Право граждан на землю для ведения личного подсобного хозяйства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2015 в 19:52, реферат
Описание работы
Цель контрольной работы: изучить право граждан на землю для ведения личного подсобного хозяйства. Задачи: 1) Рассмотреть понятие «личное подсобное хозяйство» 2) Проанализировать право граждан на землю для ведения ЛПХ 3) Решить задачу.
Наследование земельного участка
регулируется статьями 1110 - 1175, 1182 и 1183
ГК РФ. Наследование осуществляется по
завещанию (завещатель по своему усмотрению
завещает имущество любым лицам, любым
образом определяет доли наследников
в наследстве, лишает наследства одного,
нескольких или всех своих наследников)
или по закону (в случае отсутствия завещания).
Наследники по закону призываются к наследованию
в порядке очередности, предусмотренной
статьями 1142 - 1145, 1148 ГК РФ (7 очередей). Наследуются
земельные участки, которые принадлежат
наследодателю на праве собственности
или на праве пожизненного наследуемого
владения (ст. 1181 ГК РФ).
При этом необходимо иметь в
виду, что в соответствии со статьей 21
ЗК РФ наследник, получивший по наследству
право пожизненного наследуемого владения
земельным участком, может приобрести
этот земельный участок в собственность
бесплатно. Незастроенный земельный участок,
находящийся у гражданина на праве постоянного
(бессрочного) пользования, не наследуется
ни по завещанию, ни по закону. Таким гражданам
в соответствии со статьей 20 ЗК РФ целесообразно
приобрести такие земельные участки в
собственность, учитывая, что это разрешается
сделать бесплатно. У наследников на бесплатную
приватизацию права уже нет.
3. Принудительно права
на земельный участок прекращаются
в случаях:
1) изъятия земельного
участка, в том числе путем
выкупа, для государственных и
муниципальных нужд;
2) конфискации земельного
участка;
3) реквизиции земельного
участка;
4) ненадлежащего использования
земельного участка.5
Впервые понятие "государственные
и муниципальные нужды" было определено
в статье 49 ЗК РФ. К таким нуждам относятся
исключительные случаи, связанные с выполнением
международных обязательств России, размещением
объектов государственного или муниципального
значения при отсутствии других вариантов
их возможного размещения и иными обстоятельствами,
прямо установленными федеральными законами
и законами субъектов Российской Федерации.
К таким обстоятельствам относятся случаи,
связанные с обеспечением обороны и безопасности
государства, разработкой месторождений
полезных ископаемых, созданием объектов
культурного наследия Российской Федерации,
строительством и содержанием объектов
культурно-бытового, социального, образовательного
назначения, автомобильных дорог, магистральных
трубопроводов, линий электропередачи,
связи и других подобных сооружений при
отсутствии других вариантов возможного
их размещения (п. 3 ст. 79 ЗК РФ), случаи,
связанные с застройкой в городских и
сельских поселениях в соответствии с
генеральными планами этих поселений,
правилами землепользования и застройки
(п. 3 ст. 83 ЗК РФ), случаи, связанные с созданием
и расширением государственных природных
заповедников, заказников, памятников
природы, национальных парков, ботанических
садов, территорий традиционного природопользования
коренных малочисленных народов, лечебно-оздоровительных
местностей и курортов (п. 5 ст. 95 ЗК РФ).6
Порядок и условия изъятия,
в том числе путем выкупа, земельных участков
для государственных и муниципальных
нужд регулируются статьями 279, 281 и 283 ГК
РФ, статьями 55, 62 и 63 ЗК РФ. В зависимости
от того, для чьих нужд изымается (выкупается)
земельный участок, решение принимается
Российской Федерацией, субъектом Российской
Федерации или муниципальным образованием
не позднее, чем за год до предстоящего
изъятия (выкупа). По желанию гражданина,
у которого изымается (выкупается) земельный
участок, ему предоставляется взамен равноценный
земельный участок, возмещается стоимость
жилых, производственных и иных зданий,
строений и сооружений, находящихся на
изымаемом (выкупаемом) земельном участке,
возмещаются в полном объеме убытки, в
том числе упущенная выгода, а собственнику
земельного участка - еще и рыночная стоимость
земельного участка.
