Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 06:36, реферат
Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.
Экономические отношения собственности — это отношения, возникающие между людьми в процессе общественного производства [1].
Цель данной работы – разобраться в том, что такое право государственной собственности на землю, выяснить историю его развития и что оно представляет в настоящее время.
Введение 3
1 История развития права государственной собственности на землю 4
1.1 Государственная собственность на землю в Российской империи 5
1.2 Государственная собственность на землю в СССР 6
1.3 Государственная собственность на землю в Российской Федерации 9
1.4 Государственная собственность на землю в настоящее время 11
2 Право государственной собственности на землю 16
2.1 Уровни государственной собственности на землю 16
2.2 Специфика права государственной собственности на землю 18
3 Правомочия, характерные для права государственной собственности на землю 21
4 Субъекты права государственной собственности на землю 23
Заключение 25
Список использованных источников 26
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Комсомольский – на – Амуре государственный
технический университет»
Факультет кадастра и строительства
Кафедра управления недвижимостью и кадастров
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Земельное право с основами гражданского и административного права»
Право государственной собственности на землю
Студент группы 8КГ
Преподаватель
2011
Содержание
Введение 3
1 История развития права государственной собственности на землю 4
1.1 Государственная собственность на землю в Российской империи 5
1.2 Государственная собственность на землю в СССР 6
1.3 Государственная собственность на землю в Российской Федерации 9
1.4 Государственная собственность на землю в настоящее время 11
2 Право государственной собственности на землю 16
2.1 Уровни государственной собственности на землю 16
2.2 Специфика права государственной собственности на землю 18
3 Правомочия, характерные для права государственной собственности на землю 21
4 Субъекты права государственной собственности на землю 23
Заключение 25
Список использованных источников 26
Введение
Земельное право относится к числу древнейших отраслей права не только в России, но и в других странах. Земельным правом регулируются преимущественно экономические земельные отношения: отнесение земель к категориям по основному целевому назначению, порядок предоставления и изъятия земель; установление и изменение правового режима их использования, кадастровые отношения, их мониторинг, земельные отношения в части разрешения земельных споров и т.п.
Собственность — это определенный вид общественных отношений, выражающийся в том, что одни лица свободно господствуют над тем или иным объектом, и вмешательство в это господство иных лиц не допускается. Так, купив земельный участок в собственность, гражданин вправе самостоятельно хозяйствовать на нем.
Государственная собственность – форма собственности, при которой имущество, в т. ч. средства и продукты производства, принадлежит государству полностью либо на основе долевой, либо совместной собственности
Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.
Экономические отношения собственности — это отношения, возникающие между людьми в процессе общественного производства [1].
Цель данной работы – разобраться в том, что такое право государственной собственности на землю, выяснить историю его развития и что оно представляет в настоящее время.
1 История развития права государственной собственности на землю
Изменение государственного устройства нашей страны и проводимые в последние годы экономические реформы потребовали коренным образом пересмотреть сложившиеся за многие десятилетия подходы в решении проблем, связанных с собственностью на землю.
До недавнего времени
государственная собственность
рассматривалась как
Исторически сложилось так, что Россия почти всегда являлась унитарным государством. Объявление СССР федеративным государством во многом носило формальный характер. Кроме того, государственная собственность рассматривалась и в Российской империи и в СССР не столько с экономической или правовой точки зрения, сколько с политической. Таким образом, в России налицо отсутствие необходимого опыта решения вопросов, связанных с государственной земельной собственностью в федеративном государстве в условиях рыночной экономики.
Для того чтобы понять, почему
в Российской Федерации так трудно
идет процесс разграничения
1.1 Государственная собственность на землю в Российской империи
Российская империя была государством унитарным с монархической формой правления. Вопросы государственной собственности на землю в законодательстве Российской империи определялись исходя из этих особенностей ее государственного устройства. При этом господствующая в те времена идеология не позволяла законодателю четко определиться с вопросами государственной собственности на землю.
Государственными имуществами признавались казенные земли, пустопорожние и дикие поля, иные земли, не принадлежащие никому в особенности. Субъектом права собственности казенных земель считалась «казна». Аренда и покупка казенных земель разрешалась только дворянам. Нетрудно заметить, что государственная собственность на землю в основном рассматривалась как основа сохранения самодержавия и его социальной базы.
Наряду с государственными имуществами предусматривались удельные, кабинетские, монастырские, майоратные и другие земли, которые формально нельзя было считать ни государственными, ни частновладельческими, т.е. находящимися в частной собственности. Такие категории земель выделялись, исходя из необходимости обеспечения землей царя, императорской фамилии или отдельных ее особ, сановников и т.д. Идеология монархического государства приводила к тому, что земли, которые согласно современным правовым взглядам должны были бы считаться либо государственной, либо частной собственностью, таковыми не признавались. По существу, соответствующие земли одновременно обладали чертами, свойственными разным формам собственности. Специфика Российской империи приводила к тому, что правовые взгляды на собственность современных ей буржуазных государств применялись к земле постольку, поскольку это не затрагивало интересов монарха и его окружения. Определенные земли как бы выводилась из-под действия общих норм о собственности.
