Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 12:03, курсовая работа
Анализ проблем, связанных с эффективным использованием земельных ресурсов в Республике Беларусь аграрной реформы, будет происходить через толкование норм материальных и процессуальных отраслей права (метод исследования).
Представляется необходимым решение следующих задач:
1) определить состав земель Республики Беларусь;
2) провести анализ правовых норм по определению категорий земель;
3) исследовать процесс распределения земель Республики Беларусь по категориям и видам на современном этапе развития;
Введение
1. Состав земель Республики Беларусь. Распределение земель Республики Беларусь по категориям
2. Общая характеристика управления в области охраны и использования земель
3. Функции государственного управления землями и их характеристика
Заключение
Список использованной литературы
данные о экономической оценке земель как средства производства и пространственного базиса [23, с. 97].
Государственный земельный кадастр состоит из:
- единого реестра административно-
- единого государственного регистра недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
- реестра цен на земельные участки;
- регистра стоимости земельных участков;
- реестра земельных ресурсов Республики Беларусь.
Все земельно-кадастровые сведения документируются по единым для Республики Беларусь формам (в текстовом, графическом и электронном виде). Организация проведения мониторинга земель осуществляется Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь за счет средств республиканского бюджета (ст. 83 Кодекса Республики Беларусь о земле).
Земельно-кадастровая документация ведется на всех уровнях управления землями и включает:
* первичные документы на земли, находящиеся во владении, пользовании и собственности;
* государственные земельно-кадастровые книги земель, находящиеся в ведении сельских, поселковых исполнительных и распорядительных органов:
* государственные земельно-кадастровые книги, города;
* государственный земельный кадастр области, города Минска;
* государственный земельный кадастр республики.
Основной документ - земельно-кадастровая книга со вставными листами. Земельный кадастр ведется территориальными кадастровыми органами или землеустроительной службой местных исполнительных распорядительных органов в соответствии с кадастровым делением территории Республики Беларусь.
Земельный кадастр предназначен для реализации земельного законодательства, регулирования земельных отношений, обеспечения рационального использования земельных ресурсов, поэтому он является необходимым элементом на всех этапах государственного управления землями.
Сведения государственного земельного кадастра носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством к государственным секретам и информации, распространение которой ограничено в целях защиты прав и защищаемых законом интересов граждан.
Исчерпывающие перечни документов, необходимых для получения гражданами сведений государственного земельного кадастра, определяются законами, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Перечни документов, необходимых для получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями сведений государственного земельного кадастра, определяются Советом Министров Республики Беларусь.
Кроме ведения государственного земельного кадастра в Республике Беларусь предусмотрены и мероприятия по землеустройству, что также можно отнести к функциям органов государственной власти в области охраны и использования земель [16, ст. 55].
Землеустройство включает в себя:
- разработку проектов региональных схем
использования и охраны земельных ресурсов,
схем землеустройства административно-
- разработку проектов межхозяйственного землеустройства, в том числе проектов отвода земельных участков, оформление технической документации и установление (восстановление) на местности границ объектов землеустройства;
- разработку проектов внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных организаций, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, проектов организации и устройства территорий населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, особо охраняемых природных территорий и иных территориальных единиц;
- разработку рабочих проектов по рекультивации земель, земельных контуров, защите почв от эрозии и иных вредных воздействий, сохранению и повышению плодородия почв и иных полезных свойств земель, а также других проектов, связанных с охраной и улучшением земель;
- проведение инвентаризации земель, систематическое выявление неиспользуемых или используемых не по целевому назначению земель;
- проведение геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий, осуществляемых для целей землеустройства, составление кадастровых и иных тематических карт (планов) и атласов состояния и использования земельных ресурсов;
- авторский надзор за реализацией схем и проектов землеустройства;
- осуществление землеустроительных мероприятий при проведении мониторинга земель, ведении государственного земельного кадастра, в том числе при проведении кадастровой оценки земель, земельных участков, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель;
- выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также разработку и модернизацию аппаратно-программного комплекса (программного обеспечения), необходимых для осуществления землеустроительных мероприятий;
- подготовку землеустроительных материалов по разрешению земельных споров.
Порядок проведения землеустройства устанавливается Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь [5, ст. 78].
Мониторинг земель является видом мониторинга окружающей среды.
Объектом мониторинга земель являются земли Республики Беларусь.
Организация проведения мониторинга земель осуществляется Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь за счет средств республиканского бюджета.
Порядок проведения мониторинга земель и использования его данных устанавливается Советом Министров Республики Беларусь [5, ст. 83].
Задачи мониторинга - выявление изменений в земельном фонде, оценка этих изменений и их последствий, обеспечение собственников, владельцев, пользователей земли, контрольных органов данными о земле, выработка рекомендаций для устранения негативных последствий хозяйственной деятельности [15, с.80].
Объектом мониторинга земель являются все земли Республики Беларусь. Он осуществляется за счет средств республиканского бюджета, и порядок осуществления мониторинга земель устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь.
