Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2015 в 23:41, реферат
Развитие земельного законодательства в XX веке привело к появлению нескольких новых правовых конструкций, среди которых особое место занимают «категория земель» и «правовой режим земель».
Это связано с тем, что усложнение общественных отношений в сфере использования и охраны земель уже не позволяло регулировать земельные отношения посредством норм и правил общего характера, а заставляло их дифференцировать исходя из соответствующей государственной или общественной необходимости.
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Общие положения по правовому режиму и целевому использованию земель в РФ…………………………………………………………………………………………4
1.1 Понятие правового режима земель……………………………………………...4
1.2 Состав земель и правовой режим земель в РФ…………………………………7
2. Некоторые особенности правовых режимов и целевого назначения отдельных категорий земель в РФ…………………………………………………………………...9
2.1 Правовой режим и целевое назначение земель сельскохозяйственного назначения………………………………………………………………………………..9
2.2 Особенности правового режима и целевого назначения земель населенных пунктов…………………………………………………………………………………..12
2.3 Особенности правового режима земель промышленности и иного специального назначения………………………………………………………………13
2.4 Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов в РФ….16
2.6 Правовой режим земель водного фонда……………………………………….16
2.7 Особенности правового режима земель запаса……………………………….17
Заключение……………………………………………………………………………...19
Список использованных источников………………………………………………….20
Земли промышленности - это земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, ФЗ РФ и законами субъектов РФ.
Земли транспорта предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным действующим законодательством РФ.
В состав земель промышленности могут входить:
- земли под объектами производственного назначения;
- подъездные пути;
- складские и иные
- административные здания;
- санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями их использования.
В состав земель транспорта могут входить земли автомобильного, морского, воздушного, трубопроводного и т.п. транспорта.
2.4 Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов в РФ
Согласно ч. 1 ст. 94 ЗК РФ земли особо охраняемых территорий и объектов - это земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
В их составе выделяют следующие земли:
1) особо охраняемых природных
территории, в том числе лечебно-
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного
5) иные особо ценные земли.
Необходимо сказать, что данный перечень земель исчерпывающим не является, т.к. в соответствии с земельным законодательством РФ компетентные органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут учреждать и иные особоохраняемые территории.
В состав особо охраняемых территорий в РФ входят: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.
2.5 Правовой режим земель водного фонда
К землям водного фонда в РФ относятся земли:
1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;
2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах (ст. 102 ЗК РФ).
Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется ст. 102 ЗК РФ, а также водным законодательством.
Земли водного фонда в РФ могут использоваться для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод или дренажных вод, для обеспечения пожарной безопасности, разведки и добычи полезных ископаемых, для целей рыболовства и охоты, для рекреационных, лечебных и оздоровительных целей. Но на практике необходимо соблюдать особенности, закрепленные соответствующей статьей ВК РФ. Например, водопользователи, эксплуатирующие гидроэнергетические сооружения, обязаны обеспечить режим сработки и наполнения водохранилищ с учетом приоритета целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В целях обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации осуществляется резервирование источников питьевого водоснабжения на основе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов. Для таких источников устанавливаются зоны специальной охраны, режим которых соответствует режиму зон, округов санитарной охраны подземных источников питьевого водоснабжения. [2]
2.6 Особенности правового режима земель запаса
Правовой режим земель запаса принципиально отличается от правового режима земель иных категорий.
В отличие от земель сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности и иного специального назначения и других есть земли, которые никому не предоставлены для использования. Это - земли, целевое назначение которых еще не определено. Это один из критериев определения земель данной категории. Такими землями являются земли запаса, которые земельное законодательство выделяет в качестве отдельной категории земель.
Земли запаса находятся в государственной или муниципальной собственности.
К землям запаса не относятся земли, включенные в фонд перераспределения земель, правовой режим которого урегулирован в ст. 80 ЗК РФ. Земли фонда перераспределения относятся к землям сельскохозяйственного назначения.
Использование земель данной категории возможно только после их перевода в состав соответствующей категории земель.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проделанного исследования можно сделать вывод, что нормативно-правовое обеспечение правового режима земель в РФ заслуживает высокой оценки, т.к. нормы действующего законодательства не только подробно регламентируют рассмотренный вопрос, но и делают это на достаточно высоком уровне.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 г. // Справочная система «Консультант плюс».
2 Водный кодекс РФ от 03.06.2006 г. // Справочная система «Консультант плюс».
3 Градостроительный кодекс РФ // Российская газета, 30.12.2004, N 290.
4 Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. // Справочная система «Консультант плюс».
5 ФЗ РФ от 24.07.2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») // СЗ РФ от 29.07.2002, №30.
6 ФЗ РФ от 02.01.2000 г. №22-ФЗ «О государственном земельном кадастре» // Российская газета, 2000, N 5.
7 Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г. №122-ФЗ // СЗ РФ от 28.07.1999 г. №30.
8 ФЗ РФ от 15.04.1998 г. №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» // Собрание законодательства РФ, 20.04.1998, N 16.
9 Земельное право: учеб. / Под ред. Г.Е. Быстрова, Р.К. Гусева. - М., 2006.
10 Земельное право: учеб. / Под. ред. С.А. Боголюбова, В.В. Никишина, В.В. Устюкова. - М., 2011.