Право государственной собственности на землю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 06:36, реферат

Описание работы

Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.
Экономические отношения собственности — это отношения, возникающие между людьми в процессе общественного производства [1].
Цель данной работы – разобраться в том, что такое право государственной собственности на землю, выяснить историю его развития и что оно представляет в настоящее время.

Содержание работы

Введение 3
1 История развития права государственной собственности на землю 4
1.1 Государственная собственность на землю в Российской империи 5
1.2 Государственная собственность на землю в СССР 6
1.3 Государственная собственность на землю в Российской Федерации 9
1.4 Государственная собственность на землю в настоящее время 11
2 Право государственной собственности на землю 16
2.1 Уровни государственной собственности на землю 16
2.2 Специфика права государственной собственности на землю 18
3 Правомочия, характерные для права государственной собственности на землю 21
4 Субъекты права государственной собственности на землю 23
Заключение 25
Список использованных источников 26

Файлы: 1 файл

реферат - право.docx

— 56.28 Кб (Скачать файл)

Перечень земельных участков, отнесенных к федеральным землям, определяется субъектами Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, принятыми соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Земли, находящиеся в государственной  собственности, могут передаваться гражданам и юридическим лицам для застройки, сельскохозяйственного производства и иных целей. В государственную собственность могут приобретаться земельные участки путем выкупа у частных лиц, на основании дарения и в результате прекращения права муниципальной или частной собственности, по другим основаниям, установленным земельным кодексом и другими законами.

б) собственность субъектов  РФ. К ней относятся земли в  пределах их административно-территориальных  границ за исключением федеральных, муниципальных и частных земель.

 

 

2.2 Специфика права государственной собственности на землю

 

Специфика права государственной  собственности на землю заключается в следующем.

1) Данный вид права  собственности характерен высоким  уровнем своих субъектов. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация — Россия — есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (ст. 3).

Таким образом, государство  является в правоотношениях собственности представителем народа при осуществлении владения, пользования и распоряжения землей. Оно обязано реализовать свои полномочия собственника не в интересах одного гражданина и отдельных групп лиц, а в совокупном интересе всех проживающих на территории государства народов с тем, чтобы интересы одних народов не удовлетворялись в ущерб другим народам.

2) Государственные земли  используются только в соответствии  со своим целевым назначением. Земли, находящиеся в собственности государства, могут использоваться в таких целях, какие недопустимы для иных, негосударственных организаций и граждан. Например, использование земель под размещение предприятий, производящих ядерное и иное боевое вооружение; под военные полигоны, аэродромы; под выращивание наркотических и иных, запрещенных к возделыванию культур и т. п.

Таким образом, цели использования  земель, находящихся в собственности государства, являются универсальными, продиктованными интересами функционирования государства.

3) Основания возникновения  права государственной собственности  на землю имеют свои особенности.  Если граждане и иные негосударственные  организации приобретают землю  в собственность в порядке  реализации законодательства о земельной реформе и по основаниям, предусмотренным законом, то государство было наделено земельной собственностью по Декрету о земле от 8 ноября (26 октября) 1917 г., и в настоящее время происходит не наделение землей, а разграничение земельной собственности между федеральным уровнем и уровнем субъектов РФ.

4) Правомочия собственности  на землю совпадают у государства  с правомочиями регулирования землепользования всего земельного фонда, а также осуществлением контрольных функций за использованием земель иными собственниками. Поэтому предусмотрен правовой механизм пресечения управленческих решений, нарушающих права других собственников земли. Так, земельное законодательство запрещает вмешательство в хозяйственную деятельность земельных собственников со стороны государственных органов; в случае издания государственным органом акта с нарушением закона или его компетенции собственник земли вправе обратиться в суд с заявлением о признании такого акта недействительным [4].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Правомочия, характерные  для права государственной собственности  на землю

 

Для государственной формы собственности характерен набор определенных правомочий.

1. Владение – основанная на законе возможность фактического обладания земельным участком или определенной частью земельного фонда России.

В отличие от владения обычным  имуществом, владение землей представляет собой определенную условность, поскольку земля неперемещаема и господство на ней ограниченно.

Право владения в натуре (на местности) объективно проявляется  лишь в возведении межевых линий  и пограничных знаков, охраняемых законом, в возведении заборов, строений и сооружений, которые в случае неправомерного возведения подлежат сносу за счет виновных лиц.

2. Пользование – это  допустимая законом возможность хозяйственной и иной эксплуатации земли, извлечения из нее полезных свойств и использования для иных целей удовлетворения потребностей общества. Оно выражается в двух основных формах: во-первых, право собственника по использованию земельного участка и способ, которым допустимо реализовать право собственника; во-вторых, в форме свободного хозяйствования на земле путем возведения строений и сооружений, осуществления мелиоративных работ и т.п. Однако свободное хозяйствование на земле предусматривает два ограничения: не должно наносить ущерба окружающей среде и законным интересам других лиц. Общее правило – рациональная организация земель, защита земель от процессов разрушения.

3. Распоряжение – это  допустимая законом возможность определять юридическую судьбу этого объекта (право продавать землю, обменивать ее, дарить и т.д.).

