Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:03, курсовая работа
Анализ проблем, связанных с эффективным использованием земельных ресурсов в Республике Беларусь аграрной реформы, будет происходить через толкование норм материальных и процессуальных отраслей права (метод исследования).
Представляется необходимым решение следующих задач:
1) определить состав земель Республики Беларусь;
2) провести анализ правовых норм по определению категорий земель;
3) исследовать процесс распределения земель Республики Беларусь по категориям и видам на современном этапе развития;
Введение
1. Состав земель Республики Беларусь. Распределение земель Республики Беларусь по категориям
2. Общая характеристика управления в области охраны и использования земель
3. Функции государственного управления землями и их характеристика
Заключение
Список использованной литературы
Специальное государственное управление землями осуществляется на республиканском и местном уровне.
На республиканском уровне его осуществлял Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь. Специальный орган государственного управления по регулированию земельных отношений был создан в 1991 году для подготовки и проведения земельной реформы. В настоящее время этот Комитет несколько изменен и реорганизован в Комитет по имуществу Республики Беларусь.
В настоящее время задачами Комитета по имуществу в области управления землями являются реализация функций государственного регулирования в области земельных отношений, охраны и рационального использования земель, и проведение единой государственной политики в этой области.
На местном уровне специальное государственное управление землями осуществляет землеустроительная служба, которая создается при местных исполнительных и распорядительных органах и которая составляет с Комитетом по имуществу Республики Беларусь. Комитет осуществляет методическое руководство деятельностью землеустроительных служб исполнительных и распорядительных органов.
Органы специальной компетенции подотчетны исполнительным и распорядительным органам общей компетенции. Ведомственное управление землями осуществляют различные министерства и ведомства, в чьем ведении находятся предприятия и организации, использующие земли различного целевого назначения.
Анализируя государственное управление в области охраны и использования земель следует указать полномочия, которыми закон наделяет должностных лиц в этой области государственного управления. Так, ст. 91 Кодекса Республики Беларусь о земле определяет, что должностные лица, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, в соответствии с их компетенцией имеют право:
- беспрепятственно посещать при предъявлении служебного удостоверения земельные участки и знакомиться с землеустроительной документацией и иными документами, необходимыми для осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель;
- получать от землепользователей объяснения по фактам нарушения законодательства об охране и использовании земель;
- вносить в установленном порядке предложения о приостановлении проведения проектно-изыскательских, строительных работ, мелиоративных мероприятий и иных работ, осуществляемых без документов, удостоверяющих права на соответствующие земельные участки, или с иными нарушениями законодательства об охране и использовании земель, об установлении ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов, о прекращении прав на земельные участки по основаниям, предусмотренным действующим законодательством;
- составлять по результатам проверок соблюдения землепользователями законодательства об охране и использовании земель акты проверок, протоколы об административных правонарушениях в области охраны и использования земель, выдавать обязательные для выполнения предписания по устранению допущенных нарушений законодательства об охране и использовании земель;
- представлять в установленном порядке материалы о проведенных проверках, другие документы в соответствующие государственные органы, а также иным юридическим лицам для решения вопроса о привлечении к ответственности лиц, нарушивших законодательство об охране и использовании земель;
- осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством.
При этом, действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, могут быть обжалованы в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу этого органа и (или) в суд.
Управление земельным фондом является сферой изучения многих наук. Отношения по управлению земельным фондом носят государственно-властный характер, поэтому их нередко относят к сфере административного права. В условиях административно-командной системы прерогатива отдавалась нормам административного права. Практика доказала нежизненность командно-административных методов регулирования, что привело к негативным явлениям и в области земельных отношений (разбазариванию земель, существенному сокращению пахотных площадей, общему ухудшению условий хозяйствования).
Управление земельным фондом в рамках только административного права функционировать не может [15, с.79].
Административное право и правовое регулирование управления - неоднозначные понятия. Управление земельным фондом основывается на особых функциях, находящих проявление в режиме отдельных категорий земель. Оно имеет свое содержание, отличное от содержания административного управления.
Управление земельным фондом имеет свой особый объект - землю [21, с.6].
Административное право имеет своим предметом управление по отраслям народного хозяйства, управление земельным фондом одновременно, хотя и может быть отнесено к нескольким отраслям, но выходит за пределы каждой из них. В юридической литературе сделана попытка компромисса - утверждается, что управление земельным фондом как определенная часть государственного управления в целом одновременно входит в системы административного и земельного права. При этом административное право охватывает вопросы построения системы, внутреннюю структуру, формы и методы работы органов управления и ряд других.
Организация управления всегда составляла центр, ядро административного права. В условиях, когда государство являлось единственным собственником земли, оно установило и административно-правовую форму управления (распоряжения) ею.
В условиях реформирования системы управления земельным фондом наметилась тенденция постепенного отхода от административных методов, хотя полностью исключить их в нынешних условиях нельзя.
Расширился объем управленческих полномочий (установление прав на землю, регистрация земельной недвижимости и сделок с нею, распространение информации о земельной собственности, землевладении и землепользовании, оценка и определение стоимости земли).