Вопрос о землях, считавшихся государственным имуществом, также решался непоследовательно. Об этом свидетельствуют диаметрально противоположные взгляды на государственную собственность на землю различных представителей дореволюционной юридической науки. Одни считали государственную собственность на землю институтом только частного права, другие утверждали, что в зависимости от того находится земля в общественном пользовании или нет государственная собственность на нее соответственно является институтом публичного или частного права. Отголоски этой научной дискуссии наблюдаются и сейчас с той только разницей, что одни исследователи считают собственность на землю исключительно институтом гражданского права, а другие — земельного права.
Следует особо отметить, что в Российской империи не существовало земельного права как такового, вопросы о земле разрешались в основном в рамках гражданского и административного права. Нельзя не сказать и о том, что понятие «земли» в Российской империи применялось в ином значении, чем сейчас.
Если рассматривать вопрос
о государственной
1.2 Государственная собственность на землю в СССР
В результате буржуазной революции Россия была провозглашена Республикой. Временное правительство этой Республики в марте 1917 г. объявило государственной собственностью удельные и кабинетские земли, а остальные земли оставило в руках прежних собственников. Временное правительство планировало провести земельную реформу, которая была призвана решить вопросы собственности на землю, в том числе и государственную, но этой земельной реформе не суждено было осуществиться.
После прихода к власти партии большевиков в октябре 1917 г. собственность на землю вообще была упразднена. Однако это произошло не после принятия так называемого Декрета о земле от 26 октября 1917 г., где ничего не было сказано об упразднении института собственности или объявлении всей земли государственной собственностью. Деятели коммунистической партии, советского государства и науки, давая юридические характеристики Декрету о земле, лукавили. В отличие от них лидер большевиков В.И. Ленин высоко оценил лишь политическое значение Декрета о земле, специально указав, что технически и юридически он очень несовершенен. Зато Декрет о социализации земли, окончательно утвержденный ВЦИК 9 февраля 1918 г., уже юридически однозначно обозначил позицию большевиков по отношению к собственности на землю. Статья 1 этого Декрета постановляет, что всякая собственность на землю в пределах Российской Советской Федеративной Республики отменяется навсегда, то есть имелись в виду все формы собственности, в том числе и государственная земельная собственность.
Советская юридическая наука пыталась доказать, что уже в первые годы советской власти существовала исключительная государственная собственность на землю. Однако документы тех лет свидетельствуют об ином. Кстати заметить, что по отношению к земле советское земельное законодательство часто применяло слова «навсегда», «навечно», «постоянно» и другие понятия, юридический смысл которых неясен. Рецидивы такого подхода наблюдаются и в современном законодательстве, например, закрепляется право постоянного (бессрочного) пользования землей. Абсурдность отмены собственности да еще на вечные времена очевидна. Когда коммунисты столкнулись с реальной жизнью, им пришлось отказаться от некоторых идеологических штампов и подготовить юридически более совершенное законодательство. Признать, что какое-то время земля, фактически находящаяся в государственной собственности, юридически объявлялась ничейной, они не могли. Советская юридическая наука не нашла ничего лучшего, как просто не вспоминать об отмене навсегда всякой собственности на землю.
Впервые четко и ясно об исключительной государственной собственности на землю было сказано в ст. 2 Земельного кодекса РСФСР, утвержденного ВЦИК 30 октября 1922 г. Все земли в пределах РСФСР, в чьем бы ведении они не состояли, были объявлены собственностью Рабоче-Крестьянского Государства. В последующем, вплоть до распада СССР, в законодательстве РСФСР не допускалось деление государственной собственности на землю на виды. Таким образом, до образования СССР собственником земли, безусловно, являлась Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. РСФСР, вне сомнения, стала преемником Российской империи и сменившей ее Республики с Временным правительством. Однако, признать эту преемственность в нашей стране коммунисты не могли никогда. Монархия и буржуазная республика могли рассматриваться только как исторически темное прошлое. Вопросы, касающиеся собственности, решались с чистого листа.
С образованием СССР субъектом
права государственной
Анализ советского законодательства показывает, что в СССР существовала общесоюзная земельная собственность.
1.3 Государственная собственность на землю в Российской Федерации
В последние годы существования
Советского Союза законодательство
пыталось трактовать государственную
собственность по новому. Закон СССР
от 6 марта 1990 г. «О собственности в
СССР» указал, что к государственной
собственности относятся
Информация о работе Право государственной собственности на землю