Правовой режим земель лесного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Земли лесного фонда – это самая большая по площади категория земель.
Эти земли служат главным средством производства в лесном хозяйстве.
Использование и охрана лесов находятся в прямой зависимости от состояния земель данной категории. В свою очередь эксплуатация лесных ресурсов оказывает непосредственное влияние на состояние земель лесного фонда.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Земли лесного фонда как объекты
земельных отношений……………………………………………………....5
1.1. Понятие и состав лесного фонда и земель лесного фонда…………………………….…………………………………….5
1.2. Государственное управление в сфере лесного фонда и
земель лесного фонда….…………………………………………….8
Глава 2. Общая характеристика права собственности и права
пользования землями лесного фонда……………..……………………….12
2.1. Собственность на земли лесного фонда……………………….12
2.2. Содержание права пользования землями лесного фонда………………………………………………………………….14
Глава 3. Правовая охрана земель лесного фонда…………………………19
3.1. Понятие и сущность правовой охраны земель лесного фонда…………………………………………………………………19
3.2. Ответственность за правонарушения в сфере охраны и использования земель лесного фонда……………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………….31
Список литературы и источников….……………………………………..33

Файлы: 1 файл

pravovoi_rezhim_lesnogo_fonda.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Административная ответственность установлена за совершение серьезных правонарушений, но которые в большинстве своем несут устранимый характер. Действия при таких нарушениях не обладают достаточной общественной опасностью и последствия не настолько существенны, чтобы за них можно было установить уголовную ответственность (ст. 7.9 КоАП РФ – самовольное занятие лесных участков; ст. 8.31 КоАП РФ – нарушение правил санитарной безопасности в лесах, загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса; ст. 8.32 КоАП РФ – нарушение правил пожарной безопасности в лесах).

Уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства предусматривается в главе 26 «Экологические преступления» УК РФ, в частности ст. 260 и 261 УК РФ.

Новая редакция ст. 260 «Незаконная рубка лесных насаждений» и ст. 261 «Уничтожение или повреждение лесных насаждений» УК РФ устанавливается в ст. 20 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

Лесное и экологическое законодательство устанавливает правила охраны и пользования лесами, а также правила обращения с вредными веществами и отходами, устанавливает порядок и лимиты выбросов вредных веществ.

Число лесных преступлений не уменьшается, хотя в этой области велика их латентность (скрытость). Так, если ежегодно число лесных пожаров насчитывают десятками тысяч и более 80 % из них происходят по вине человека, то соответствующих преступлений регистрируется и уголовных дел возбуждается несколько сотен, а число осужденных не превышает сотни человек.

В 2010 году в следственные органы было передано 16 тыс. уголовных дел

о незаконных рубках, из которых к рассмотрению принято 15 тыс. дел, к ответственности же привлечены нарушители менее чем по 10% дел. А в некоторых субъектах этот показатель и вовсе составляет 3-4%.

По мнению начальника Управления охраны, защиты и воспроизводства лесов Рослесхоза Алексея Ермоленко, причиной напряженной ситуации с нелегальной лесозаготовкой является отсутствие эффективных мер воздействия

на нарушителей лесного законодательства, малая численность государственных лесных инспекторов, а также отсутствие единой системы учета и контроля древесины. По его мнению, необходимо принять целый комплекс мероприятий, направленных на пресечение роста незаконных рубок и оборота лесопродукции. В частности, в субъектах должна быть внедрена система пунктов учета, позволяющих оперативно и достоверно определять объем древесины, ее качественный и породный состав. Помимо этого, требуется ужесточить и ввести новые меры ответственности за нарушение лесного законодательства. Необходимо развивать систему дистанционного мониторинга организации и состояния лесопользования. И, наконец, нужно вернуть соответствующие полномочия работникам лесничеств. Так, для повышения эффективности выполнения полномочий лесников предлагается обеспечить служебным оружием и предоставить им государственную защиту в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, немаловажным является и то, каким образом будут распределяться денежные взыскания за ущерб, причиненный лесу. Предполагается, полученные от нарушителей средства перечислять в бюджеты субъектов РФ с целью материального поощрения государственных лесных инспекторов, выявивших данные нарушения.18

Борьба с лесными преступлениями усиливается. В ряде «лесных» субъектов Федерации в составе УВД созданы отделы по борьбе с экономическими преступлениями в лесопромышленном комплексе, проводятся рейды по проверке легальности вырубки лесных массивов и работы предприятий лесопереработки.19

В ходе одной из таких проверок в Нижегородской области выяснилось, что порядка 80-90% машин с лесоматериалом имели поддельные документы, были обнаружены машины без номеров, а также незарегистрированные лесопилки.

Борьба с лесными преступлениями происходит также и путем создания специализированных органов в субъектах федерации. Так, губернатором Камчатского края подписано Постановление от 11 октября 2007 года «О создании Межведомственной комиссии по борьбе с незаконной заготовкой, транспортировкой и реализацией древесины в Камчатском крае». Этот документ принят в целях недопущения, а также своевременного выявления и пресечения фактов незаконных рубок древесины на территории Камчатского края, установления виновных лиц и возмещения причинённого ущерба.

На федеральном уровне законодатель неоднократно усиливал в УК РФ наказания, предусмотренные за лесные преступления. Однако это не приводит к ужесточению судебной практики и к заметному усилению борьбы с браконьерством в лесу, наведению правопорядка. Особенно важно, что в настоящее время замечена тенденция к увеличению лесных преступлений среди таких должностных лиц, которые сами должны защищать лесные богатства нашей страны.

 

 

 

Заключение

Лес в жизни России играет очень важную экономическую  социальную роль. Лес в РФ расположен на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом земли лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности. Таким образом, ясно, что РФ несет всю тяжесть ответственности на рациональное использование лесов, за обеспечение их надежной защиты и охраны. Для этого Федерация, используя предоставленные Конституцией РФ и федеральным законодательством полномочия, принимает большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих данные отношения.

В связи с двоякостью своего положения земли лесного фонда оказались в сфере двоякого регулирования. С одной стороны это неотъемлемая, органическая часть леса, а значит, регулируется Лесным Кодексом РФ. С другой стороны, земли лесного фонда это верхний почвенный слой Земли, находящийся на территории РФ, а значит, они должны регулироваться Земельным Кодексом РФ. По итогам данной работы ясно, что правовая мысль законодателя идет по такому пути, что регулирование «внутренних земельных отношений в лесном хозяйстве» (аренда, купля-продажа лесных насаждений и т.д.), т.е. отношений, возникающих непосредственно при ведении лесного хозяйства, осуществляется в рамках лесного законодательства. Что касается «внешних» отношений, связанных с переводом земель лесного фонда в другие категории, изъятия их для иных государственных и муниципальных нужд, то эти отношения - предмет земельного законодательства.20 Гражданское законодательство должно осуществлять регулирование как общее по отношению к специальным лесному и земельному законодательствам.

На сегодняшний день, несмотря на наличие нормативно-правовой базы, регулирующей те или иные отношения в области охраны и защиты лесов, практическая их реализация весьма затруднительна, причиной чему служат многие факторы: начиная от недостаточного финансирования и материально-технического обеспечения данной отрасли государством, и заканчивая отсутствием людей, занятых в сфере лесного хозяйства, имеющих желание и возможность трудиться для спасения и сохранения леса. Как следствие отсюда вытекает несвоевременное, а в отдельных случаях и недостаточно эффективное применение мер по охране лесов от пожаров, от загрязнения радиоактивными веществами, осуществлении мер санитарной безопасности, охране редких и находящихся под угрозой исчезновения лесных растений и т.д.

Но для сохранения лесов важна не только работа государственных органов, но и правосознание людей. Леса являются незаменимым и важным элементом экологической системы, уничтожение которых ведет к необратимому нарушению экологического равновесия.

Таким образом, по итогам исследования правового режима земель лесного фонда был установлен двоякий статус земель лесного фонда, рассмотрены различные варианты прав на земельные участки из состава земель лесного фонда, а также правовые основы защиты и охраны земель лесного фонда и собственно самих лесов в целом. Данные вопросы достаточно подробно урегулированы в современном законодательстве, однако до совершенного состояния еще далеко. В связи с этим государственные органы и ученые продолжают трудиться для повышения качества указанных положений.

 

 

 

 

 

Список литературы и источников

1. Нормативно-правовые  акты

1.1. Лесной кодекс РФ  от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278; 2011. № 1. Ст. 54.

1.2. ФЗ от 4 декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» // СЗ РФ. 2010. № 11. Ст. 1261.

1.3. ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» //    Консультант +

1.4. Постановление Правительства РФ от 22 июня 2007 г. № 394 «Об утверждении положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора» // СЗ РФ. № 2011. № 12. Ст. 1547

1.5. Постановление Правительства РФ от 15июля 2008 г. № 534 «О Совете по развитию лесного комплекса при Правительстве РФ» // СЗ РФ. 2008. № 29 (ч. 2). Ст. 3529

1.6. Постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» // СЗ РФ. 2007. № 20. Ст. 2437; 2007. № 49. Ст. 6167

1.7. Постановление Правительства РФ от 24 апреля 2007 г. № 246 «Об утверждении положения о подготовке лесного плана субъекта РФ» // СЗ РФ. 2007. № 18. Ст. 2235; 2007. № 48 (2 ч.). Ст. 6002

1.8. Постановление Правительства РФ от 02 августа 2010 г. № 271 «Об утверждении  перечня  видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается» // СЗ РФ. 2010. № 18. Ст. 1580

1.9. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417 «Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах» // СЗ РФ. 2007. № 28. Ст. 3432

1.10. Постановление Правительства РФ от 29 июня 2007 г. № 414 «Об утверждении правил санитарной безопасности в лесах» // СЗ РФ. 2007. № 28. Ст. 3431.