Порядок конфискации земельного
участка (безвозмездное изъятие у его
собственника по решению суда в виде санкции
за совершенное преступление) регулируется
статьей 243 Гражданского кодекса Российской
Федерации, статьей 50 Земельного кодекса
Российской Федерации, статьями 44, 45, 52
и 73 Уголовного кодекса Российской Федерации
и статьей 63 Уголовно-исполнительного
кодекса Российской Федерации. Конфискация
применяется только в качестве дополнительного
вида наказания, при условном осуждении
- не назначается. Не подлежат конфискации
земельные участки, на которых расположены
не подлежащие конфискации дом и хозяйственные
постройки, а также земельные участки,
необходимые для ведения сельского или
подсобного хозяйства.
Порядок реквизиции земельного
участка (временное изъятие уполномоченным
исполнительным органом государственной
власти в целях защиты граждан, общества
и государства от угроз чрезвычайных обстоятельств
(стихийное бедствие, авария, эпидемия
и т.п.) с возмещением собственнику земельного
участка причиненных убытков) регулируется
статьей 242 ГК РФ и статьей 51 ЗК РФ. При
невозможности возврата реквизированного
земельного участка его собственнику
возмещается рыночная стоимость земельного
участка или предоставляется равноценный
земельный участок.
Порядок принудительного прекращения
прав на земельный участок ввиду его ненадлежащего
использования регулируется статьями
237, 238, 240, 252, 273, 284 и 285 ГК РФ, статьями 44 -
48 и 54 ЗК РФ и статьей 6 Федерального закона
"Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения".
Основаниями для принудительного
прекращения прав на земельный участок
ввиду его ненадлежащего использования
являются:
1) использование земельного
участка не в соответствии
с его целевым назначением;
2) неиспользование земельного
участка по целевому назначению
для сельскохозяйственного производства
либо жилищного или иного строительства
в течение трех лет;
3) использование земельного
участка способами, которые приводят
к существенному снижению плодородия
сельскохозяйственных земель или
значительному ухудшению экологической
обстановки;
4) неустранение совершенных
умышленно земельных правонарушений
(загрязнение, порча или уничтожение
плодородного слоя почвы, нарушение
установленного режима земель
особо охраняемых природных территорий,
земель природоохранного, рекреационного
назначения, земель историко-культурного
назначения);
5) систематическое невыполнение
обязательных мероприятий по
улучшению земель, охране почв
от ветровой эрозии и предотвращению
других процессов, ухудшающих состояние
почв;
6) систематическая неуплата
земельного налога (в течение
двух и более лет подряд).
Принудительное прекращение
прав на земельный участок ввиду его ненадлежащего
использования осуществляется при условии
не устранения фактов ненадлежащего использования
после наложения административного взыскания
в виде штрафа. Размеры штрафных санкций
установлены в статьях 7.1, 7.2, 7.10, 7.18, 8.3,
8.6, 8.7, 8.8, 9.4, 9.5, 10.1 - 10.14 Кодекса об административных
правонарушениях Российской Федерации.
Принудительное прекращение прав на земельный
участок осуществляется по решению суда
по заявлению органа государственной
власти субъекта Российской Федерации
или органа местного самоуправления.
Право граждан на ведение личного
подсобного хозяйства
Право на ведение личного подсобного
хозяйства имеют дееспособные граждане,
которым земельные участки предоставлены
или которыми земельные участки приобретены
для ведения личного подсобного хозяйства.
Граждане вправе
осуществлять ведение личного подсобного
хозяйства с момента государственной
регистрации прав на земельный участок.
Регистрация личного подсобного хозяйства
не требуется.
Земельные участки, находящиеся
в государственной или муниципальной
собственности, для ведения личного подсобного
хозяйства предоставляются гражданам,
которые зарегистрированы по месту постоянного
проживания в сельских поселениях.7
Гражданам, которые
зарегистрированы по месту постоянного
проживания в городских поселениях, земельные
участки, находящиеся в государственной
или муниципальной собственности, для
ведения личного подсобного хозяйства
предоставляются при наличии свободных
земельных участков.
