Правовой режим земель водного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание работы

Одним из важнейших прав человека, провозглашённых Конституцией России, является право на благоприятную окружающую среду. Однако осуществить это право становится всё труднее, а глобальная проблема загрязнения и истощения природных ресурсов приобретает в нашей стране особенно острые формы. Причины тому кроются в сохранившемся до сих пор потребительском отношении к природе.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………...3
1. Понятие и значение водных объектов……………………………………… ………...5
2. Понятие земель водного фонда и порядок их использования ………………………7
3. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы…………………………….14
4.Особенности правового режима отдельных видов земель водного фонда………..21
4.1 Земли отдельных разновидностей водотоков и водоёмов..................................... 22
4.2 Земли морских вод......................................................................................................27
4.3 Земли особых климатических условий.....................................................................29
4.4 Земли водохозяйственных объектов..........................................................................32
4.5 Земли международных вод.........................................................................................35
5. Вопросы юридической ответственности за нарушение правового режима земель водного фонда……………………………………………………………………………39
6. Зарубежный опыт правового регулирования земельных и водных отношений….45
Заключение……………………………………………………………………………….46
Список использованных источников…………………………………………………...47

Файлы: 1 файл

ККР по праву.docx

— 88.35 Кб (Скачать файл)

Ледники, снежники, многолетняя  мерзлота, ледниковые формы рельефа  и водоёмов   концентрируются   в       зонах   высотной   поясности,   т.е.    в   горах.

Специфические водные системы  гор состоят из многих элементов: источники, водопады, ручьи, реки, озёра  и даже болота.

Горные области России не имеют своей особой категории земель и разделены между различными категориями. Горные массивы могут принадлежать к землям особо охраняемых территорий и объектов (на русско-грузинской границе находится целая полоса заповедников и национальных парков), а также к землям запаса и лесного фонда.

 

4.4 Земли водохозяйственных объектов

Согласно части 2, ст. 102 ЗК РФ, «земли водного фонда могут  использоваться для строительства  и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения  в питьевой воде, бытовых, оздоровительных  и других потребностей населения, а  также для водохозяйственных, сельскохозяйственных,

природоохранных, промышленных рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных  нужд при соблюдении установленных  требований». Водохозяйственные объекты, включая и гидротехнические сооружения, могут находиться на землях поверхностных  и морских вод, а также на землях с особыми климатическими условиями. При этом земли водохозяйственных  сооружений могут быть сопряжены  с международными водами. Однако, находящиеся  под ними земли независимо от вида близлежащих водных объектов могут  быть выделены в отдельную разновидность  земель водного фонда, «перекрещивающуюся» с другими, уже выделенными нами по несколько другим признакам, разновидностями. Как бы земли водохозяйственных объектов ни «перекрывали» другие разновидности земель водного фонда, они, всё же, заслуживают отдельного рассмотрения, неотъемлемого от анализа режима самих водохозяйственных объектов.

Всего в России эксплуатируется  более 65 тыс. отдельных ГТС и их комплексов. Из них 36 тыс. водозаборных и сбросных сооружений, около 10 тыс. километров защитных дамб и водооградительных валов, 29 тыс. водохранилищ, прудов, накопителей жидких отходов с напорными ГТС. В государственной собственности находится пятая часть от общего количества сооружений, более половины переданы в частные руки (АО и прочие частные компании), 8% не имеют собственника вообще. Бесхозность и неэффективность существующих собственников, а также неравномерная ведомственная принадлежность привели российский гидротехнический фонд к плачевным последствиям. Аварийность российских ГТС в 2,5 раза превышает среднемировой показатель. К числу основных предпосылок высокой аварийности можно отнести дефекты при строительстве, неправильная оценка гидрологической обстановки, ошибки при проектировании.

Закон «о мелиорации земель»  определяет и применяет такие  понятия, как мелиорация земель, мелиоративные  мероприятия, мелиорируемые земли, мелиорированные земли, мелиоративные  системы, (ст.2 «Основные понятия»). Мелиорация земель (от латинского «улучшение») - коренное улучшение земель путём              проведения       гидротехнических,        культурных,       химических, противоэрозионных, агромелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий. Сами мелиоративные системы — комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающие создание оптимального водного, воздушного, теплового и питательных режимов почв на мелиорированных землях. Мелиорированные земли-земли, где уже проведены мелиоративные мероприятия, мелиорируемые земли, земли, недостаточное плодородие которых улучшается с помощью осуществления мелиоративных мероприятий15.