1.11. Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» // Консультант +

 

2. Научная литература

2.1. Блинников Роман Владимирович. Правовой режим земель государственного лесного фонда в Российской Федерации: М., 2005 206 c.

2.2. Гайфулин Т. А. Лесные пожары // http://www.spasaisya.ru

2.3. Домчеева Е. Лес приравнялся к земле // Российская газета. 2006. №4243.

2.4. Зеленина Т. Юрий Кукуев: Лесной комплекс должен работать как хорошо смазанный механизм // Леса России. 2008. №38/39.

2.5. Земельное право: Учебник. Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э., Нахратов В.В., Литвинов Д.В. // Частное право, 2010

2.6. Игнатьев И. Леса нуждаются в защите // Независимая газета. 2008. № 4. http://www.ng.ru

2.7. Игнатьев А. Рослесхоз на европейской неделе леса // Леса России. 2010. №34.

2.8. Игнатьев А. Лесникам дадут оружие? // Леса России. 2008. №21/22.

2.9. Конокотин Дмитрий Николаевич. Правовые проблемы рационального использования и охраны земель лесного фонда Российской Федерации : Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.06 Москва, 2006 193 с. РГБ ОД, 61:06-12/1724

2.10. Котельников Р. В. Лесные пожары: природные явления или стихия? // http://www.forest.ru

2.11. Козлова С. Новый Лесной кодекс // Корпоративный юрист. 2007. №2.

2.12. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации, 2-е изд-е, доп. и перераб./ Под ред. Г. В. Чубукова, М. Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М. Ю. 2007.

2.13. Лесной кодекс Российской Федерации. Комментарии. / Под ред. Гаврилова В. В. -2007.

2.14. Максимов Ю. И. Лесные пожары в России: вчера, сегодня, завтра // http://www.priroda.ru

2.15. Морозов Г.Ф. Очерки по лесокультурному делу. 2 изд., М-Л.1950.

2.16. Пироженко А. Новое лесное законодательство // Лесной эксперт. 2008. №7 (52).

2.17. Тихомиров М. Ю. Основные новеллы лесного закона // Право и экономика. 2007. №2.

2.18. Экологическое право / Под ред. С. А. Боголюбова. - М.: Высшее образование. 2006.

 

3. Интернет ресурсы

3.1. Статистика лесных пожаров // http://www.greenpeace.org

3.2. http://eco.rian.ru/discovery/20101129/302272139.html

 

1 И. Игнатьев. Леса нуждаются в защите // Независимая газета. 2008. № 4. http://www.ng.ru

2 Экологическое право / Под ред. С. А. Боголюбова. - М.: Высшее образование. 2006. С. 346.

3 Г.Ф. Морозов. Очерки по лесокультурному делу. 2 изд., М-Л.1950.С. 13

4 С. Козлова. Новый Лесной кодекс // Корпоративный юрист. 2007. №2. С. 5.

5 Блинников Роман Владимирович. Правовой режим земель государственного лесного фонда в Российской Федерации: М., 2005г. 206 С.

6 Земельное право: Учебник. Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э., Нахратов В.В., Литвинов Д.В. // Частное право, 2010

 

7 Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации, 2-е изд-е, доп. и перераб./ Под ред. Г. В. Чубукова, М. Ю. Тихомирова. М.: Изд. Тихомирова М. Ю. 2007. С. 118.

8 Е. Домчеева. Лес приравнялся к земле // Российская газета. 2006. №4243. С. 2.

9 А. Пироженко. Новое лесное законодательство // Лесной эксперт. 2008. №7 (52). С. 5.

10 А. Игнатьев. Рослесхоз на европейской неделе леса // Леса России. 2010. №34. С. 2.

11 Лесной кодекс Российской Федерации. Комментарии. / Под ред. Гаврилова В. В. -2007. С. 436.

12 Ю. И. Максимов. Лесные пожары в России: вчера, сегодня, завтра // http://www.priroda.ru

13 Статистика лесных пожаров // http://www.greenpeace.org

14 Р. В. Котельников. Лесные пожары: природные явления или стихия? // http://www.forest.ru

15 Т. А. Гайфулин. Лесные пожары // http://www.spasaisya.ru

16 М. Ю. Тихомиров. Основные новеллы лесного закона // Право и экономика. 2007. №2. С. 7.

17 Экологическое право / Под ред. С. А. Боголюбова. - М.: Высшее образование. 2006. С. 276.

18 А. Игнатьев. Лесникам дадут оружие? // Леса России. 2008. №21/22. С. 5.

19 Т. Зеленина. Юрий Кукуев: Лесной комплекс должен работать как хорошо смазанный механизм // Леса России. 2008. №38/39. С. 5.

20 Конокотин Дмитрий Николаевич. Правовые проблемы рационального использования и охраны земель лесного фонда Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.06 Москва, 2006 193 с. РГБ ОД, 61:06-12/1724 С.6


Информация о работе Правовой режим земель лесного фонда