Правовое положение земель особо охраняемых природных территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 17:33, контрольная работа

Описание работы

Особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
Для них устанавливается особый (заповедный) режим охраны, сущность которого состоит в полном запрещении или ограничении хозяйственной и иной деятельности, противоречащей целям заповедования.

Файлы: 1 файл

Земельное право КР Я дУРА .docx

— 38.24 Кб (Скачать файл)

Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в соответствии с которым выделяются следующие виды заказников:

- комплексные (ландшафтные), предназначенные  для сохранения и восстановления природных комплексов (ландшафтов);

- биологические (зоологические и  ботанические), предназначенные для  сохранения и восстановления  редких и исчезающих видов  растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

- палеонтологические, предназначенные  для сохранения ископаемых объектов;

- гидрологические (болотные, озерные, речные, морские), предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

- геологические, предназначенные  для сохранения объектов и  комплексов неживой природы.

Правовой режим государственных природных заказников характеризуется тем, что на их территориях постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, противоречащая целям создания заказника или причиняющая вред его природным комплексам и их компонентам.

Для обеспечения функционирования заказников создаются их администрации.

Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Например, памятниками природы могут быть объявлены ботанические (деревья, реликтовые рощи), геологические (пещеры, скалы), гидрологические (водопады, гейзеры) образования, уникальные образцы природных территорий.

Границы расположения памятников природы обозначаются специальными знаками. Как и в случае создания заказников, организация памятников природы допускается с изъятием или без изъятия занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей, которые принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Правовой режим памятников природы идентичен режиму государственных природных заповедников, поскольку природные объекты и комплексы, объявленные памятниками природы, полностью изымаются из хозяйственного использования и запрещается любая деятельность, нарушающая их сохранность.

Дендрологические парки и ботанические сады - это природоохранные учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

Правовой режим их отличается двумя особенностями: во-первых, на их территории запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая нарушение сохранности флористических объектов, и, во-вторых, территории ботанических садов и дендрологических парков могут быть разделены на функциональные зоны (экспозиционную, научно-экспериментальную, административную).

Лечебно-оздоровительные местности - это территории (акватории), пригодные для организации и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи и др.) (п. 1 ст. 31 Закона об особо охраняемых природных территориях).

Курортами являются освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях территории, которые обладают природными лечебными ресурсами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (п. 5 ст. 31 Закона об особо охраняемых природных территориях).

Деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных лечебных ресурсов указанных особо охраняемых территорий, запрещается, а в целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения населения, на данных территориях устанавливаются округа санитарной охраны (горно-санитарной охраны - для местностей, где лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, грязи и др.).

Порядок организации лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особенности их правового режима регулируются специальным законодательством, в частности, Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995 г. 

Правовая охрана рассматриваемых территорий представляет собой закрепленную законом систему мер, направленных на обеспечение установленного на них особого режима охраны природных комплексов и объектов. Обеспечение правового режима особо охраняемых природных территорий возлагается на органы, в ведении которых они находятся (администрации (дирекции) соответствующих природоохранных учреждений - заповедников, заказников, национальных парков и др.).

Должностные лица и работники заповедников и национальных парков входят в состав специальных государственных инспекций по охране указанных территорий. Для осуществления своих функций они наделены обширными правами:

- проверять у лиц, находящихся  на территории заповедника или  национального парка, разрешения на право пребывания, а также документы на право осуществления природопользования на территориях, прилегающих к заповедникам и национальным паркам охранных зон;

- задерживать нарушителей законодательства  об особо охраняемых природных территориях и доставлять их в правоохранительные органы;

- направлять материалы о нарушениях  в правоохранительные органы;

- изымать у нарушителей продукцию  и орудия незаконного природопользования, транспортные средства и документы;

- производить досмотр транспортных  средств, личных вещей на территориях заповедников и национальных парков;

- приостанавливать хозяйственную  и иную деятельность, не соответствующую режиму особой охраны на данных территориях;

- налагать административные взыскания  за нарушения законодательства об особо охраняемых природных территориях и предъявлять иски о возмещении ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам заповедников и национальных парков;

- применять в установленном  порядке служебное оружие и  специальные средства (ст. 34 Закона  об особо охраняемых природных  территориях). 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 1.

