Порядок приватизации земельных участков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в полном исследовании института приватизации земельных участков. Достижение указанной цели достигается решением следующих задач:
- раскрытие понятия и содержания приватизации земельных участков;
- характеристика земельных участков, не подлежащих приватизации;
- исследование порядка приватизации земельных участков, включая административный и судебный порядки;
-анализ рассмотрения споров о приватизации земельных участков в судебном порядке.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3-4

Глава 1. Общие положения о приватизации земельных участков
§1 Понятие приватизации земельных участков …………………….. 5-7
§2 Земельные участки не подлежащие приватизации …………… 8-11

Глава 2. Порядок приватизации земельных участков
§1 Административный порядок …………………………………….12-15
§2 Рассмотрение споров о приватизации земельных участков в судебном порядке ……………………………………………………….. 16-22

Заключение ………………………………………………………………………23
Список используемой литературы ……………………………………….24-25

Файлы: 1 файл

черновик курсовая.docx

— 39.65 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

Введение………………………………………………………………………3-4

 

Глава 1. Общие положения о приватизации земельных участков

§1 Понятие приватизации земельных участков …………………….. 5-7 

§2 Земельные участки не подлежащие приватизации …………… 8-11

 

Глава 2. Порядок приватизации земельных участков

§1 Административный порядок …………………………………….12-15

§2 Рассмотрение споров о приватизации земельных участков в судебном порядке ……………………………………………………….. 16-22

 

Заключение ………………………………………………………………………23

Список используемой литературы ……………………………………….24-25

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Темой своей курсовой работы я выбрала «Приватизацию земельных участков», потому что, на мой взгляд, в настоящее время данная тема действительно актуальна и значительна.  Отношения собственности занимают доминирующее положение в системе общественных отношений, регулируемых правом.

Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.  В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. Приватизация предполагалась как важный инструмент для перехода к рыночному хозяйству и, в особенности, к частной собственности. В связи с этим складывается необходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.

Цель курсовой работы состоит в полном исследовании института приватизации земельных участков. Достижение указанной цели достигается решением следующих задач:

- раскрытие  понятия и содержания приватизации земельных участков;

- характеристика земельных участков, не подлежащих приватизации;

-  исследование порядка приватизации земельных участков, включая административный и судебный порядки;

-анализ рассмотрения споров о приватизации земельных участков в судебном порядке.

Во время подготовки к написанию данной работы я изучила большое количество нормативно-правовых актов и литературы (как учебной, так и научной), а также материалы судебной практики что позволило мне не только глубоко изучить данную тему, но и сравнить различные точки зрения по исследуемому вопросу. АВТОРЫ

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения и списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1: Общие положения о приватизации земельных участков

 

§1 Понятие приватизации земельных участков

 

До 1990 г. в Советском Союзе была единственная форма права собственности на природные ресурсы - исключительная государственная. Сущность её состояла в том, что земля, недра, воды, и леса были неизменной принадлежностью государства. Советское государство монополизировало владение и распоряжение данными материальными благами.1

Попытка ввести на землю частную собственность была предпринята в 1989 г. Перед вторым Съездом народных депутатов СССР группа депутатов призывала к всеобщей политической забастовке, если вопрос о земле не будет включен в повестку дня. Дело закончилось тем, что Верховный Совет СССР 28 февраля 1990 г. принял Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле.2 В результате борьбы в Основы законодательства о земле был введен компромиссный титул права на землю - право пожизненного наследуемого владения как ограниченное вещное право.

Впервые частная собственность на землю была закреплена в ст.2 Закона РСФСР от 23 ноября 1990 г. "О земельной реформе"3 и в ст.1 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"  Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"4. Характерно, что на момент их принятия нормы этих законов о праве собственности противоречили Конституции РСФСР 1978 г. Однако возможность предоставления земельных участков в собственность, хотя и была предусмотрена ст.12 Конституции РСФСР, но была ограничена 10-летним с момента приобретения права собственности мораторием на куплю-продажу земельных участков.

