Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 06:27, контрольная работа
Такова общая концепция использования и охраны земель поселений, которая является основой сложившегося в настоящее время правового режима земель современного города и села. Важность четкого и недвусмысленного определения правового режима земель населенных пунктов очевидна, потому актуальность темы работы не вызывает сомнений. Цель работы – анализ правового положения земель населенных пунктов.
Объект исследования – правовое положение земель населенных пунктов.
Предмет исследования – понятие и состав земель населенных пунктов, зонирование территорий, пригородные зоны и их правовой режим.
Введение ……………………………………………………………………... 3
1. Понятие и виды населенных пунктов в Российской Федерации …….. 5
2. Границы населенных пунктов и проблемы их изменения ………….... 9
3. Понятие правового режима земель населенных пунктов ………….... 12
4. Законодательство о правовом режиме земель населенных пунктов и сфера его действия …………………………………………………….. 14
Заключение ……………………………………………………………….... 16
Задачи ………………………………………………………………………. 17
Список использованных источников ……………………………………..
Содержание
Введение ……………………………………………………………………... 3
Заключение ……………………………………………………………….... 16
Задачи ……………………………………………………………
Список использованных источников …………………………………….. 19
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе рассматривается тема «Правовое положение земель населенных пунктов». Правовой режим земель населенных пунктов (поселений) определяется ст.ст. 83-86 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (далее ЗК РФ), а также другими федеральными законами: в части обеспечения рационального использования городской территории для нужд строительства – Градостроительным кодексом Российской Федерации; по вопросам охраны земель и соблюдения экологических требований – Федеральным законом «Об охране окружающей среды». В целом названное законодательство и дополняющие его федеральные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации направлены на решение комплекса задач в интересах всех проживающих на территории поселений людей. К этим общим задачам относятся: территориальная организация расселения, оптимальное размещение производительных сил, устойчивое развитие городов, других поселений и их социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с учетом состояния окружающей среды; экологически безопасное развитие городов, других поселений и их систем, обеспечивающее реализацию прав граждан на укрепление здоровья, гармоничное физическое и духовное развитие; планировка, застройка, реконструкция, благоустройство и озеленение городов, других поселений и их систем; рациональное землепользование, охрана природы, ресурсосбережение, инженерная подготовка городов, других поселений и защита территорий от опасных природных и техногенных процессов; развитие санаторно–курортных и других рекреационных территорий в границах поселений и прилегающих к ним зонах; сохранение, восстановление и защита историко–культурного наследия, памятников градостроительства, архитектуры и монументального искусства, ландшафтов и других охраняемых территорий.
Такова общая концепция использования и охраны земель поселений, которая является основой сложившегося в настоящее время правового режима земель современного города и села. Важность четкого и недвусмысленного определения правового режима земель населенных пунктов очевидна, потому актуальность темы работы не вызывает сомнений.
Цель работы – анализ правового положения земель населенных пунктов.
Объект исследования – правовое положение земель населенных пунктов.
Предмет исследования – понятие и состав земель населенных пунктов, зонирование территорий, пригородные зоны и их правовой режим.
Термин «населенный пункт» (поселение) имеет широкое толкование в литературе. В Словаре русского языка С.И. Ожегова под поселением понимается «населенный пункт, а также вообще место, где кто-нибудь живет, обитает». В свою очередь, населенным пунктом является «общее название мест, где живут люди (город, деревня, поселок и т. п.)».1 Ряд авторов предлагает понимать под поселением «место, где компактно (на определенной ограниченной территории) проживают люди».2 По мнению других исследователей, населенный пункт – это «место постоянного проживания людей, приспособленное для жизни, хозяйственной деятельности и отдыха, где сосредоточены жилье, административные и хозяйственные постройки».3 Таким образом, понятия «поселение» и «населенный пункт» практически совпадают.
