Предмет земельного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:23, лекция

Описание работы

Обсуждение предмета и метода земельного права, равно как и дискуссия о самостоятельности земельного права как отрасли российского права ведется уже несколько десятилетий. В отличие от трудового или семейного права, вопрос о самостоятельности которых ставился еще до Октябрьской революции 1917 г., аналогичный вопрос относительно земельного права впервые возник лишь в связи с отменой частной собственности на землю. Гражданским кодексом 1922 г. земля была изъята из гражданского оборота, объявлена исключительной собственностью государства (ст. 21 и 53) и перестала оцениваться в денежном эквиваленте.

Содержание работы

1.понятие земельного права
2.принципы земельного права
3.система земельного права
4.земельные правоотношения
5.источники земельного права

Файлы: 1 файл

земельное право тма1.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ  ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

1.1. Понятие  земельного права и его место 

в системе права  Российской Федерации

 

Обсуждение предмета и метода земельного права, равно  как и дискуссия о самостоятельности земельного права как отрасли российского права ведется уже несколько десятилетий. В отличие от трудового или семейного права, вопрос о самостоятельности которых ставился еще до Октябрьской революции 1917 г., аналогичный вопрос относительно земельного права впервые возник лишь в связи с отменой частной собственности на землю. Гражданским кодексом 1922 г. земля была изъята из гражданского оборота, объявлена исключительной собственностью государства (ст. 21 и 53) и перестала оцениваться в денежном эквиваленте. Вследствие этого земельные отношения утратили товарно-денежный характер, в них стал преобладать элемент управления, свойственный административному праву. Колоссальная экономическая ценность земли и значение в связи с этим земельных отношений обусловили образование отдельного правового регулирования, выразившегося сначала в создании Земельного кодекса 1922 г., а затем Основ земельного законодательства, которые послужили базой образования самостоятельной отрасли земельного права.

Представляется, что говорить о наличии самостоятельной отрасли  права можно в случае, если существует определенная сфера общественной жизни, достаточно обширная, обладающая ярко выраженной качественной спецификой и социальной значимостью, причем в данной сфере действует достаточно большое число правовых норм, в основном не вписывающихся ни в одну из традиционных отраслей права, но составляющих единую систему со своей внутренней структурой, с особым сочетанием методов правового регулирования, собственными источниками, принципами и правовым режимом.

Сфера жизнедеятельности, регулируемая нормами земельного права, обладает качественной спецификой по следующим причинам. Конституция РФ провозглашает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9).

Земля является важнейшим, стержневым компонентом окружающей среды, от состояния которой прямо  зависит и состояние других природных  объектов. Эта особенность земли  как природного объекта заключается  в ее невосполнимости по сравнению с другими природными ресурсами

Регулирование в отрасли  земельного права достигается особым отраслевым сочетанием методов правового регулирования земельных отношений, которые представляют собой совокупность приемов, способов воздействия правовых норм и правил на конкретные общественные отношения.

В теории права выделяют два основных метода правового регулирования – императивный и диспозитивный. Часто их связывают с двумя блоками правовых норм и правовых отраслей или двумя правовыми режимами – публичным (административное право, процессуальные отрасли и некоторые другие) и частным (гражданское право и некоторые другие).

Императивный  метод регулирования земельных  отношений применяется к отношениям, которые складываются в сфере государственного управления землей (ведение государственного кадастра недвижимости, мониторинга, земельного контроля и т.д.), при обнаружении земельных правонарушений, при изъятии земель для государственных и муниципальных нужд, при установлении ограничений по использованию земель и т.д.

Диспозитивный метод регулирования земельных  отношений основан на признании возможности инициативы и самостоятельности в выборе той или иной модели поведения участниками земельных отношений, а также на равноправии сторон. Он применяется, например, при осуществлении сделок с землей, а также при выборе правообладателем земельного участка варианта его разрешенного использования.

Взаимодействие данных методов прямо вытекает из главного принципа земельного законодательства, суть которого заключается в том, что регулирование отношений по использованию и охране земель осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, природном ресурсе и недвижимом имуществе.