В п.1 статьи 3 установлен единственный
ограничитель прав граждан, пожелавших
вести личное подсобное хозяйство. Сделать
это может только дееспособный гражданин,
которому земельный участок предоставлен
и (или) который приобретен им для этих
целей.
При
этом к данному гражданину не предъявляется
никаких квалификационных требований,
например, необходимость иметь опыт ведения
сельскохозяйственного производства
или иметь сельскохозяйственную профессиональную
квалификацию.
К членам
семьи этого гражданина, которые совместно
с ним ведут личное подсобное хозяйство,
настоящий Федеральный закон вообще не
предъявляет никаких требований, даже
в отношении их дееспособности.
Гражданская дееспособность
в полном объеме в соответствии со ст.21
Гражданского кодекса РФ возникает с наступлением
совершеннолетия (т. е. с 18 лет) или до достижения
18 лет при условии вступления гражданина
в брак.
Гражданский кодекс
РФ говорит: несовершеннолетний, достижений
16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным,
если он работает по трудовому договору,
в том числе по контракту, или с согласия
родителей, усыновителей или попечителя
занимается предпринимательской деятельностью.
Такое объявление несовершеннолетнего
полностью дееспособным (эмансипация)
производителя по решению органа опеки
и попечительства - с согласия обоих родителей,
усыновителей или попечителя либо при
отсутствия такого согласия - по решению
суда.8
Признание
гражданина недееспособным вследствие
психического расстройства или ограниченно
дееспособным вследствие злоупотребления
спиртными напитками или наркотическими
средствами может быть признано только
судом в порядке, установленном гражданским
процессуальным законодательством. В
первом случае сделки от имени такого
гражданина совершает его опекун, во втором
случае - гражданин может их осуществлять
лишь с согласия попечителя (ст.29 и 30 Гражданского
кодекса РФ).
Пункт 2 настоящей статьи,
п.1 и 2 ст.23 Гражданского кодекса РФ не
требуют осуществления государственной
регистрации личного подсобного хозяйства.
Граждане вправе осуществлять ведение
личного подсобного хозяйства с момента
государственной регистрации прав на
земельный участок.
В соответствии
с Федеральным законом "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним" документом, удостоверяющим
права на землю, является выписка из Единого
государственного реестра прав на недвижимое
имущество и сделок с ним (ЕГРП), который
ведут регистрационные палаты Минюста
России с выдачей гражданину Свидетельства
о государственной регистрации возникших
прав на недвижимое имущество по форме,
утвержденной постановлением Правительства
РФ от 18.02.98 № 219 "Об утверждении правил
ведения ЕГРП".
В соответствии с п.9 ст.3 Федерального
закона "О введении в действие Земельного
кодекса Российской Федерации" равную
юридическую силу с записями в ЕГРП имеют
Государственные акты, свидетельства
и другие документы, которые выдавались
гражданам до введения в действие Федерального
закона "О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним".
К таким документам относятся:
1) государственный акт
на право собственности на
землю, пожизненного наследуемого
владения, бессрочного (постоянного) пользования
землей, форма которого утверждена
постановлением Правительства РФ
от 17.09.91 № 493 (выдавался до 24.12.93, т. е.
до принятия указа Президента
РФ № 2287, которым ст.31 Земельного
кодекса РСФСР, регулирующая выдачу
государственных актов, признана
недействующей); 2) Свидетельство на право собственности
на землю, форма которого утверждена постановлением
Правительства РФ от 19.03.92 № 177 "Об утверждении
форм свидетельства о праве собственности
на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного
назначения и договора временного пользования
землей сельскохозяйственного назначения"
(выдавалось до 27.10.93. Новая форма свидетельства
на право собственности на землю была
утверждена указом Президента РФ от 27.10.93
№ 1767 "О регулировании земельных отношений
и развития аграрной реформы в России"
(выдавалось до вступления в действие
в регионе Российской Федерального закона
от 21.07.97 № 122-ФЗ "О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним" (в некоторых регионах России
до 1.01.2000, т. к. процесс создания регистрационных
палат Минюста России затянулся на 2 года);