Предмет и система земельного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 09:51, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение земельных правоотношений.
Задачами работы являются:
- изучение понятия земельные правоотношения,
- изучение видов земельных правоотношений,
- изучение объекта и субъектов земельных правоотношений.

Содержание работы

Введение 3
1.1 Система земельного права. Общая часть. 5
1.2. Система земельного права. Особенная часть. 9
2.1 Понятие и классификация принципов земельного законодательства. 13
2.2. Классификация принципов земельного права 14
2.3 Основные принципы земельного права. 16
3.1. Предмет земельного права.. 28
4.1. Метод земельного права. 32
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

предмет и система земельного права.doc

— 528.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Окружающая природная  среда состоит из взаимосвязанных  и взаимообусловленных компонентов, главным из которых является земля. Термин «земля» многофанен. Он может обозначать земной шар, нашу планету как космический объект и часть мирового пространства. В этом смысле земля выступает объектом международного космического права. Земля может рассматриваться как среда обитания человека, включающая земную и воздушную оболочку земного шара, его недра, поверхность и ландшафт, животный и растительный мир.

В классическом имущественном  обороте главной вещью всегда признается земля (земельный участок), а принадлежностью - расположенные  на ней объекты, включая и недвижимость (которая при отчуждении по общему правилу должна, таким образом, следовать судьбе главной вещи). В условиях признания исключительной собственности государства на землю в отечественном правопорядке главным объектом стали считаться расположенные на земле здания, сооружения и тому подобные объекты, за которыми в случае их отчуждения автоматически следовало право землепользования. Признание и развитие частной собственности на землю должно влечь возврат к традиционному подходу, при котором отчуждатель и приобретатель объекта недвижимости будут прежде всего решать вопрос о судьбе земли, на которой он расположен.

Актуальность работы состоит в том, что место каждого элемента в системе земельного права определяется не произвольно, а диктуется его значением и конкретной ролью в этой системе.

Принято различать систему отрасли права и систему науки, учебной дисциплины и отрасли законодательства.

Под системой земельного права как отрасли права следует  понимать научно обоснованную последовательность расположения институтов и образующих их норм в зависимости от их значимости, роли и содержания, обусловленного характером регулируемых общественных отношений.

Система отрасли права  складывается не случайно, а исторически (в известной степени, объективно) и обусловливается специфическим  характером регулируемых земельных общественных отношений и их охраны, а также особым методом правового регулирования.

Система земельного права  состоит из Общей и Особенной  частей, каждая из них в свою очередь  состоит из институтов; институты  земельного права состоят из групп  земельно-правовых норм; земельно-правовые нормы имеют свои составные элементы: гипотезы, диспозиции и санкции.

Целью работы является изучение земельных правоотношений.

Задачами работы являются:

- изучение понятия  земельные  правоотношения,

- изучение видов земельных правоотношений,

- изучение объекта   и субъектов земельных правоотношений.

Объектом исследования  являются общественные отношения, возникающие  в  области  возникновения и  прекращения  прав на землю.

Предметом исследования являются нормы отечественного   права, определяющие  основания  возникновения и прекращения  земельных правоотношений.

 

 

       1.1 Система земельного права. Общая часть.

 

      Система  земельного права – это совокупность  правовых институтов, каждый из  которых  состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством. По распространенному правилу в общей теории права институты системы земельного права объединяются в общую и особенную части земельного права.

      Общая часть системы земельного права  – это совокупность правовых норм и положений, относящиеся ко всей отрасли земельного права в целом. Виды правовых институтов Общей части земельного права – институт права собственности на землю; институт государственного управления земельным фондом; институт права пользования землей и охраны прав на землю.

      Институт  права  собственности на землю  предусматривает,  что в Российской Федерации  земля может находиться в государственной,  муниципальной и частной собственности.  Так, согласно ст. 15 Земельного кодекса РФ – собственностью граждан и юридических лиц (частная собственность) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением участков, которые в соответствии с законами не могут находиться в частной собственности.

      Что касается иностранных  граждан, лиц  без гражданства  и иностранных юридических лиц,  то они не могут обладать  на праве собственности земельными  участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральным законодательством.

      В соответствии  со ст. 16 Земельного кодекса   РФ, государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. При этом разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ, а так же Федерального закона РФ "О разграничении государственной собственности на землю".