Земельное законодательство, выделенное в отдельную отрасль  Конституцией РФ как предмет совместного ведения (ст. 72), находится в динамичной взаимосвязи с иными отраслями законодательства. Важнейшее значение имеет закрепление в Конституции РФ норм, регулирующих земельные отношения. Большое практическое значение представляет ст. 36 Конституции, согласно которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Кроме конституционного, существует весьма тесная взаимосвязь  земельного и гражданского, градостроительного, административного законодательства, а также земельного, экологического и природоресурсовых отраслей законодательства (водного, лесного, горного).

Основное сходство земельного и иных природоресурсовых отраслей права (водного, горного, лесного), за которыми мы признаем самостоятельное значение, состоит в том, что они находятся на «одной горизонтали», т.е. регулируют однородные общественные отношения по рациональному использованию соответствующего природного ресурса, что обусловливает единство целей, задач и принципов. При этом все они тесно взаимосвязаны с экологическим правом, нормы которого регулируют отношения по охране каждого природного объекта.

Нахождение земли в  трех измерениях обусловливает и  особенности взаимодействия земельного и гражданского права. Регулируя имущественные отношения, гражданское законодательство не в состоянии отразить и учесть специфику земельных участков как разновидности природных объектов. Поэтому гражданское право определяет лишь внешнюю сторону бытия земельных участков как объектов недвижимого имущества, формулируя общие требования к порядку заключения сделок с недвижимостью, форме договора, действительности сделок, обязательности государственной регистрации и т.д.

Соответствующую специфику  отражают нормы земельного права, как  в части оборотоспособности земельных  участков различного целевого назначения и разрешенного использования, так и в части приобретения земельных участков в собственность или на ином праве.

Проблема взаимодействия земельного и градостроительного законодательства наиболее ярко стала прослеживаться после вступления в силу нового Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ). С этого момента развитие отношений по использованию и охране земель и иных природных ресурсов во многом определяется документами территориального планирования, в которых должна отражаться экологическая, социально-экономическая и иная перспектива развития территории (а не отдельной категории земель), включающей земельные участки и иные природные ресурсы в масштабах РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Вопросы предоставления и изъятия земель, равно как и многие другие, будут непосредственно предусматриваться при формировании каждого последующего уровня территориального планирования (от федерального к муниципальному), а затем и градостроительного зонирования.

Таким образом, в части  определения «условий и порядка  пользования» земельными участками  всех категорий (главным образом категории земель населенных пунктов) надлежит руководствоваться градостроительным законодательством, а в части «владения и распоряжения» – земельным и гражданским законодательством. Другими словами, градостроительное законодательство определяет посредством территориального планирования и градостроительного зонирования перечень территориальных зон муниципального образования, для которых градостроительными регламентами определено, как можно использовать земельный участок, из каких имеющихся параметров и видов использования собственник (землепользователь, арендатор) может выбрать устраивающий его вариант.

Взаимодействие земельного и административного права проявляется в вопросах регулирования отношений по управлению земельным фондом. Нормы административного права применимы к отношениям в сфере государственного управления земельными ресурсами, привлечения виновных в совершении земельных правонарушений к административной ответственности. При этом в ходе государственного управления земельным фондом государственные органы осуществляют ряд специфических функций, характерных только для этого вида государственного управления (ведение государственного кадастра недвижимости, проведение мониторинга земель и т.д.).

Таким образом, земельное право – самостоятельная отрасль российского права, нормы которой регулируют качественно однородные и обладающие социальной значимостью общественные отношения в сфере использования и охраны земли как природного объекта, природного ресурса и объекта недвижимости в целях обеспечения устойчивого развития России и оптимального сочетания интересов общества, граждан и правообладателей земельных участков.

Нормы земельного права  регулируют две большие группы общественных отношений: по использованию земель, включающие предоставление земель на различных правовых титулах и изъятие земельных участков; ответственности за земельные правонарушения; особенности правовых режимов отдельных категорий земель и т.д. и по охране земель, включающие специальные экологические требования ко всем правообладателям земельных участков, соблюдение и исполнение которых позволяет обеспечить рациональное использование земель.