Распоряжение землей может  выражаться в трех основных формах:

  • изменение фактического состояния земли (земельного участка), которое влечет за собой изменение его юридического статуса (освоение земельного участка под огороды влечет за собой присвоение этому участку поло
  • изменение правового режима земель;
  • изменения в составе лиц, являющихся собственниками земельных участков в процессе, во-первых, предоставления земельных участков в собственность, аренду и пользование, осуществляемого с соблюдением установленных процедур; во-вторых, изъятия земельных участков; в-третьих, обмена земельных участков между субъектами права собственности.

Правомочия предполагают права и обязанности собственника, которые осуществляются исключительно по его воле.

Эти правомочия можно подразделить на общие и специальные, т.е. присущие всем случаям отношений собственности  на землю и имеющие специфические особенности, в зависимости от определенных условий использования земли.

К общим правомочиям относятся  права и обязанности на совершение определенных действий в отношении  земли или воздержание от них (самостоятельно хозяйствовать на земельном участке; возводить строения и сооружения в соответствии с установленным порядком и целевым назначением земельного участка; продавать, отчуждать, сдавать в аренду, в том числе продавать право аренды и т.д.).

Специальные правомочия собственников  земли обусловлены тремя группами факторов: особенностями земельных  участков, находящихся в собственности; особенностями правового статуса собственников земли; иными обстоятельствами [1].

 

 

 

 

4 Субъекты права государственной собственности на землю

 

Особенностью права собственности  на землю в России является то, что  виды прав на землю определены в  законодательстве «по субъектам».

Конституцией РФ (ст. 9) установлено, что земля может находиться в  частной, муниципальной и государственной  собственности.

Таким образом, определен  круг субъектов, обладающих правом собственности и имущество, а также установлено, что в зависимости от субъекта, обладающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю.

Субъект права собственности на землю (это лицо, осуществляющее владение, пользование и распоряжение земельным участком на основании закона). Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом. К субъектам правовых отношений, связанных с возникновением права собственности на землю, относятся также лица, вступающие в отношения по поводу приобретения этого права.

Субъектами права государственной  и муниципальной собственности  являются государственные и муниципальные  территориальные образования: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Участие перечисленных субъектов в отношениях по поводу собственности на землю следует отличать от их роли в управлении земельными ресурсами. В первом случае (через соответствующие государственные органы) они выступают в качестве сторон в договорах купли-продажи или аренды земельного участка, которые регулируются гражданским законодательством. Во втором случае данные субъекты выполняют установленные законодательством функции по контролю за использованием земельных ресурсов, организации землеустройства и т.д. Органы государственной власти и управления и муниципальные органы осуществляют управление и распоряжение землями, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

Государственная и муниципальная  собственность на землю обеспечивает интересы больших групп людей: народа Российской Федерации в целом: населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации; лиц, проживающих на территории муниципального образования.

Особенности приобретения и  прекращения права собственности  на землю зависит от того, находится  ли земля в собственности гражданина, юридического лица или государственного или муниципального территориального образования. Данные особенности могут устанавливаться лишь законом [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении можно сделать  вывод о том, что право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено  не  одним  ведомством,  а  целым  рядом  различных  органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Обобщая характеристику государственной  собственности на землю, можно сделать  следующие выводы:

а) чем выше уровень государственной  собственности на землю, тем шире диапазон использования земли по целевому назначению. Так, использование земель для военных нужд присуще только федеральной собственности; использование земель для предприятий энергетического машиностроения возможно как для федеральной, так и для собственности субъектов РФ. И наоборот, чем ниже уровень собственности, тем уже диапазон целевого использования земель, находящихся в собственности;

б) на одной и той же административно-территориальной единице (например, район, город) находятся земельные участки, состоящие в различных формах собственности и имеющие различный правовой режим. Это усложняет роль административных образований страны и увеличивает возможность правовых ошибок при принятии управленческих решений. Наиболее типичной из них является превышение компетенции должностными лицами и органами местного самоуправления [1].

Также очень важным является тот факт, что государственная и муниципальная собственность на землю обеспечивает интересы больших групп людей: народа Российской Федерации в целом: населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации; лиц, проживающих на территории муниципального образования [5].

 

Список использованных источников

 

1 Понятие права собственности на землю [Электронный ресурс] / Право собственности на землю. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.webarhimed.ru/page-506.html. – Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

2 Право собственности на землю. Формы, виды, содержание [Электронный ресурс] / Земельное право. – Электрон. Дан. – Режим доступа:  http://www.e-college.ru/xbooks/xbook087/book/index/index.html?go=part-007*page.htm. – Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

3 Разграничение государственной собственности на землю [Электронный ресурс] / Правовое регулирование. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://dpr.ru/journal/journal_4_9.htm. – Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

4 Виды и формы земельной собственности [Электронный ресурс] / Земельное право Росси. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/zemelnoe-pravo-1/37.htm . – Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

5 Право государственной и муниципальной собственности на землю [Электронный ресурс] / Право собственности на землю. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.neuch.ru/referat/56103.html. – Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

 

 

 

 

 


Информация о работе Право государственной собственности на землю