Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 23:41, реферат
Развитие земельного законодательства в XX веке привело к появлению нескольких новых правовых конструкций, среди которых особое место занимают «категория земель» и «правовой режим земель».
Это связано с тем, что усложнение общественных отношений в сфере использования и охраны земель уже не позволяло регулировать земельные отношения посредством норм и правил общего характера, а заставляло их дифференцировать исходя из соответствующей государственной или общественной необходимости.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Общие положения по правовому режиму и целевому использованию земель в РФ…………………………………………………………………………………………4
1.1 Понятие правового режима земель……………………………………………...4
1.2 Состав земель и правовой режим земель в РФ…………………………………7
2. Некоторые особенности правовых режимов и целевого назначения отдельных категорий земель в РФ…………………………………………………………………...9
2.1 Правовой режим и целевое назначение земель сельскохозяйственного назначения………………………………………………………………………………..9
2.2 Особенности правового режима и целевого назначения земель населенных пунктов…………………………………………………………………………………..12
2.3 Особенности правового режима земель промышленности и иного специального назначения………………………………………………………………13
2.4 Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов в РФ….16
2.6 Правовой режим земель водного фонда……………………………………….16
2.7 Особенности правового режима земель запаса……………………………….17
Заключение……………………………………………………………………………...19
Список использованных источников………………………………………………….20
Определение целей, для которых могут использоваться земли, является объективно необходимым, с тем, чтобы правильно организовать процесс их использования.
Соответствующие исполнительные органы государственной власти на основании данных государственного земельного кадастра определяют целевое назначение земель, решая вопрос об использовании тех или иных земель либо в сельском или лесном хозяйстве, либо для размещения населенных пунктов, промышленных, транспортных и иных объектов и сооружений и т.д.
В результате подразделения земель на категории определяется содержание и объем прав и обязанностей соответствующего субъекта, использующего землю на законных основаниях. Права и обязанности, например, собственника сельскохозяйственных земель отличаются от прав и обязанностей собственника земель, которые отнесены к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и т.п.
Таким образом, базой определения правового режима земель является их целевое назначение.
Деление земель по их целевому назначению является характерной чертой российского земельного права и служит определению специфического правового режима охраны и использования земель в зависимости от их целевого назначения. Приведённые 7 основных категорий земель существуют (при некоторых изменениях названий) достаточно давно и оправдали себя на практике с точки зрения отграничения правового режима одной категории от другой.
2. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ И ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ЗЕМЕЛЬ В РФ
2.1 Правовой режим и
целевое назначение земель
Землями сельскохозяйственного назначения являются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ст. 77 ЗК РФ).
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
До земельной реформы и реорганизации бывших колхозов и совхозов деление земель сельскохозяйственного назначения на сельскохозяйственные угодья и несельскохозяйственные угодья не имело правовых последствий, так как все эти земли закреплялись за сельскохозяйственными организациями на одном праве - праве постоянного (бессрочного) пользования и находились в государственной собственности.
Правовой режим сельскохозяйственных угодий и несельскохозяйственных угодий резко поменялся в ходе осуществления земельной реформы.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно - исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
В соответствии со ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно - исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. [4]
Землям сельскохозяйственного назначения придается особое значение в силу следующих факторов: ограниченности (неизменности количества); неперемещаемости; невоссоздаваемости; неуничтожаемости; практически неисчерпаемости производительной силы.
Издревле земли сельского хозяйства давали человечеству все самое необходимое. И не случайно они ставятся законодателем на первое место среди выделяемых в законодательстве семи категорий земель земельного фонда страны. Основное их назначение - производство сельскохозяйственной продукции. Поэтому при характеристике этих земель выделяется такое важнейшее их свойство, как плодородие, при отсутствии плодородия невозможно производство сельскохозяйственной продукции. [9]
В связи особенностям правового режима земель сельскохозяйственного назначения, их особой ценностью законодателем предусмотрены гарантии, устанавливающие приоритет землепользования. Ст. 78 ЗК РФ говорит о том, что земли, пригодные для нужд сельского хозяйства предоставляются, прежде всего, для сельскохозяйственных целей. Строго ограничена возможность изменения целевого назначения этих земель, и их изъятие из сельскохозяйственного оборота. [4]
В соответствии со ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Таким образом, права на земельные участки возникают на общих основаниях в соответствии с ГК и на специальных - по земельному законодательству.[7]
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться гражданами, коммерческими и некоммерческими организациями, однако лишь для ведения сельскохозяйственного производства или иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством.
Гражданам земельные участки предоставляются для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества и для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства.
Общая дееспособность граждан определяется нормами гражданского законодательства, то есть, как правило, возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия (по достижении восемнадцатилетнего возраста).
Получение земельного участка для личного подсобного хозяйства предполагает проживание вблизи участка и его использование в свободное от основной работы время. Земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства может состоять из приусадебного земельного участка и полевого участка. Приусадебный земельный участок размещается около жилого дома. К нему может примыкать полевой земельный участок или находиться поблизости с ним.
Земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения могут быть предоставлены юридическим лицам, которые могут быть коммерческими организациями и некоммерческими.
Унитарные предприятия и некоммерческие организации, такие, как: потребительские кооперативы (например, садоводческие товарищества), общественные организации, религиозные организации (объединения), благотворительные фонды и иные, могут получить земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения только при наличии специальной правосубъектности. В уставе организации должен быть предусмотрен такой вид деятельности, как ведение сельскохозяйственного производства, или иной деятельности, связанной с сельскохозяйственным производством.
2.2 Особенности правового режима и целевого назначения земель населенных пунктов
В земельном законодательстве РФ закреплено понятие и целевое назначение земель населенных пунктов.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Границы населенных пунктов устанавливаются на основании:
1) утвержденного или измененного генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;
2) утвержденной или измененной
схемы территориального
Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
В соответствии со ст. 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
Для каждой из вышеназванных территориальных зон индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков устанавливается градостроительный регламент.
Законодателем в самостоятельную статью выделен правовой режим пригородных зон.
Так, согласно ст. 86 ЗК РФ пригородные зоны - это земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений, в которых выделяются: территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города; зоны, выполняющие санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции и в границах которых запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружающую среду.
Утверждение и изменение правового режима подобных зон входит в компетенцию субъектов РФ (искл.: пригородные зоны Москвы и Санкт-Петербурга). [4]
2.3 Особенности правового режима земель промышленности и иного специального назначения
Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:
1) земли промышленности;
2) земли энергетики;
3) земли транспорта;
4) земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
5) земли для обеспечения космической деятельности;
6) земли обороны и безопасности;
7) земли иного специального назначения.
Перечень этих земель не является исчерпывающим, т. к. человечество живет в условиях 21 века, когда научно-техническая революция постоянно движется вперед.
В целом о них можно сказать, что это земли, предоставляемые в аренду на праве постоянного бессрочного пользования или в собственность предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач.
В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно-опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации являются федеральной собственностью.
Выделим общие особенности режима земель этой категории:
1) используются для специальных несельскохозяйственных нужд;
2) они не образуют единого земельного массива; они, как правило, проходят узкими участками в земли других категорий;
3) характерна специальная организация землепользования;
4) размеры отводимых для
этих целей участков должны
быть подготовлены и
5) для этих целей
6) в целях обеспечения безопасности этих объектов и охраны окружающей среды на смежных с ними землях образовываются охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями их использования.
Каждая из земель специального назначения имеет особенности правового режима, отличные от других, положения о которых закреплены в соответствующих статьях ЗК РФ (ст. 88 - 93).