1. Директор государственного заповедника разрешил местным жителям сенокошение в пределах заповедника. Инспектор по охране и использованию земель комитета по земельным ресурсам и землеустройству наложил штраф на директора заповедника. Являются ли действия директора заповедника противоправными? Действовал ли инспектор в пределах своих полномочий?

Ответ.

Первое.  В статье 95 Земельного кодекса РФ   говорится:

Часть 1. землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников.

Часть 3. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

          Так же согласно ст. 9 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

         Указанные запреты детализированы в п. 11 Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РСФСР от 18 декабря 1991 г. N 48, согласно которому на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе:

- действия, изменяющие гидрологический  режим земель;

- изыскательские работы и разработка  полезных ископаемых, нарушение  почвенного покрова, выходов минералов, обнажений и горных пород;

- рубки главного пользования, заготовка  живицы, древесных соков, лекарственных  растений и технического сырья, а также иные виды лесопользования, за исключением случаев, предусмотренных  названным Положением;

- сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов, семян, цветов и иные виды пользования растительным миром, за исключением случаев, предусмотренных названным Положением;

- строительство и размещение  промышленных и сельскохозяйственных  предприятий и их отдельных  объектов, строительство зданий  и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередач и прочих  коммуникаций, за исключением необходимых  для обеспечения деятельности  заповедников;

- промысловая, спортивная и любительская  охота, иные виды пользования  животным миром, за исключением  случаев, предусмотренных названным  Положением;

- интродукция растений и животных  с целью их акклиматизации;

- применение минеральных удобрений  и химических средств защиты  растений;

- сплав леса;

- транзитный прогон домашних  животных;

- нахождение, проход и проезд  посторонних лиц и автомототранспорта  вне дорог и водных путей  общего пользования;

- сбор зоологических, ботанических  и минералогических коллекций, кроме  предусмотренных тематикой и  планами научных исследований  в заповедниках;

- пролет самолетов и вертолетов  ниже 2000 метров над сушей и  водным пространством без согласования  с заповедником или контролирующими  природоохранными органами, а также  преодоление самолетами над территорией  заповедника звукового барьера;

- иная деятельность, нарушающая  естественное развитие природных  процессов, угрожающая состоянию  природных комплексов и объектов,  а также не связанная с выполнением возложенных на заповедник задач.

        Следовательно  действия директора  государственного заповедника являются противоправными.

Второе. Инспектор по охране и использованию  земель комитета по земельным ресурсам и землеустройству наложив штраф на директора заповедника превысил свои полномочия, так как вопрос о привлечении нарушителя к административной ответственности решает комиссия по контролю за охраной и использованием земли при Комитете по земельным ресурсам и землеустройству.

При выявлении нарушений земельного законодательства Государственный  инспектор, его заместители, инспектора, общественные инспектора по контролю за охраной и использованием земли составляют протокол о нарушении земельного законодательства.   

Материалы о привлечении  виновных к административной  ответственности направляются для рассмотрения в комиссию по контролю за охраной и использованием земли при Комитете по земельным ресурсам и землеустройству в десятидневный срок с момента составления протокола о нарушении земельного законодательства. В случае вынесения комиссией решения о наложении штрафа на нарушителя выносится постановление, в котором указывается: место и время составления постановления, вид, место, время нарушения, реквизиты нарушителя, его объяснения по сути вопроса, размер штрафа, наложенного на нарушителя. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 2.

         Статьей 29 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 11 настоящего Кодекса, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.  Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Информация о работе Правовое положение земель особо охраняемых природных территорий