Правовое положение земель населенных пунктов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 06:27, контрольная работа

Описание работы

Такова общая концепция использования и охраны земель поселений, которая является основой сложившегося в настоящее время правового режима земель современного города и села. Важность четкого и недвусмысленного определения правового режима земель населенных пунктов очевидна, потому актуальность темы работы не вызывает сомнений. Цель работы – анализ правового положения земель населенных пунктов.
Объект исследования – правовое положение земель населенных пунктов.
Предмет исследования – понятие и состав земель населенных пунктов, зонирование территорий, пригородные зоны и их правовой режим.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………... 3
1. Понятие и виды населенных пунктов в Российской Федерации …….. 5
2. Границы населенных пунктов и проблемы их изменения ………….... 9
3. Понятие правового режима земель населенных пунктов ………….... 12
4. Законодательство о правовом режиме земель населенных пунктов и сфера его действия …………………………………………………….. 14
Заключение ……………………………………………………………….... 16
Задачи ………………………………………………………………………. 17
Список использованных источников ……………………………………..

Файлы: 1 файл

земельное.docx

— 35.77 Кб (Скачать файл)

г) включение  части земель одних муниципальных  образований в состав других (городских) посягает на экономические основы местного самоуправления, гарантированные Конституцией РФ. Дело в том, что одним из основных источников наполнения местных бюджетов является земельный налог и арендная плата, взимаемые за земельные участки, находящиеся в муниципальной (а чаще неразграниченной государственной) собственности. Отсюда ограничением экономической основы местного самоуправления будет являться не компенсируемое уменьшение (снижение) поступлений в местный бюджет и ограничение возможности реализации права муниципальной собственности на землю и иные природные ресурсы. Действующее законодательство подчеркивает гарантии самостоятельности местного бюджета и право требовать возмещения ущерба, причиненного решениями органов государственной власти или других органов местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие правового режима земель населенных пунктов

 

Правовой  режим земель населенных пунктов  – это особый порядок регулирования жизнедеятельности в границах городских и сельских населенных пунктов, осуществляемый посредством установления субъектам земельных правоотношений стимулов и ограничений, дозволений и запретов в области разрешенного использования и охраны земель, а также особенностей управления на данной территории в порядке, определяемом градостроительным, земельным, экологическим и иным законодательством Российской Федерации и субъектов РФ, а также муниципальными правовыми актами.

Категория «правовой режим» тесно взаимосвязана с понятием «механизм правового регулирования», которое означает систему правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Если механизм правового регулирования – юридическая категория, показывающая, как осуществляется правовое регулирование, то правовой режим – в большей мере содержательная характеристика конкретных нормативных средств, призванных организовать определенный участок жизнедеятельности людей. Правовой режим представляет собой специфический механизм правового регулирования, его особый порядок, направленный на конкретные виды субъектов и объектов, «привязанный» не столько к отдельным ситуациям, сколько к более широким общезначимым социальным процессам (состояниям), в рамках которых эти субъекты и объекты взаимодействуют.7

Как отмечали А.В. Малько и О.С. Родионов, правовым режимам присущ ряд признаков: «1) они устанавливаются законодательством и обеспечиваются государством; 2) имеют целью специфическим способом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права; 3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из совокупности юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием; 4) создают конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов и их объединений».8

По критерию органа власти, установившего правовой режим, выделяют федеральные, региональные и муниципальные правовые режимы. По критерию отрасли права, установившей соответствующие нормы, можно различать  отраслевые режимы: гражданско–правовые, земельно–правовые и т.д. При этом необходимо иметь в виду, что некоторые правовые режимы определены как комплексные, что подчеркивает участие в их конституировании норм различных отраслей права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Законодательство о правовом режиме земель населенных пунктов и сфера его действия

 

Правовой  режим земель населенных пунктов  определяется нормативно–правовыми актами, имеющими различную юридическую силу и отраслевую принадлежность. При этом, с точки зрения задач конкретной отрасли права установление правового режима части территории населенного пункта преследует свою, «отраслевую» цель, далеко не всегда логически вписанную в предусмотренные иными нормативно–правовыми актами правовые режимы для той же территории. Объясняется данная ситуация многообразием общественных отношений на локальной по площади территории городских населенных пунктов На 1 января 2008 г. площадь земель населенных пунктов составляла 19,2 млн га или 1,1% от общей площади земельного фонда РФ.9

В части  «условий и порядка пользования и владения» земельными участками поселений следует руководствоваться градостроительным и земельным законодательством, а в части «распоряжения» – земельным и гражданским законодательством. Другими словами, градостроительное законодательство определяет посредством установления градостроительных регламентов как можно использовать земельный участок, из каких имеющихся параметров и видов использования собственник (пользователь, арендатор) может выбрать устраивающий его вариант. Земельное законодательство устанавливает оборотоспособность земельных участков поселений, порядок проведения торгов, приватизации участков и т.д. Гражданское законодательство определяет форму сделок с землей, обязательность государственной регистрации (а в ряде случаев и нотариального удостоверения) сделок с землей и т.д. Таким образом, следует иметь в виду, что правовой институт земель поселений является комплексным (межотраслевым), регулируемым нормами, в первую очередь, градостроительного и земельного права, а также экологического, гражданского, муниципального и иных отраслей права.