Как и земельный кадастр, мониторинг предназначен для:
- обеспечения Советов депутатов, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций и граждан сведениями о земле;
- обоснования размеров платы за землю;
- оценки хозяйственной деятельности;
- осуществления других мероприятий, связанных с использованием земель [23, с. 99].
Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется в целях соблюдения всеми гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами установленного порядка пользования землями, земельными участками, а также иных правил и норм, предусмотренных законодательством об охране и использовании земель.
Государственный контроль за использованием и охраной земель осуществляется Государственным комитетом по имуществу Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и их территориальными органами, иными государственными органами, должностными лицами в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства.
Порядок осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель устанавливается Советом Министров Республики Беларусь [5, ст. 90].
Рассмотрение земельных споров также является одной из функций государственного управления в области охраны и использования земельных ресурсов [23, с. 104].
Земельные споры, разрешаются преимущественно областным, Минским городским, городским (города областного подчинения), районным, сельским, поселковым исполнительным комитетом в соответствии с его компетенцией и (или) в судебном порядке.
Земельные споры, связанные с правом частной собственности на земельные участки, с наследованием земельных участков, споры между лицами, имеющими капитальные строения (здания, сооружения) в общей собственности, и споры, связанные с возмещением убытков, разрешаются в судебном порядке [5, ст. 92].
Земельные споры рассматриваются областными, Минским городским, городскими (городов областного подчинения), районными, сельскими, поселковыми исполнительными комитетами по заявлению одной из заинтересованных сторон. Земельный спор рассматривается в присутствии заинтересованных сторон (их представителей), а также лиц, в интересах которых установлены ограничения (обременения) прав на земельный участок, в том числе земельный сервитут, и иных заинтересованных лиц. Заинтересованные стороны и лица должны быть уведомлены о времени и месте рассмотрения земельного спора не позднее чем за три дня до его рассмотрения.
Порядок рассмотрения земельных споров определен на законодательном уровне, что свидетельствует о важности регулирования и этого вопроса в области государственного управления охраны и использования земельных ресурсов.
Областной, Минский городской, городской (города областного подчинения), районный, сельский, поселковый исполнительный комитет, рассматривающий земельный спор, принимает решение, предусматривающее порядок его исполнения и меры по обеспечению восстановления нарушенных прав землепользователей, которое не позднее пяти рабочих дней направляется каждой из сторон, участвовавших в земельном споре.
Таким образом, государственные органы занимают ведущее место в управлении земельным фондом. При этом, с целью наиболее эффективного управления земельными ресурсами страны - эти органы призваны выполнять ряд вышеперечисленных функций. Для этого, на законодательном уровне выстроена стройная система из органов государственной власти (как местных, так и государственных - вплоть до Президента Республики Беларусь), которые в рамках своих полномочий выполняют определенные законом функции. Здесь можно отметить деятельность как специализированных государственных органов, так и органов общей юрисдикции [15, с.80].
Государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь, иные специально уполномоченные республиканские органы государственного управления, областные, Минский городской, городские (городов областного подчинения), районные, сельские, поселковые исполнительные комитеты в соответствии с их компетенцией, предусмотренной настоящим Кодексом и иными актами законодательства [5, ст. 23].
Государственное управление землями - это урегулированная нормами права исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов по организации рационального использования и охраны земель.
Строгое правовое определение такой деятельности государства свидетельствует о том огромном внимании, которое государство в лице государственных органов уделяет обеспечению наиболее рационального и эффективного использования земельных ресурсов государства.
Статус земли в обществе как всеобщего условия труда и средства производства и иной социальной деятельности объективно определяет такой принцип земельного права, как государственное управление землями. В подтверждение этих слов действует и развитая, четко определенная, система органов государственной власти.
Заключение
В соответствии со ст. 6 Кодекса Республики Беларусь о земле земли Республики Беларусь делятся на следующие категории:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов;
- земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;
- земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
При этом, земли, земельные участки распределяются по указанным категориям в зависимости от их основного целевого назначения и определенного в соответствии с законодательством правового режима их использования и охраны.
Здесь следует сказать, что структура земельного фонда Республики Беларусь не является оригинальной. Анализируя нормы земельного права иностранных государств, следует признать, что таковая структура встречается и в России, Украине, Казахстане, других государствах бывшего СССР, что, надо думать свидетельствует о некоторой оправданности такого деления, его универсальности.
Распределение земельного фонда Республики Беларусь по видам и категориям проводится исключительно органами государственной власти. При этом, данные о таком перераспределении (переходе земель из одной категории в другую) в органы центральной власти передаются местными исполнительными и распорядительными органами, которые имеют определенные полномочия по решению таких вопросов.
С целью наиболее эффективного регулирования в области охраны и использования земли органы государственной власти наделены рядом властных полномочий для выполнения возложенных на них соответствующих функций.