пользование, аренду
либо отчуждаться путем совершения
сделок купли-продажи, наследования, дарения,
мены, передачи в качестве взноса
в уставные фонды, могут быть предметом
залога. Собственники могут также
добровольно отказаться от своего земельного
участка либо могут объединить его с
земельными участками других собственников
для создания общей собственности.
Правомочия владения, пользования, распоряжения
могут быть
ограничены государством. Так, Федеральным
законом от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ
«Об ипотеке (залоге недвижимости)» запрещается
залог сельскохозяйственных
угодий из состава земель сельскохозяйственных
организаций, крестьянских
(фермерских) хозяйств и полевых земельных
участков личных подсобных хозяйств.
В этом случае речь идет о запрете на залог
права собственности. Залог права
аренды допускается без согласия собственника
земельного участка при условии
его уведомления, если договором аренды
не предусмотрено иное (ст. 22 ЗК).
Земельные участки, находящиеся в частной
собственности, могут быть изъяты для
государственных и муниципальных нужд
в установленном порядке и при условии
компенсации их стоимости. В определенных
случаях правонарушений в порядке
конфискации собственник может быть лишен
права собственности в соответствии с
судебным решением без компенсации. На
части земельного участка может быть установлен
публичный либо частный сервитут.
На лиц, имеющих земельные участки на праве
частной собственности,
возлагается ряд обязанностей. Они должны
своевременно платить земельный налог,
осуществлять мероприятия по охране земель,
соблюдать требования
градостроительных регламентов, своевременно
приступать к использованию
земельного участка, эффективно использовать
землю в соответствии с целевым
назначением и др. (ст. 40, 42 ЗК).
Право частной собственности возникает
в результате различного
рода сделок — купли-продажи земельных
участков, приватизации, мены, дарения,
наследования,
ипотеки, приобретения права собственности
на земельный участок, находящийся в
государственной или муниципальной собственности
(приватизации). Право частной
собственности удостоверяется свидетельством
о государственной регистрации права
частной собственности, выдаваемым учреждениями
юстиции. Право частной
собственности возникает с момента такой
регистрации .
Право общей собственности на земельные
участки означает
принадлежность правомочий владения,
пользования, распоряжения конкретным
земельным
участком двум и более индивидуально определенным
физическим и юридическим
лицам, которые выступают сособственниками.
Общая собственность существует в виде
долевой или совместной.
В первом случае каждому сособственнику
определяется и фиксируется в соответствии
с персональным регистрационным документом
(свидетельством о регистрации права
собственности) его доля. Во втором случае
доля каждого не определяется (ст.
244 ГК).
I» Объектами права общей собственности
выступают земельные
участки, образуемые путем добровольного
объединения гражданами или
юридическими лицами принадлежащих им
на праве частной собственности земельных
участков (долей). Хотя в большинстве случаев
возникновения общей собственности
действует принцип добровольного выбора,
в некоторых случаях право общей
собственности является единственной
альтернативой. К примеру, при выделении
земельного участка садоводческим или
огородническим объединениям граждан
за
плату земельный участок предоставляется
первоначально в совместную собственность
членов такого объединения с последующим
предоставлением земельных участков в
собственность каждого члена. В кондоминиумах
общее имущество, включая
прилегающие к обслуживающим объектам
земельные участки в установленных
границах, находится в общей долевой собственности
домовладельцев.
Право общей долевой и совместной собственности
удостоверяется
свидетельством о регистрации права собственности
на часть земельного участка
(долю) в общей собственности, выдаваемым
каждому собственнику отдельно. Право
общей совместной собственности удостоверяется
свидетельством о регистрации
права, оформляемым в соответствии с Законом
«О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним».
Земли, находящиеся в общей долевой и совместной
собственности,
используются для различных целей: ведение
сельского хозяйства,
предпринимательская деятельность, использование
земель для размещения объектов
жилой и нежилой постройки. Владение и
пользование земельным участком,
находящимся в общей собственности граждан,
осуществляется сообща.
Содержание правомочия распоряжения различно
для общей
совместной и долевой собственности. При
долевой собственности собственник
обладает независимым правом распоряжения
своей долей. Он может передавать свою
долю в пользование другим пользователям,
продать, заложить, передать ее по
наследству и совершать другие сделки,
связанные с отчуждением земель с учетом
установленных законодательством ограничений
и по соглашению всех ее
участников. При этом такие участники
обладают преимущественным правом покупки
доли. Во многих случаях ограничением
правомочия распоряжения является
требование о выделении земельной доли
в натуре при совершении определенных
действий по распоряжению земельным участком.
Так, в аренду может быть передана
лишь физически обособленная часть общей
земельной собственности. Ипотека может
быть установлена только на принадлежащую
гражданину земельную долю, выделенную
в натуре (ст. 62 Закона «Об ипотеке (залоге
недвижимости)»). При невозможности
выделения земельной доли в натуре собственник
не может заложить ее, передать в
аренду, а имеет право только на компенсацию.
Имеются и другие ограничения.
При совместной собственности сособственники
обладают равными
правами собственности на весь земельный
участок. Каждый из них по согласию всех
других участников вправе совершать разрешенные
сделки со всем земельным
участком либо его частью, а также иным
образом распоряжаться им. При совершении
таких действий согласие других участников
предполагается и специального
удостоверения в форме договора или иной
форме для совершения распорядительных
действий не требуется.
Особые дополнительные правила установлены
для оборота долей
в праве общей долевой собственности на
земельные участки из земель
сельскохозяйственного назначения. Так,
кроме универсальных сделок собственники
земельных долей могут передать свою долю
в доверительное управление. Передача
земельного участка в доверительное управление
не влечет перехода права
собственности к доверительному управляющему.
Порядок пользования и распоряжения
земельным участком, переданным в доверительное
управление, определен гл. 53
ГК.
2 Виды прав на землю
По современному российскому законодательству
все права вообще и на земельные
участки в частности, можно разделить
на две большие группы: вещные и
обязательственные. Вещное право, основным
видом которого является право собственности,
имеет ряд характерных
1. Круг вещных прав четко
2. Вещное право в отличие от
обязательственного, является разновидностью
абсолютного права, то есть
обладателю вещного права
3. Владелец вещного права
Рассмотрим виды вещных прав. Они перечислены в законе:
- право собственности (ст. 209 ГК, ст. 15 ЗК);
- право пожизненного наследуемого владения (ст. ст. 216, 265 ГК РФ, ст. 21 ЗК);
- право постоянного (бессрочного) пользования (ст. ст. 216, 268 ГК, ст. 20 ЗК);
- сервитуты (ст. ст. 216, 274, 277 ГК, ст. 23 ЗК).
Наиболее важным из них
является право собственности,
ибо все остальные по своей
сути, являются производными от
них. Право частной
Информация о работе Понятие, формы и виды права собственности на землю в РФ