Установление  отраслевым законодательством «субрежимов» использования и охраны территории поселений учитывается при градостроительном зонировании территории поселений и установлении для каждой территориальной зоны градостроительных регламентов. Поэтому, например, при образовании в поселении национального парка, данная часть территории не будет относиться к категории земель «земли особо охраняемых территорий и объектов», а войдет в состав рекреационной территориальной зоны поселения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги, сформулируем современное научное  юридическое определение населенного пункта и земель населенных пунктов.

Населенный  пункт – часть территории России, имеющая наименование, сосредоточенную застройку и служащая местом проживания людей, подразделяемая на городские и сельские населенные пункты.

Земли населенных пунктов – категория земель в земельном фонде России, являющаяся пространственно–операционным базисом для размещения жилых, производственных, общественно–деловых, рекреационных и иных объектов жизнеобеспечения населения в соответствии с требованиями градостроительного, экологического и земельного законодательства, отделенная установленными границами от земель иных категорий.

А также  правовой положение земель населенных пунктов определяется нормативно–правовыми актами, имеющими различную юридическую силу и отраслевую принадлежность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАДАЧИ

 

1. тема: земельные правоотношения.

Может ли домовладелец переоформить земельный  участок в собственность?

Согласно п.1 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации, «граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки». Крюков является собственником дома, следовательно, имеет право на приобретение земельного участка, на котором расположен его дом.

Но, согласно п.1 ст.33 ЗК РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, либо законами субъектов Российской Федерации, в зависимости от видов предназначения.

Ответ: Отказ администрации города о переоформлении в собственность всего земельного участка правомерен.

 

2. тема: Земли особо охраняемых территорий  и объектов. Строения вспомогательного использования.

Разрешена ли постройка бани вблизи памятника природы и культуры?

Нужны ли для постройки бани очистные сооружения?

 

Так как  данный микрорайон расположен «близко» к озеру Шарташ, а не в зоне охраны объекта культурного наследия, постройка бани разрешена и разрешение на строительство бани, согласно п.3 ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ, не требуется. Баня относится к строениям вспомогательного использования.

Согласно СНиП 30–02–97 пункту 8.8. Сбор и обработку стоков душа, бани, сауны и хозяйственных сточных вод следует производить в фильтровальной траншее с гравийно-песчаной засыпкой или в других очистных сооружениях.

Ответ: Суд удовлетворит иск Иванова, если тот соорудит очистные сооружения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136–ФЗ (ред. от 28.07.2012)
  2. Об административно–территориальном устройстве Брянской области: Закон Брянской области от 5 июня 1997 г. N 13–З
  3. Об административно–территориальном устройстве Волгоградской области: Закон Волгоградской области от 7 октября 1997 г. № 139–ОД// Волгоградская правда № 207 от 01.11.97.
  4. Об административно–территориальном устройстве Ярославской области и порядке его изменения: Закон ЯО от 07.02.2002 N 12–з (ред. от 28.12.2011)
  5. 5.Об административно–территориальном устройстве Астраханской области: Закон Астраханской области  №67/2006–ОЗ от 4 октября 2006.
  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов. – М., 1985. – С. 334; 490.
  7. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. – М., 1998. – С. 94.
  8. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. – М., 1999. – С. 115.
  9. Годовальник В.Н. Практика и проблемы местного самоуправления на современном этапе. – Краснодар, 2000. – С. 16.
  10. Черкасов А.И. Сравнительное местное самоуправление: теория и практика. – М., 1998. – С. 48.
  11. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. – 1996. – № 4. – С. 25–26.
  12. Малько А.В., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. – 2001. – № 9. – С. 19.
  13. Маилян С.С. О классификации административно–правовых режимов // Современное право. – 2002. – № 10. – С. 25–26.

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов. - М., 1985. - С. 334; 490.

2 Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. - М., 1998. - С. 94.

3 Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов. - М., 1999. - С. 115.

4 Годовальник В.Н. Практика и проблемы местного самоуправления на современном этапе. - Краснодар, 2000. - С. 16.

5Черкасов А.И. Сравнительное местное самоуправление: теория и практика. - М., 1998. - С. 48.

6 Эйдлин И. В Подмосковье пропал поселок // Российская газета. - 2003. - 31 мая.

7 Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. - 1996. - № 4. - С. 25-26.

8Малько А.В., Родионов О.С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. - 2001. - № 9. - С. 19.

9 Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2007 г. - М., 2008. - С.8.


Информация о работе Правовое положение земель населенных пунктов