Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:20, курсовая работа
Основу территориальной охраны природы в России составляет система особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Статус ООПТ в настоящее время определяется ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", принятым Государственной Думой 15 февраля 1995г. Согласно Закону, особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют свое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, и для которых установлен режим специальной охраны.
Введение……………………………………………………………………….….3
Глава 1.Понятие земель особо охраняемых территорий и объектов…….........5
Глава 2. Правовой режим земель ООПТ……………………………………….8
2.1 Земли государственных природных заповедников…………………………12
2.2 Земли национальных и природных парков…………………………………15
2.3 Земли государственных природных заказников………………………..…...19
2.4 Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов………………......22
2.5 Иные особо охраняемые земли……………………………………………...25
Глава 3. Правовой режим земель природоохранного назначения………………......27
3.1 Земли водоохранных зон…………………………………………………......28
3.2 Земли запретных и нерестоохранных полос………………………………...30
3.3 Правовой режим лесов, выполняющих защитные функции…………………..31
3.4 Правовой режим земель, выполняющих природоохранные функции……......31
Глава 4. Правовой режим земель рекреационного назначения….. …..34
Глава 5. Правовой режим земель историко-культурного назначения……..37
Глава 6. Правовой режим особо ценных земель…………………………………...41
Глава 7. Правовой режим земель ООПТ на примере Республики Бурятия….43
7.1 Государственные природные заповедники РБ…………………………..…44
7.2 Национальные парки РБ……………………………………………………...46
7.3 Государственные природные заказники РБ…………………………………47
7.4 Памятники природы РБ………………………………………………………49
7.5 Лечебно-оздоровительные местности и курорты РБ……………………….49
7.6 Тункинский национальный парк…………………………………………….50
Заключение………………………………………………………………………..56
Список использованной литературы…………………………………………....58
В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
Земли и
земельные участки
На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:
1)предоставление
садоводческих и дачных
2)строительство
автомобильных дорог,
3)движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
4)иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.
Территории
природных парков
Объявление
земель государственным
Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.
Земельные
участки, находящиеся
в государственной
и муниципальной собственности
в пределах особо охраняемых
природных территорий, ограничиваются
в обороте. Эти земельные
Однако в п. 5 ст.
95 ЗК РФ допускается
В составе земель особо охраняемых природных территорий выделяются земельные участки частичного хозяйственного использования, на которых разрешено осуществлять хозяйственную и иную деятельность с соблюдением установленных ограничений. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривает выделение таких участков только на территориях государственных природных заповедников. На территориях национальных парков, природных парков, дендрологических парков и ботанических садов такие земельные участки не выделяются. На этих территориях выделяются лишь функциональные зоны. Федеральные законы также не содержат требований о выделении участков частичного хозяйственного использования на территориях государственных природных заказников.
Все виды особо охраняемых природных территорий учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
2.1 Земли государственных природных заповедников
Государственные природные заповедники являются высшей формой особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
Территории природных заповедников навсегда изымаются из хозяйственного использования и не подлежат дальнейшему изъятию для каких-либо иных целей. Земли государственных заповедников находятся в федеральной собственности и предоставляются им на праве постоянного (бессрочного) пользования. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. Они образуются на основании постановлений Правительства РФ по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ. Каждый конкретный государственный природный заповедник в силу природных особенностей действует на основании индивидуального Положения о нем, утверждаемого государственным органом, во введении которого находится заповедник.
В пределах территории (акватории) государственных природных заповедников, запрещаются:
• электропередач и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедников;
• нахождение, проход и
проезд посторонних лиц и
автотранспорта вне дорог и водных путей
общего пользования;
Передача в аренду или иное использование земель, вод и других природных ресурсов территорий заповедников законодательством запрещается.
Лишь на некоторых участках заповедников и только в том порядке, который определен Положением о данном конкретном заповеднике, могут быть разрешены:
• организация подсобных
сельских хозяйств для обеспечения
сотрудников заповедника и
• организация
и устройство экскурсионных
экологических
маршрутов;
• размещение
музеев природы заповедника,
в том числе с
экспозицией под открытым небом.
Отстрел и отлов животных и птиц может быть разрешен только в научных или регуляционных целях и только по письменным разрешениям компетентных органов.
Пребывание граждан на территории заповедников может быть допущено только по специальным разрешениям этих же органов.
По периметру территорий заповедников устанавливаются охранные зоны. Их размеры и режим использования определяются в каждом случае Положением о конкретном заповеднике. Эти зоны, в зависимости от целевого назначения, бывают двух видов:
1) буферная зона, режим
которой направлен на
2) зона ограниченной хозяйственной деятельности (биосферный полигон), в пределах которой осуществляются прикладные научные исследования и иная деятельность, соответствующая целям заповедника.
Указанные охранные зоны не изымаются из состава земель тех субъектов, на территории которых они образованы, но их права в части хозяйственного использования ограничены в той степени, в какой это достаточно для обеспечения нормального функционирования заповедника.
2.2.Земли национальных парков
Национальные парки представляют собой природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Они полностью изымаются из хозяйственного использования и передаются в бессрочное пользование администрации соответствующих природных (национальных) парков как юридических лиц.
Национальные парки
объявляются (образуются) в соответствии
с постановлениями
Национальные парки
являются самостоятельными юридическими лицами и состоят на государственном
бюджете. Во главе его стоит директор,
назначаемый органом, в ведении которого
находится национальный парк.
Для правового режима
всех национальных и природных парков
действует одно общее правило: на
их территории запрещается хозяйственная и иная деятельность,
противоречащая целям и задачам организации
парка либо причиняющая вред окружающей
природной среде, однако, исходя из
особенностей природного, историко-культурного,
специального и иного
характера, Положением о конкретном парке
может быть установлен
дифференцированный режим охраны и использования
его территории, в
соответствии с которым, на территории
парка могут быть выделены различные функциональные
зоны, в том числе:
Помимо указанных
В соответствии с постановлением правительства РФ от 26 января 2007 г. N 47 утверждены правила подготовки и заключения договора аренды земельного участка национального парка.
Правилами установлено, что объектом договора аренды земельного участка может быть земельный участок, расположенный в границах одной из следующих функциональных зон национального парка:
Информация о работе Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий