Правовой режим земель населенных пунктов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

В этой работе будет рассмотрен правовой режим использования земель населенных пунктов, без знания которого невозможно осуществлять инвестиционную деятельность, строительство и другие виды деятельности, так или иначе связанные с земельными отношениями. Основа нормативной базы, регулирующей правовой статус земель населенных пунктов, находится в Земельном (далее – ЗК РФ) и Градостроительном (далее – ГсК РФ)кодексах РФ, Указах Президента, Постановлениях Правительства РФ.

Содержание работы

Ввведение ____________________________________________________ 3
1. Понятие и общая характеристика земель населенных пунктов______4
2.Понятие и общая характеристика правового режима поселений ______
3. Состав земель населенных пунктов и правовой режим
территориальных зон __________________________________________ 6
Заключение __________________________________________________12
Список используемой литературы._______________________________13

Файлы: 1 файл

pravovoy_rezhim_zemel_naselennyh_punktov.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)


                                                                                                                            

Введение ____________________________________________________ 3

1. Понятие и общая характеристика земель населенных пунктов______4

2.Понятие и общая характеристика  правового режима поселений ______

3. Состав земель населенных пунктов и правовой режим

территориальных зон __________________________________________ 6

Заключение __________________________________________________12

Список используемой литературы._______________________________13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

    Земельные отношения  всегда являлись для России  и продолжают быть основной  темой общественной жизни и  важнейшим объектом законодательного  и иного правового регулирования. Принятие Земельного кодекса Российской Федерации в октябре 2001 года с утверждением аренды земли, пожизненного наследуемого владения, частной и иных равноправных форм собственности на землю в значительной мере стабилизировали социально-экономическую ситуацию в стране.

  С признанием земли недвижимым  имуществом и введением частной  собственности на землю именно  земли городов и иных населенных  пунктов стали наиболее привлекательны  для инвесторов. Дальнейшее развитие  получили жилая застройка, застройка офисными помещениями, спортивными комплексами и культурно-развлекательными сооружениями, строятся и новые объекты производственного назначения, а ряд старых зданий производственного назначения предназначается под реконструкцию или снос.

      В этой работе будет рассмотрен правовой режим использования земель населенных пунктов, без знания которого невозможно осуществлять инвестиционную деятельность, строительство и другие виды деятельности, так или иначе связанные с земельными отношениями. Основа нормативной базы, регулирующей правовой статус земель населенных пунктов, находится в Земельном (далее – ЗК РФ) и Градостроительном (далее – ГсК РФ)кодексах РФ, Указах Президента, Постановлениях Правительства РФ. Им должны соответствовать все нормативные правовые акты, затрагивающие вопросы регулирования земельных правоотношений, издаваемые федеральными и региональными органами власти, а также органами местного самоуправления.

 

 

  1. Понятие и общая характеристика земель населенных пунктов

 

  Согласно п.1 ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Земли населенных пунктов отделяются от земель иных категорий границами городских и сельских населенных пунктов.

     Поскольку основное назначение земель данной категории - использование их для застройки и развития населенных пунктов в настоящем времени или в ближайшей перспективе, многие отношения, связанные с использованием этих земель, регулируются нормами Градостроительного кодекса РФ.

   Черта городских, сельских населенных пунктов представляет собой внешние границы земель населенных пунктов, отделяющие эти земли от земель иных категорий. Также согласно ст. 84 ЗК РФ установление названной черты проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации. Черта населенных пунктов должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам. Основой правового режима земель населенных пунктов является правовое регулирование использования земель и объектов недвижимости на них как единого комплекса, определение условий строительства и эксплуатации зданий, строений и сооружений и их эксплуатации.

   Для того чтобы обеспечить благоприятные условия проживания населения, развития инфраструктуры населенных пунктов, эти земли должны использоваться в соответствии с документами территориального планирования, в частности генеральными планами и схемами территориального планирования муниципального района. Территориальное планирование (градостроительное зонирование) использования земель данной категории - отличительная черта их правового режима. В результате градостроительного зонирования определяется разрешенное использование земельных участков и объектов недвижимости на них.

     Документы зонирования, которые в соответствии с градостроительным законодательством (ст. 39 ГсК РФ) составляют часть правил землепользо-вания и застройки, поэтому утверждаются и изменяются этими правилами.

  Правила землепользования и застройки - это нормативные правовые акты органа местного самоуправления, устанавливающие порядок осуществления градостроительной деятельности на соответствующих территориях населенных пунктов, в том числе на территориях закрытых административно-территориальных образований разрабатываются, утвержда-ются и реализуются органами местного самоуправления.

  Правилами землепользования и застройки устанавливается градостро-ительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

 Порядок  использования земель в населенных пунктах определяется генеральным планом города или проектом застройки населенного пункта. Генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий населенных пунктов, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.

     Рассмотрим более подробно, из каких территориальных зон состоят земли населенных пунктов и правовой режим их использования.

 

 

 

2. Понятие и общая характеристика правового режима земель поселений

 
       Все земли в Российской Федерации подразделяются на несколько категорий. Одной из них являются земли поселений. Данные земли представляют собой пространственно-операционный базис располагающихся на них городов и других поселений. В настоящее время, когда все население проживает в городах, поселках и иных поселениях, крайне важно рациональное использование земель данного вида, разработка вопросов государственного управления (т.е. система учета, мониторинга, кадастра), их использования, а также наличие достаточных мер для охраны данного режима от нарушений.

