Причины земельных правонарушений и пути их устранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 08:26, контрольная работа

Описание работы

Профилактика земельных правонарушений достигается путем обеспечения информацией, наличие которой позволяет разработать эффективные мероприятия; применением правовых норм и реализацией мероприятий, упреждающих нарушения; стимулированием мероприятий, устраняющих нарушения; применением принципа гласности при рассмотрении дел о предоставлении и изъятии земельных участков; проведением единообразной системы профилактической работы; выявлением причин и условий земельных правонарушений в качестве обязательного элемента при рассмотрении дел о наказаниях; своевременным и добровольным устранением нарушений лицами, использующими землю.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................
3
1. Административные правонарушения в области земельных правоотношений ........................................................................................
4
2. Причины земельных правонарушений и пути их устранения............ 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….................................
14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………............
15

Файлы: 1 файл

Причины земельных правонарушений.docx

— 33.05 Кб (Скачать файл)

Причины земельных правонарушений и пути их устранения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................

3

 

1. Административные правонарушения  в области земельных правоотношений  ........................................................................................

 

4

 

2. Причины земельных правонарушений  и пути их устранения............

10

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….................................

14

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………............

15


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Правомерное поведение - такое поведение, которое соответствует требованиям юридических норм. При этом подчинение правовым императивам не является в большинстве случаев чисто механическим, а обусловлено всем жизненным опытом индивида, его культурными, нравственными и правовыми воззрениями.

В сфере  действия права поведение человека может быть правомерным, неправомерным и юридически безразличным (индифферентным). В первых двух случаях поведение является правовым, поскольку оно опосредуется правовыми нормами и, следовательно, субъект должен соотносить свои поступки с их предписаниями. В третьем случае поведение не является правовым, так как выходит за рамки правового поля и, стало быть, не опосредуется правом. Там действуют другие регуляторы - мораль, обычаи, традиции и т.д. Как правило, они оценивают поведение посредством своих критериев - добра, зла, совести, чести, благородства и других неюридических понятий.

Особенности правомерного поведения заключаются  в том, что оно: во-первых, является, как правило, общественно полезным; во-вторых, выражает и реализует свободу воли человека; в-третьих, удовлетворяет интересы и потребности как самого индивида, так и государства; в-четвертых, обеспечивает необходимый правопорядок в обществе; в-пятых, связано с позитивной ответственностью личности.

В состав правомерного поведения входят следующие элементы: 1) субъект (право- и дееспособное лицо); 2) объект (общественно полезный результат); 3) объективная сторона (действия либо бездействие, не противоречащие праву); 4) субъективная сторона (позитивные цели, мотивы, установки).

 

 

1. Административные правонарушения  в области земельных правоотношений 

 

Легальное определение административного  правонарушения в настоящее время  содержится в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ: "административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность".1

Административное  правонарушение представляет собой  деяние, которое может проявляться  в двух формах - действия и бездействия. Из определения, данного в  КоАП РФ, напрямую вытекают следующие признаки административного правонарушения:

- противоправность. Данный признак обозначает, что  данное деяние нарушает конкретную  норму права;

- виновность. Данный признак отражает внутреннее  интеллектуально-волевое отношение  субъекта к совершаемому им  деянию.

- наказуемость. Данный признак обозначает, что  за совершение данного деяния  конкретной нормой КоАП РФ или закона субъекта РФ установлена именно административная ответственность.

Административным  правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Особенностью административной ответственности является то, что она предусматривается только за формальные правонарушения, т.е. прямо указанные в законе деяния.

КоАП РФ, является исчерпывающим источником составов административных правонарушений на федеральном уровне. В настоящее время установлены следующие составы земельных правонарушений.

1. Самовольное  занятие земельного участка или  использование земельного участка  без оформленных в установленном  порядке правоустанавливающих документов  на землю, а в случае необходимости  - без документов, разрешающих осуществление  хозяйственной деятельности (ст. 7.1 КоАП РФ).

К категории  самовольного занятия относятся  также такие случаи, как пользование  предоставленным земельным участком до отвода его в натуре и выдачи правоустанавливающего документа, а также пользование участком по решению (разрешению) органа, неправомочного решать вопросы предоставления земель либо вынесшего незаконное решение  под влиянием злонамеренных действий заинтересованных лиц. Вместе с тем  следует иметь в виду, что самовольный  захват лишь тогда является правонарушением, когда он совершен умышленно. Между  тем владение и пользование не своей землей (т.е. без законных оснований) может иметь место как результат  непреднамеренных действий (незнание границ участка, заблуждение относительно признаков расположения земли, случайность, неправильно произведенное землеуказание  и др.). Незаконное владение землей в  этих случаях не следует относить к категории правонарушений.

Права на земельные  участки удостоверяются в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"2 свидетельством о государственной регистрации прав или наличием специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки (например, на договоре аренды земельного участка).

2. Уничтожение  межевых знаков границ земельных  участков (ст. 7.2 КоАП РФ). Межевые знаки в виде столбов, труб, курганов (чаще всего - столбов, окаймленных курганами) устанавливаются в поворотных точках границ земельных участков. Уничтожение этих знаков (чаще всего в процессе вспашки и других работ по обработке почв) по небрежности или злому умыслу является довольно частым правонарушением, служит основанием для возникновения земельных споров и связано с затратами на проведение восстановительных работ.

3. Самовольное  занятие земельного участка прибрежной  защитной полосы водного объекта,  водоохранной зоны водного объекта  либо зоны (округа) санитарной охраны  источников питьевого и хозяйственно-бытового  водоснабжения (ст. 7.8 КоАП РФ).