Закон «О безопасности гидротехнических сооружений» довольно странно определяет понятие ГТС (ст.З «Основные понятия»). Под ними он подразумевает « плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъёмники; сооружения, предназначенные  для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и  дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов  промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройств от размыва  на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования  водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов».

К сожалению, в настоящее  время по причине, как внутреннего  несовершенства, так и правового  нигилизма, применение названного закона весьма       затруднено.      

Превращение бассейнов крупнейших рек в цепь водохранилищ привело  к нарушению целостности бассейновых  экосистем, размыву берегов и  русел, переформированию речных и озёрных  долин. Но негативные последствия выступают  и в других формах: заиление почвы, временное затопление прежних сухих  земель, подъём или падение грунтовых вод, изменение ледовой обстановки, смене флоры и фауны. Многие вредные последствия должны учитываться в проектах строительства ГТС и водохранилищ. В разрабатываемые проекты целесообразно включать имущественные и денежные компенсации землепользователям, но если из-за них стоимость проекта будет выше, чем выгода от его реализации, а негативные последствия будут слишком внушительны, чтобы их назвали побочными, то предложение о строительстве ГТС и образование водоёма при нём будет справедливо отклонено. В основном, проекты строительства предусматривали перемену земельных и водных прав причастных лиц лишь явочным порядком, не заботясь о надлежащим оформлении. Это объясняется отсутствием должных требований водного законодательства.

В бывшем СССР была единая система  водного хозяйства - ЕВХС. Затем она была поделена между странами СНГ и Балтии. В настоящее время российская государственная граница проходит по одной тысяче трансграничных водных объектов, включая и искусственные. Многие из них только недавно стали трансграничными. Гидротехническое использование этих водоёмов и водотоков, влекущее за собой и антропогенное воздействие на подстилающие земли, совершенно не регламентируется в двух рассматриваемых нами законах. Главный водный закон - Водный кодекс - в этих вопросах также немногословен.

 

4.5 Земли международных вод

Земли водных объектов в  международном речном праве Международное  речное право - это совокупность норм, определяющих статус находящихся на территории двух и более государств водотоков и водоёмов естественного и искусственного происхождения. Главный источник международного речного права - ратифицированная Россией Хельсинкская Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озёр 1992г. Международное речное право регулирует общественные отношения по исследованию, охране, использованию международных неморских вод.

Общее количество трансграничных водных объектов на границах России - около одной тысячи. При этом общая протяжённость речной границы России-7141 км, а по озёрам тянется 4775 км границы.

Международное речное право  регулирует сферу довольно важных межгосударственных отношений, участники которых имеют  и экологические интересы. Договорённости по трансграничным водотокам и водоёмам предусматривают охрану «ландшафта». Почва же является «несущей конструкцией»  такового.

С землями международных  водных объектов связана проблематика установления границы по этим водоёмам и водотокам. Данный узкий вопрос был когда-то хорошо изучен зарубежным специалистом по морскому и международному речному праву Д.Коломбосом.

«Свобода судоходства» - краеугольный камень международного речного  права. Свобода судоходства, в принципе, влияет и на характер использования  земель, причём сам этот принцип, в  какой-то мере, реализован даже, по свидетельству  Коломбоса3, в отношении озёр, имеющих  выход к морю. Владелец берегов  не может прямо или косвенно препятствовать свободному передвижению по реке    судов кого-либо государства. Проблематика свободы судоходства по международным неморским водам заслуживает отдельного изучения, но связанная с ней оптимизация навигационных условий - создание глубоководных путей с гарантированными глубинами - не может не происходить на землях водного фонда или их аналогах.

В рамках строительства «общеевропейского  дома», начало которому было положено во второй половине XX века, в Европе происходит создание единой крупногабаритной системы водных путей, выходящих  на омывающие континент моря: Средиземное, Балтийское, Чёрное, Северное. В неё  вошли старейшие «свободные»  реки и озёра континента, а также  многочисленные искусственные водные объекты: водохранилища, обводные, боковые, соединительные каналы. Таким образом, произошло расширение сферы международного речного права, смыкание её с морским  правом.