25 апреля 1991 г. был принят Земельный Кодекс РСФСР, который также предусмотрел право частной собственности граждан на землю (ст.7), назвал пожизненное наследуемое владение граждан правом (ст.7), подтвердил право аренды в качестве правового титула на землю для граждан и юридических лиц (ст.7 и 13), ввел в качестве права на землю бессрочное (постоянное) пользование земельными участками (ст.12), предусмотрел ряд иных элементов гражданско-правового регулирования к отношениям по поводу земельных участков.5

В развитие земельной реформы были изданы Указ Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 "О неотложных мерах по развитию земельной реформы в РСФСР", постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и от 4 сентября 1992 г. № 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса".

Окончательно мораторий на куплю-продажу земельных участков для некоторых видов целевого использования был отменен Законом РФ от 23 декабря 1992 г. № 4196-1 «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства».6 Последний хотя и сузил круг лиц, участвующих в сделке, гражданами РФ, однако ввел в гражданско-правовой оборот весьма существенную часть земельных участков.

Изданный еще до опубликования новой Конституции РФ Указ Президента от 24 декабря 1993 г. "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" отменил Закон "О земельной реформе", некоторые положения Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и почти треть статей Земельного кодекса РСФСР, исключив из него понятие пожизненного наследуемого владения и положения о собственности на землю, в том числе о запрете предоставления земли иностранным гражданам в собственность. Земельный кодекс как самостоятельный нормативный акт практически перестал существовать. С этого момента начался период незаконной приватизации земли посредством "указного права".7

В настоящее время формы собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. Согласно ч. 2 ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.8

Институт приватизации закреплен в нескольких законодательных актах. Однако все они определяют приватизацию по-разному.

В соответствии со ст. 217 ГК РФ под приватизацией понимается передача находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.9

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 02.11.2013) "О приватизации государственного и муниципального имущества" под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Однако данный Федеральный закон термина "приватизация земельных участков" не содержит. Статья 28 Закона, регулирующая отношения по отчуждению земельных участков, поименована как "Отчуждение земельных участков", но при этом помещена в главу V Закона "Особенности приватизации отдельных видов имущества". Данная статья закрепляет, что приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом.10

Земельный кодекс РФ, как и Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", несколько раз упоминает о приватизации земель. В ст.1 Кодекса содержится ссылка к принципу государственного регулирования приватизации земли, ст.36 устанавливает исключительное право на приватизацию земельных участков для собственников зданий, строений и сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельный кодекс РФ в большей степени относит приватизацию к переоформлению, однако суть данного института остаётся та же.11

 

§2 Земельные участки, не подлежащие приватизации

 

Статья 27 ЗК определяет виды земельных участков, которые не могут находиться в частной собственности, следовательно не подлежат приватизации. К ним относятся изъятые из оборота, и земли, ограниченные в обороте.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: государственными природными заповедниками и национальными парками; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; объектами организаций федеральной службы безопасности; объектами организаций федеральных органов государственной охраны; объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; воинскими и гражданскими захоронениями; инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.

К земельным участкам, ограниченным в обороте, относятся следующие: из состава земель лесного фонда, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; предоставленные для нужд связи; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; не относящиеся к земельным участкам, изъятым из оборота: земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд; в границах закрытых административно-территориальных образований.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, также не предоставляются в частную собственность, однако федеральными законами могут быть предусмотрены исключения из этого правила. Можно привести пример из судебной практики Высшего Арбитражного Суда РФ. Обстоятельства дела: Общество с ограниченной ответственностью "Эрго" обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в заключении договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Коммунистическая, 56, и о понуждении его заключить такой договор. Данный участок был предоставлен ООО по распоряжению мэра города на праве постоянного (бессрочного) пользования и ООО приобрело в собственность нежилое помещение, находящееся на этом участке. Указанный земельный участок входит в охранную территорию распространения памятника федерального значения и археологического наследия - культурного слоя города Смоленска, ограничен в обороте и по решению суда первой инстанции не подлежит приватизации. Данное решение было отменено вышестоящими инстанциями с ссылкой на ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте, если федеральным законодательством разрешено такое предоставление. В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков.12

Определение перечня земельных участков, которые не могут быть приватизированы - основание для вывода о том, что все остальные участки, не включенные в этот перечень, могут быть объектами права собственности.

В п.8 ст.28 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» указан несколько иной перечень земельных участков, которые не могут быть приватизированы.13 Отчуждению в соответствии с данным Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации; находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития, если иное не предусмотрено Законом.14

Информация о работе Порядок приватизации земельных участков