Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 14:04, контрольная работа
Актуальность настоящей работы вызвана тем, что земля является одним из наиболее распространенных и одновременно одним из наиболее ценных элементов окружающей среды. На протяжении всей истории человечества идет непрерывная борьба, чуть ли не за каждый метр земли.
Повышенный интерес к земле объясняется тем, что без нее невозможно осуществлять любую человеческую деятельность в полном объеме. Земля является важнейшим природным ресурсом, источником существования.
Введение ………………………………………………………………..…3 – 4
Глава 1. Общая характеристика права собственности на землю по законодательству РФ ……………………………………………………..5 – 8
1.1 Понятие и признаки права частной собственности по законодательству РФ ………………………………………………………………………….5 – 8
1.2 Земельный участок как объект права собственности ……………. 8 – 12
Глава 2. Основания возникновения и прекращения права собственности на землю ……………………………………………………………………13 – 17
2.1 Основания возникновения права собственности на землю по законодательству РФ …………………………………………………..13 – 17
2.2 Основания прекращения права собственности на землю ……….17 – 19
Заключение ……………………………………………………………..20 – 21
Список использованных источников литературы ………………...…22 – 23
Существует несколько
Общие основания прекращения прав на земельный участок установлены ст. 44 - 48 ЗК РФ. От прекращения прав следует отличать их ограничения, когда субъект не лишается данной правовой возможности, но она временно не может быть реализована, право в таком случае как бы "консервируется", но полностью восстанавливается с отпадением оснований для ограничения.
Самостоятельным основанием прекращения прав на земельный участок является изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд (подп. 5 п. 2 ст. 46 ЗК РФ). Данное основание применяется с учетом норм ст. 49, 55, 62, 63 ЗК РФ, а также норм ряда других статей ГК РФ, ЗК РФ, ряда федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
Очевидно, при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может возникнуть несколько различных ситуаций. Самая простая - когда участок изымается у собственника, являющегося гражданином или юридическим лицом; в таком случае право собственности просто прекращается.
Не просто решать и вопросы о природе прав публичных образований в ходе их осуществления. По общему правилу отношения этих субъектов в гражданском обороте, где они выступают как собственники соответствующих земель, должны строиться с учетом ст. 124 - 125 ГК РФ - к ним применяются "нормы, регулирующие участие юридических лиц..." в гражданских правоотношениях. Однако не всегда можно сделать вывод о гражданско-правовой природе отношений публичных образований, тем более, если это взаимоотношения публичных образований друг с другом при осуществлении ими своих именно публичных функций.
Закон также не содержит норм, которые бы увязывали вопросы изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и приватизации земельных участков. Права, возникающие в результате приватизации земельных участков, в принципе одинаковы с правами, возникающими в результате простой покупки земельных участков. Однако сами отношения по приватизации, а также основания приватизации земли строятся по особым правилам (ст. 217 ГК РФ).
Что же касается общих гарантий и
компенсаций при изъятии
а) решение об изъятии выносится только в исключительных случаях;
б) такое решение подчиняется строгой процедуре его принятия - проводится государственная регистрация такого решения, мотивировка принятия должна быть основана именно на государственных или муниципальных реальных интересах, орган, принимающий решение, должен обладать надлежащей компетенцией, заинтересованные лица предварительно извещаются;
в) принудительное изъятие части земельного участка возможно только в судебном порядке;
г) собственник вправе получить вместо изымаемого другой равноценный участок (если таковой имеется);
д) должна быть обеспечена полная компенсация всех потерь и убытков, вызванных изъятием, включая упущенную выгоду (ст. 15 ГК РФ).
При изъятии земельного участка у собственника одновременно прекращаются некоторые другие права у иных лиц. Это касается, прежде всего, постоянного (бессрочного) пользования (ст. 20 ЗК РФ), пожизненно наследуемого владения, (ст. 21 ЗК РФ), аренды (ст. 22 ЗК РФ). Прекращаются и отдельные сервитуты, а также те права, которые предусматривались ранее действовавшим законодательством и пока сохраняются (ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Заключение
В соответствии со ст. 129 ГК РФ и ст. 130 Гражданского кодекса РФ к объектам гражданских прав относятся земельные участки. Особенность их заключается в отнесении их к недвижимым вещам9, и отсюда особый правовой режим сделок с землей – необходимость государственной регистрации сделок. Кроме этого, ст. 129 ГК РФ содержит особую оговорку о том, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому помимо обычного порядка, установленного для других объектов гражданских прав, и иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле.
Среди остро стоящих перед обществом проблем на сегодняшний день является проблема обеспечения стабилизации земельных отношений. Эту проблему можно успешно решить, имея совершенное законодательство. Однако состояние российского законодательства о земле оставляет желать лучшего.
Центральным нормативным актом, регулирующим отношения, возникающие в сфере собственности на землю, является Земельный кодекс Российской Федерации.
Глава третья ЗК РФ полностью посвящена
праву собственности на землю. Согласно
ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические
лица могут иметь в частной
собственности земельные
Несмотря на появление положительных
течений в нашем
Как и в отношении других объектов гражданских прав, в отношении земли собственнику принадлежит три правомочия: правомочие владения, правомочие пользования и правомочие распоряжения.
На сегодняшний день основными проблемами в сфере регулирования земельных отношений являются осуществление земельной реформы, определение ее направлений и механизмов, правовая проблема земельного контроля, ответственность за нарушение земельного законодательства, а также проблемы, связанные с использованием земельных долей. На этом сложном пути придется многое сделать и ученым, и юристам-практикам, которые проделывают действительно сложную работу, в том числе и по разработке действенного законодательства.
Без сотрудничества в этой сфере обойтись нельзя. Большую роль играют в этом плане научные и научно-практические конференции, посвященные различным земельным вопросам. Реформирование земельного права необходимо в той связи, что земельные споры являются наиболее распространенной категорией споров. Появляются их новые разновидности. В связи с развернувшимся строительством жилых и нежилых помещений, активизацией деятельности многочисленных строительных компаний резко возросло количество споров по поводу прав на земельные участки под отчуждаемыми строениями, зданиями, сооружениями. Таким образом, земельное законодательство России о собственности на землю пробельно и противоречиво, во многом не может отвечать вопросам современной практической деятельности, в связи, с чем в данной области предстоит сделать еще очень многое.
Список использованных источников литературы
1 ГК РФ Ст. 209 (Содержание права собственности)
2 ФЗ РФ от 1997 г. «О государственной оегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними»
3 Шершеневич Г.Ф. Наука гражданского права в России
4 ЗК РФ Ст. 6 «Объекты земельных отношений», п.2 земельные участки
5 ГК РФ Ст. 129 «Оборотоспособость объектов гражданских прав» п.1
6 Возникновение права на землю – Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ
7 ГК РФ Ст. 214 «Право государственной собственности»
8 Земельный кодекс РФ Ст. 16 «Государственная собственность на землю»
9 ГК РФ Ст. 130 «Недвижимые и движимые вещи»