Управление земельным фондом может быть государственным и внутрихозяйственным. Это - две взаимосвязанные стороны единого процесса управления земельным фондом, осуществляемого и на общегосударственном уровне, и конкретными владельцами (пользователями) земли. Внутрихозяйственное управление землей предполагает организацию рационального использования и охрану земель собственниками, владельцами и пользователями. Порядок и условия такой деятельности устанавливаются государством.
Таким образом, управление земельным фондом - важнейшая составная часть социального управления в обществе в целом. Цель управления земельным фондом состоит в организации рационального, эффективного использования земель и их охраны.
Объектом управления является деятельность в сфере землевладения, землепользования и охраны земель. До недавнего времени управление определялось как “непосредственное заведывание землей”. При этом подчеркивалось, что оно осуществляется специально уполномоченными органами, в основе правоохранительной деятельности которых лежит государственное принуждение.
В земельном праве управление земельным фондом рассматривается в нескольких аспектах.
Как самостоятельный институт - это совокупность норм, устанавливающих порядок учета земель и ведения земельного кадастра; мониторинг земель; проведение землеустройства и планировки земель населенных пунктов; осуществление контроля за использованием земель; воспроизводство земельных ресурсов; разрешение земельных споров [17, с. 190].
Этот самостоятельный правовой институт включает две группы норм: материальные и процессуальные. Материальная группа норм регламентирует права и обязанности организаций и граждан, участвующих в управлении. Процессуальная группа норм определяет порядок возникновения, изменения и прекращения этих прав и обязанностей. Без наличия процессуальной формы материальное содержание управления земельным фондом не имело бы средств реализации.
Управление земельным фондом - это подзаконная исполнительно-распорядительная деятельность органов государства, направленная на организацию рационального использования и охрану земель [21, с. 7].
Наконец, управление состоит в выполнении соответствующими органами управленческих функций.
3. Функции государственного управления землями и их характеристика
Содержание государственного управления землями составляют функции управления, т.е. виды деятельности, необходимые для организации рационального использования и охраны земель. Вид и характер этих функций определяются социально-экономическими и научно-техническими требованиями, предъявляемым к организации рационального использования и охраны земель. Права и обязанности соответствующих органов управления по осуществлению этих функций определяют их компетенцию в области управления использованием и охраной земель [16, ст. 40].
К функциям управления землями относятся следующие [15, с.79]:
1) планирование и прогнозирование использования и охраны земель;
2) распределение и перераспределение земель;
3) учет земель и ведение государственного земельного кадастра;
4) землеустройство;
5) мониторинг земель;
6) государственный контроль за использованием и охраной земель;
7) разрешение земельных споров.
Первая из функций такого управления - планирование и прогнозирование использования и охраны земель - является главнейшей по своему значению, поскольку позволяет государственным органам вовремя реагировать на изменения мировых тенденций в области земельно-собственнических отношений, определять характер правоотношений государства и других субъектов права по поводу земельных отношений.
Кроме того, на результатах такой деятельности строится вся политика государственных органов при осуществлении других своих функций в области охраны и использования земельных ресурсов, решаются вопросы распределения и перераспределения земель как по категориям собственников, так и по видам и категориям земель [23, с. 96].
Распределение и перераспределение земель является важнейшей функцией государственного управления землями, в процессе которой определяется правовой режим земель. Под распределением и перераспределением земель понимается совокупность действий государственных органов, направленных на возникновение, изменение и прекращение права собственности на землю, права землевладения и права землепользования, определяющие их юридическую судьбу.
При этом такая функция государственного управления в области использования и охраны земель включает в себя следующие мероприятия [23, с. 96]:
- передача земельных участков в собственность;
- предоставление земельных участков во временное владение и пользование;
- изъятие земельных участков для государственных и общественных нужд.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 апреля 1993г. “О государственных кадастрах природных ресурсов” государственный земельный кадастр является разновидностью природоресурсовых кадастров.
Земельный кадастр появился одновременно с возникновением государства и развитием системы налогообложения земель как источника дохода. В процессе ведения земельного кадастра осуществляются организационно - правовые мероприятия по изучению, учету, описанию и экономической оценке земель [12, п. 3.12].
Земельный кадастр представляет собой свод систематизированных и достоверных данных обо всех землях Республики Беларусь, как используемых, так и неиспользуемых. Как общегосударственная система учета и оценки земель государственный земельный кадастр базируется на следующих основных принципах:
1) единство системы земельного кадастра;
2) полнота сведений земельного кадастра;
3) достоверность сведений земельного кадастра;
4) непрерывность ведения земельного кадастра;
5) совместимость и сопоставимость земельно-кадастровой информации с данными других природноресурсовых кадастров.
Как природноресурсовый кадастр государственный земельный кадастр представляет собой совокупность сведений и документов о правовом положении, природном состоянии и хозяйственном использовании земель. Земельный кадастр является единственным официальным источником сведений о земле, которые используются при осуществлении других функций управления землями.
Содержание земельного кадастра определяется ст. 84 Кодекса Республики Беларусь о земле и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1991г. “О порядке ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель”.
На основании этих документов земельный кадастр включает 4 элемента:
данные о распределении земель по субъектам и объектам на основании регистрации прав на земельный участки;
данные о распределении земель по категориям на основании их фактического состояния и использования (государственный учет земли);
данные о качественном состоянии земель в зависимости от их естественно-природных свойств.;