До недавнего
времени федеральное
Границы,
в которых осуществляется местное
самоуправление, не всегда могут совпадать
с границами административно–
В законах
субъектах РФ классификация населенных
пунктов на ряд видов осуществляется
сегодня в рамках административно–
Под городским
населенным пунктом в законах
большинства субъектов
К городам
областного значения региональные законы
относят населенные пункты, являющиеся
экономическими и культурными центрами,
имеющие развитую промышленность и
численность населения от 25 000 человек
и более. См., например: ст.1 Закона Волгоградской
области от 7 октября 1997 г. № 139–ОД «Об
административно–
К рабочим
поселкам могут быть отнесены населенные
пункты с численностью населения не
менее 3 000 человек, на территории которых
имеются промышленные предприятия, железнодорожные
узлы, предприятия по переработке сельскохозяйственной
продукции и другие экономически важные
объекты и с долей занятых вне сельского
хозяйства не менее 85 процентов трудоспособного
населения. См. например: ст.4 Закона Астраханской
области от 4 октября 2006 г. № 67/2006–ОЗ «Об
административно–
Курортные
поселки – населенные пункты, расположенные
в местностях, имеющих лечебное значение,
с численностью населения не менее двух
тысяч человек, при условии, что количество
приезжающих ежегодно для лечения и отдыха
в эти населенные пункты составляет не
менее 50 процентов от количества постоянно
проживающего населения. Дачные поселки
– населенные пункты, основным назначением
которых является обслуживание населения
городов в качестве мест летнего отдыха.
См. подробнее об этом: ст.9 Закона Тюменской
области «Об административно–
По общему правилу, дачные поселки не утрачивают своего характера, если часть населения постоянно проживает в них. По причине небольшой численности населения, иногда такие поселки не включают в перечни населенных пунктов муниципального образования, что влечет за собой ряд серьезных гражданско–правовых последствий (например, отказ в государственной регистрации прав на земельные участки, как это случилось с одной из собственниц земельного участка в дачном поселке Старых большевиков Наро–Фоминского района).6
Сельским населенным пунктом является село, деревня, аул, хутор и иной населенный пункт, расположенный в сельской местности, который не отнесен к категории городских населенных пунктов, и жители которого заняты преимущественно сельскохозяйственным производством. В ряде субъектов РФ проведена следующая градация таких населенных пунктов: поселок – крупный, большой и средний сельский населенный пункт; село – большой, средний и малый сельский населенный пункт; поселок железнодорожной станции – крупный, большой и средний сельский населенный пункт, расположенный вблизи железнодорожной станции; хутор – средний и малый сельский населенный пункт.
В соответствии
с действующим земельным
Существует ряд проблем в сфере изменения границ населенных пунктов по действующему законодательству:
а) граждане и юридические лица, земельные участки которых включаются в границы населенного пункта (города), будут платить земельный налог по более высокой ставке. Как известно, ставка земельного налога исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка; включение сельскохозяйственного земельного участка в границы города влечет изменение вида его разрешенного использования, и, соответственно, кадастровой стоимости.
Увеличение ставки земельного налога отдельным категориям граждан и юридических лиц есть ухудшение имущественного положения названных субъектов, которое налагается на них при полном отсутствии их вины, причем никаких компенсаций расходов, возникших у названных субъектов, действующее законодательство не предусматривает. Поэтому обычно не дает никакого результата их обращение в суд (арбитражный суд). Можно возразить, что рыночная стоимость такого земельного участка при включении его в границы города возрастает, однако правовое значение это имеет только для собственника и при осуществлении сделок с земельным участком, что является правом, а не обязанностью в отличие от уплаты земельного налога.
б) действующее законодательство не требует разработки социально–экономических обоснований изменения границ населенного пункта, их опубликования и обсуждения в открытой печати, обязательность работы местных органов по этому вопросу с населением. Население не воспринимает предложения по изменению границ города как благо, а склонно рассматривать такие намерения как удовлетворение политических амбиций «сильных» соседей. В итоге существующий опыт учета мнения населения по вопросу изменения границ городов показывает, что это мнение всегда отрицательное.
в) нуждается в уточнении используемая законодателем терминология, определяющая состав земель населенного пункта и земель, расположенных за границами населенного пункта. Так, согласно п.3 ч.1 ст. 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. «территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования…» и т.д., то есть земли общего пользования могут существовать за границами населенного пункта. Согласно и старому ЗК РСФСР, и п. 12 ст. 85 действующего ЗК РФ, земли общего пользования входят в состав категории земель населенных пунктов. За границами городского или сельского населенного пункта располагаются земли сельскохозяйственного назначения, либо земельные участки, принадлежащие к иной категории земель в земельном фонде Российской Федерации (например, земли особо охраняемых территорий и объектов или земли лесного фонда).
Информация о работе Правовое положение земель населенных пунктов