 

1.2. Принципы  земельного права

 

Принципы права – это его основные начала, руководящие идеи и положения, определяющие общую направленность и конкретное содержание правового регулирования отношений в данной сфере.

В сочетании со сферой жизнедеятельности, методами, источниками и правовыми  режимами принципы, свойственные той  или иной отрасли права, создают  особый режим правового регулирования, который является наиболее комплексной характеристикой данной отрасли.

Принципы права подразделяются на группы в зависимости от того, распространяются ли они на всю систему  права (общеправовые принципы), несколько  отраслей (межотраслевые), на одну отрасль  права (отраслевые принципы), на один правовой институт (внутриотраслевые принципы). В зависимости от источников права, закрепляющих эти принципы, различают конституционные принципы и принципы, установленные в федеральных законах.

Большинство принципов земельного права носят межотраслевой характер, т.е. выступают в качестве базовых исходных начал в развитии двух и более отраслей российского права. В числе таковых можно отметить принцип платности использования природных ресурсов.

Не менее важным межотраслевым  принципом, вытекающим из гражданского и земельного законодательства, является публичность проведения торгов; из градостроительного, экологического и земельного законодательства вытекает принцип гласности принятия решений о намечаемой хозяйственной деятельности и предоставлении земельного участка для нее и т.д.

К отраслевым принципам земельного права можно отнести следующие:

    1. Учет земли как основы жизни и деятельности человека. Сформулированный в ст. 1 ЗК РФ принцип воспринимает землю в трех качествах:
    • как природный ресурс – компонент природной среды, который может быть использован при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и пространственно-территориального базиса для размещения различных объектов;
    • как природный объект – часть естественной экологической системы, сохраняющий свои природные свойства. Признание за участком таких качеств и позволяет создавать особо охраняемые природные территории;
    • как недвижимое имущество, т.е. объект гражданских прав, который может принадлежать субъектам на различных вещных и обязательственных правах и находиться в гражданском обороте.
    1. Приоритет охраны земельного участка перед его использованием, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
    1. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
    2. Участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством.
    3. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
    4. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий.
    5. Платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
    6. Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
    7. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами. Нельзя считать удачной формулировку принципа, просто отсылающего к федеральным законам о разграничении государственной собственности на землю. В настоящий момент утратил силу Федеральный закон от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю», предусматривавший процедуры разграничения публичной собственности на землю посредством составления и утверждения Правительством РФ специальных перечней земельных участков, относящих их к той или иной форме публичной собственности (Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальной собственности). Отнесение земельных участков к одной из форм публичной собственности осуществляется теперь в порядке, указанном ст. 3.1 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и еще ждет своего завершения. Формулировка данного принципа представляется неудачной, так как «государственную собственность» возможно разграничить только на собственность Российской Федерации и субъектов РФ. В границы государственной собственности на землю собственность муниципальных образований не может включаться хотя бы потому, что в силу ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, а муниципальная собственность не является частью государственной. Верным представляется использовать термин «разграничение публичной собственности на землю».
    8. Дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы. Он находится в тесной взаимосвязи с восьмым принципом земельного права, рассмотренным выше. Смысл его отдельного выделения заключается в том, что земельные участки в составе каждой категории земель обладают специфическими природными свойствами, учесть которые универсальными нормами земельного права невозможно. По этой причине отдельные главы ЗК РФ, а также специальные федеральные законы (ЛК РФ, ВК РФ, Закон об особо охраняемых природных территориях и т.д.) устанавливают дифференцированный режим использования и охраны для каждой категории земель, т.е. свой определенный набор прав и обязанностей для субъектов земельных отношений, стимулов и ограничений в использовании земель, выделяют особенности управления практически для каждой категории земель. За нарушение предусмотренных ЗК РФ и иными федеральными законами правил поведения предусмотрены меры юридической ответственности.
    9. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

Информация о работе Предмет земельного права