4. Самовольная  переуступка права пользования  землей, а также самовольный обмен  земельного участка (ст. 7.10 КоАП РФ). Данный состав является новеллой административного законодательства. Переуступка права или обмен земельного участка признаются самовольными, если в отношении субъекта землепользования установлены особые требования, которые не были соблюдены при передаче права.

5. Незаконный  отвод земельных участков на  особо охраняемых землях историко-культурного  назначения (ст. 7.16 КоАП РФ). Данное правонарушение находится на стыке земельного законодательства и законодательства об особо охраняемых территориях.

6. Порча  земель (ст. 8.6 КоАП РФ). Под порчей земель в административном законодательстве понимается самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, а также уничтожение плодородного слоя почвы или порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Этот вид правонарушений является результатом нерадивого, бесхозяйственного использования земель, в результате чего почвы истощаются, зарастают кустарником, переувлажняются, переуплотняются, заболачиваются и теряют свое главное природное качество - плодородие. Факт правонарушения и его экономическая негативная значимость определяются посредством специальных обследований.

7. Невыполнение  обязанностей по рекультивации  земель, обязательных мероприятий  по улучшению земель и охране  почв (ст. 8.7 КоАП РФ). Данная статья устанавливает ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при осуществлении следующих действий:

- разработке  месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные  ископаемые;

- осуществлении  строительных, мелиоративных, изыскательских  и иных работ, в том числе  работ, осуществляемых для внутрихозяйственных  или собственных надобностей;

- после  завершения строительства, реконструкции  и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной  инфраструктуры, сноса объектов  лесной инфраструктуры.

Также данная статья устанавливает ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

8. Использование  земельных участков не по целевому  назначению, невыполнение обязанностей  по приведению земель в состояние,  пригодное для использования  по целевому назначению (ст. 8.8 КоАП РФ).

Данная  статья устанавливает ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом. В настоящее время данный срок составляет три года.

Целевое назначение предоставляемых субъектам земельных  участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование  и фиксируется в правоустанавливающих документах. Предоставленный субъекту земельный участок может быть используем им только в соответствии с установленным назначением. Признаки целевого назначения участка обозначены в самом его определении. Например: для сельскохозяйственного использования (для ведения крестьянского хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, иных конкретных целей); для несельскохозяйственного использования (дачного строительства, жилищного  строительства, гаражного строительства, сооружения иных объектов). Отклонение от этих признаков в процессе использования  земли указывает на совершаемое  правонарушение.

Также установлена  ответственность за невыполнение или  несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное  для использования по целевому назначению.

9. Нарушение  порядка предоставления в пользование  и режима использования земельных  участков и лесов в водоохранных  зонах и прибрежных полосах  водных объектов (ст. 8.12 КоАП РФ). Данное правонарушение заключается в нарушении установленных ограничений землепользования. Правовой режим водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов регулируется Водным кодексом РФ. Нарушение порядка предоставления земельного участка вблизи водного объекта включает в себя, в частности, выдачу правоудостоверяющих документов без отображения на плане участка водоохранной зоны. Предоставление земельных участков в границах водоохранной зоны допускается, однако использование данного участка сопряжено с целым рядом ограничений производственного характера. Запрещается деятельность, могущая оказать негативное воздействие на водный объект. Например, размещение складов горюче-смазочных материалов, распыление ядохимикатов и др. Совершение запрещенных действий влечет применение мер административной ответственности.

10. С 1 января 2011 г. Кодекс об административных правонарушениях будет дополнен ст. 7.34, устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность.

Одновременно  с наложением административного  взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному  в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с  последующим уведомлением исполнительного  органа государственной власти или  органа местного самоуправления, обладающего  правом предоставления соответствующих  земельных участков. Названное предупреждение должно содержать:

- указание  на допущенное земельное правонарушение;

- срок, в  течение которого земельное правонарушение  должно быть устранено;

- указание  на возможное принудительное  прекращение права на земельный  участок в случае неустранения  земельного правонарушения;

- разъяснение  прав лица, виновного в нарушении  земельного законодательства, в  случае возбуждения процедуры  принудительного прекращения прав  на земельный участок;

- иные необходимые  условия.

 

 

 

2. Причины земельных правонарушений и пути их устранения

 

Под причинами, порождающими земельные правонарушения, следует понимать обстоятельства, непосредственно  их порождающие. Например, неточное ведение  земельно-кадастровой документации создает возможность безнаказанно «выжимать» плодородную силу почв, не тратясь на восстановление плодородия. Отсутствие точного кадастрового учета  плодородия лишает возможности доказать юридически наказуемый уровень снижения плодородия и прекратить право пользования  этим участком, т.е. изъять участок у  правонарушителя.

Под условиями, способствующими земельным правонарушениям, следует понимать обстоятельства, оказывающие  благотворное воздействие на возникновение  и развитие земельных правонарушений. Так, отсутствие предварительной экологической  экспертизы вновь возводимых на земельных  участках объектов предоставляет возможность  землепользователям вести то или  иное производство без строительства  дорогостоящих очистных сооружений.

В практике понятия «причина» и «условие»  весьма относительны, поскольку тесно  взаимосвязаны. Например, дефицит земель в данной местности является одной  из причин, толкающих людей на самовольное  занятие земельных участков, а  ненадлежащий правовой контроль за соблюдением  законности в земельных отношениях способствует безнаказанности этих нарушений.

Информация о работе Причины земельных правонарушений и пути их устранения