      Муниципальная собственность  на землю – это земельные  участки, которые признаны таковыми  федеральными законами РФ и  законами субъектов РФ; право  муниципальной собственности, на  которые возникло при разграничении  государственной собственности  на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством РФ. В собственность муниципальных образований могут безвозмездно передавать земли, находящиеся в государственной собственности, в т.ч. за пределами границ муниципальных образований. В г. Москве и г.Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности на землю не передаются. Право муниципальной собственности на земельные участки здесь возникает при передаче земельных участков из собственности г.Москвы и Санкт-Петербурга в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов Российской Федерации

      Государственное  управление земельным фондом  осуществляется посредством специальных  мероприятий, проводимых органами государственной власти Российской Федерации. Одним из таких мероприятий является государственный мониторинг земель, который представляет собой систему наблюдений за состоянием всех земель в Российской Федерации. Основными задачами, которые выполняет государственный мониторинг земель являются:

      1) своевременное  выявление изменений  состояния  земель, оценка этих  изменений,  прогноз и выработка  рекомендаций  о предупреждении  и об устранении  последствий негативных (вредных)  процессов; 

      2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

      3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в Российской Федерации.

      Еще одним методом  управления земельным  фондом  в Российской Федерации является  землеустройство, которое включает  в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (ст. 68 ЗК РФ).3

      Наряду с указанными  мероприятиями по управлению  земельным фондом в Российской  Федерации осуществляется ведение  Государственного земельного кадастра, который представляет собой систематизированный  свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.

      Институт  права пользования землей предусматривает,  что в Российской Федерации  пользование земельными участками  может быть нескольких видов:  постоянное (бессрочное) пользование (ст. 20 ЗК РФ); пожизненное наследуемое владение (ст. 21 ЗК РФ); аренда земельных участков (ст. 22 ЗК РФ); право ограниченного пользования чужим земельным участком – сервитут (ст. 23 ЗК РФ); и безвозмездное срочное пользование (ст. 24 ЗК РФ).

      Институт  охраны прав на землю предусматривает,  что земля в Российской Федерации  охраняется, как основа жизни  и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории. Использование земель в Российской  Федерации должно осуществляться  способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. При этом основными целями охраны земли в Российской Федерации являются, следующие способы:

      1) предотвращение  деградации, загрязнения, захламления,  нарушения земель, других негативных  воздействий хозяйственной деятельности;

      2) обеспечение  улучшения и восстановления  земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

      В целях  охраны земель собственники, землепользователи,  землевладельцы и арендаторы  земельных участков обязаны проводить  соответствующие мероприятия по охране земель, предусмотренные законодательством РФ.

      Контроль  за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель  в Российской Федерации осуществляется  на 4х уровнях:

      1) государственный  земельный надзор – осуществляется специально уполномоченными государственными органами (ст. 71 ЗК РФ);

      2) муниципальный  земельный контроль - осуществляется  органами местного самоуправления  или уполномоченными ими органами (ст. 72 ЗК РФ);

      3) общественный  земельный контроль - осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами (ст. 72 ЗК РФ);

      4) производственный  земельный контроль - осуществляется  собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке ( ст. 73 ЗК РФ)

 

 

       1.2. Система земельного права. Особенная часть.

 

      Особенная  часть складывается из земельно-правовых  институтов, которые определяют правовой режим земель отдельных категорий, выделяемых по основному целевому назначению – соответствующему признаку.

      Особенная  часть земельного права имеет   конкретизирующую функцию. В ней  группируются правовые институты,  определяющие правовой режим отдельных категорий земель. Многие специалисты различают также специальную часть учебного курса земельного права, которая включает порядок рассмотрения разрешения земельных споров и законодательно предписанные виды юридической ответственности за нарушение сложившегося земельного порядка в Российской Федерации и правила их применения.

        Выделяют следующие виды земель  институтов правового режима  Особенной части:4

      1) Институт  земель сельскохозяйственного   назначения - предусматривает особенности регулирования использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, к которым относятся земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Институт земель сельскохозяйственного назначения регулирует особенности использования земель сельскохозяйственного назначения (ст. 78 ЗК РФ) и сельскохозяйственных угодий (ст. 79 ЗК РФ); создание и управление фондом перераспределения земель (ст. 80 ЗК РФ); предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства (ст. 81 ЗК РФ); предоставление земель сельскохозяйственного назначения хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, иным коммерческим организациям, религиозным организациям, казачьим обществам научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (ст. 82 ЗК РФ).

Информация о работе Предмет и система земельного права