Международные реки - важнейший, но не единственный институт международного речного права. Он берёт своё начало со средних веков, но получил интенсивное  развитие в 19-20 вв. Исторически международные  реки делятся на открытые только для  стран бассейна, или же свободные  ещё и для третьих государств. Для специалистов по экологическому праву поучителен пример Рейнского  бассейна - важнейшего источника для  водоснабжения, гидроэнергетики, главной  транспортной артерии Западной Европы. Рейн - самая загруженная судоходная река в мире, в её бассейне находятся Германия, Франция, Австрия, Швейцария, Лихтенштейн, Нидерланды и Люксембург.

В настоящее время в  мире около 100 крупнейших озёр являются пограничными, причём самое большое  из них Каспийское море-озеро. Каспий, Арал и ряд других пограничных  водоёмов находятся на территории СНГ, однако правовая доктрина этих молодых  государств далека от разносторонней разработки темы пограничных озёр. По ряду международных озёр до сих  пор отсутствуют соглашения по правовой охране этих зачастую уникальных природных  объектов.

Каспийское море-озёро  по существу представляет собой величайший в мире замкнутый слабосолёный водоём на границе между Европой и  Азией. В этот бессточный водоём впадает 600 рек, включая и такие крупные, как Волга, Урал, Терек. Сложный природный характер водоёма сообщает значительную сложность его правовому режиму.

Экономика прикаспийских  субъектов Российской федерации  зависит от изменчивости вод Каспийского  моря.

В бассейне Чёрного моря находятся 7 государств, хозяйственная  активность которых в последние 40 лет сопровождалась интенсивным  загрязнением моря.

Международные соглашения по Балтийскому и Чёрному морям  в принципе должны распространяться и на полуморские водоёмы, по которым  проходят границы государств бассейна. К числу последних принадлежит  питающееся речным стоком Кубани и  Дона отчасти пресноводное Азовское море, поделённое между Россией и  Украиной. Оно удобно для рекреации  и важно для рыбного промысла. Окружённое лиманами и лиманными  озёрами, Азовское море само долгое время  считалось опреснённым заливом Чёрного моря.

В России и Белоруссии, т.е. в пределах стран СНГ, Балтийская гряда далеко не всегда считается  землёй водного фонда, но доля этой категории должна быть существенной. Здесь, как и в некоторых других природных поясах, земли водного  фонда могут быть включены в Паневропейскую Экологическую Сеть (ПЭС). Гибкое Европейское право не знает такого понятия, как земли водного фонда, но это не должно мешать данной категории земель играть роль «экологического моста». Концептуально в ПЭС входят четыре структурных элемента: территории ключевых экосистем («ядра»), экологических коридоров («связок»), буферных зон, а также восстанавливающихся территорий. Если ядрами ПЭС будут, скорее всего, особо охраняемые территории, то буферные зоны и экологические коридоры-связки вполне могут быть водоохранными зонами водотоков и водоёмов, поле- и почвозащитными полосами, водно-болотными угодьями на маршрутах перелётных птиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. ВОПРОСЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ВОДНОГО ФОНДА

 

В рамках действующего российского  законодательства в целом небольшие  по площади и различные по видам  земли водного фонда пока не являются тем благом и ресурсом, к охране которого предъявлялись бы специальные, отличные от других требования. Этого  нельзя сказать о водоохранных и санитарных зонах, состоящих из различных по жёсткости полос (включая прибрежные защитные полосы). Однако таковые зоны и полосы не всегда находятся только на землях водного фонда. Они могут быть вовсе за пределами земель водного фонда, или же охватывать участки земель водного фонда вместе с землями лесного фонда, а также поселений. Из отсутствия специальных требований к охране земель водного фонда вытекает то обстоятельство, что в административном и уголовном законодательстве, карающем за нарушение экологических норм, не применяется термин « земли водного фонда». Во-первых, это связано с тем, что земли водного фонда воспринимаются как принадлежность водных ресурсов нашей страны, относительно которых существует немало юридических требований, как бы «перекрывающих» установки по включаемым в водные объекты земли; во-вторых, предусмотренные Земельным кодексом категории земельного фонда вообще слабо прослеживаются как предмет уголовных преступлений и административных проступков в конкретных статьях УК РФ.

Теперь рассмотрим отдельные  составы преступлений, гипотетически  касающихся земель водного фонда. К  их числу относятся составы, указанные  в ст.250, 252,254, 256, 258, 259 Уголовного кодекса РФ.

Информация о работе Правовой режим земель водного фонда