Землями поселений  признаются земли, предоставленные  для размещения и развития городов, поселков и сельских поселений (ст. 83— 86 ЗК РФ).

Земли поселений  — одна из категорий земель в  земельном фонде России.

Согласно Градостроительному кодексу РФ от 01.01.2005 все населенные пункты Российской Федерации подразделяются на городские (города и поселки), сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки) и иные поселения.

При этом в зависимости от численности населения городские и сельские поселения соответственно подразделяются на:

— сверхкрупные города (численность населения свыше 3 млн человек);

— крупнейшие города (численность населения от 1 млн  до 3 млн человек);

— крупные города (численность населения от 250 тыс. до 1 млн человек);

— большие города (численность населения от 100 тыс. до 250 тыс. человек);

— средние города (численность населения от 50 тыс. до 100 тыс. человек);

— малые города и поселки (численность населения  до 50 тыс. человек);

— крупные сельские поселения (численность населения  свыше 5 тыс. человек);

— большие сельские поселения (численность населения  от 1 тыс. до 5 тыс. человек);

— средние сельские поселения (численность населения  от 200 человек до 1 тыс. человек);

— малые сельские поселения (численность населения  менее 200 человек).

Градостроительный кодекс РФ регулирует градостроительную  деятельность — деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градостроительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей указанных территорий и поселений.

Использование земель поселений осуществляется на основе градостроительной документации — документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке. Статья 7 Градостроительного кодекса РФ обеспечивает право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности. В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную среду жизнедеятельности. Осуществление такого права гражданина предусматривает:

-   градостроительное планирование развития территорий и поселений;

- участие граждан и общественных объединений в осуществлении градостроительной деятельности; государственное нормирование градостроительной деятельности; лицензирование градостроительной деятельности отдельных видов; сертификацию строительных материалов отдельных видов и услуг отдельных видов в области строительства; государственный и общественный контроль за осуществлением градостроительной деятельности и соблюдением законодательства РФ о градостроительстве;

- компенсацию вреда, причиненного гражданам в результате нарушения законодательства РФ о градостроительстве и повлекшего за собой ухудшение среды жизнедеятельности; возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства РФ о градостроительстве; привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства РФ о градостроительстве.

Важная роль в регулировании земельных отношений в поселениях принадлежит Федеральному закону от 17.11.95 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 10.01.03)'. Данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в процессе профессиональной деятельности архитектора по созданию архитектурных объектов в целях обеспечения безопасной, экологически чистой, социально и духовно полноценной, благоприятной среды жизнедеятельности человека и общества. Федеральный закон направлен на развитие архитектурного искусства, содействие охране произведений архитектуры, памятников истории и культуры, а также природных ландшафтов.

В ЗК РФ нормы о землях всех видов поселений (т.е. землях городов, рабочих, курортных и дачных поселков и сельских поселений) помещены в один раздел. Это говорит о том, что правовое регулирование земельных отношений в городах и сельских поселениях имеет общие сходные черты.

Назначение земель поселений  заключается в том, что они  функционируют как фундамент, как место, пространственно-операционный базис, используемый в целях строительства. Пространственную и земельно-ресурсную основу городских и сельских поселений составляют территории в пределах установленных границ (черты) городских и сельских поселений, а также все, что находится над и под поверхностью указанных территорий.

Земли поселений могут  быть охарактеризованы общими для них  отличительными признаками:

- земли городов и сельских поселений имеют общее предназначение: обслуживание городов и сельских поселений;

- земли поселений характеризуются тем, что они расположены внутри черты: для земель городов — городской черты, а для земель поселений — черты сельских поселений. Данная черта — это внешняя граница земель города, поселка, сельского поселения, которая отделяет их от других категорий земель. Она устанавливается и изменяется органами, утверждающими генеральные планы, проекты планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов. Включение земельных участков в черту города, поселка, сельского населенного пункта не влечет прекращения права собственности на землю, права землевладения, землепользования и аренды на эти участки.

Следует отметить, что городская  черта и черта сельских поселений  устанавливается и изменяется в  порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом РФ, земельным законодательством РФ. Однако черта поселений охватывает не только земли, застроенные зданиями и сооружениями, но и незастроенные земельные участки, предназначенные для обслуживания хозяйства и населения.

Городская черта и черта  сельского поселения определяет внешнюю границу, т.е. размер их территории. Внутренняя организация земель осуществляется в соответствии с утвержденными генпланами, проектами планировки и застройки (ст. 84 ЗК РФ).

Все земли в пределах черты  поселения находятся в ведении соответствующих органов местного самоуправления.

Особенности государственного управления землепользованием в  поселениях. Государственное управление земельными отношениями в поселениях осуществляют на федеральном уровне Правительство РФ и другие органы исполнительной власти РФ в области регулирования градостроительной деятельности (федеральный орган архитектуры и градостроительства; органы государственной экспертизы градостроительной и проектной документации); на уровне субъектов РФ — органы государственной власти субъекта РФ и органы архитектуры и градостроительства субъектов РФ (территориальные органы архитектуры и градостроительства); на местном же уровне государственное регулирование осуществляют не входящие в систему государственных органы местного самоуправления. Они сами не пользуются землей, .поэтому функцию хозяйственной эксплуатации не выполняют. Однако в своей деятельности по регулированию земельных отношении органы местного самоуправления наделены широкими полномочиями, которые устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законодательством РФ о местном самоуправлении.

Информация о работе Правовой режим земель населенных пунктов