Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:31, доклад
Принципы земельного права
Все принципы земельного права отражены в Земельном кодексе Российской Федерации. Самая первая статья его говорит о земле, как о «важнейшей составной части приро¬ды, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве…», в то же время «как о недвижимом имуществе, об объекте права собст-венности и иных прав на землю». Тем самым первый принцип земельного права состоит в том, что все действия с земельными ресурсами должны не противоречить положениям Земельного кодекса в части природоохранных вопросов и бережного рационального использования земли. Приоритетность охраны земли делает необходимым некоторое ограниче¬ние свободы пользователей земельных ресурсов по хозяйственным вопросам с целью недопущения нанесения вреда окру¬жающей среде.
Принципы земельного права
Все принципы земельного права отражены
в Земельном кодексе Российской
Федерации. Самая первая статья его
говорит о земле, как о «важнейшей
составной части приро¬ды, природном
ресурсе, используемом в качестве средства
производства в сельском хозяйстве…»,
в то же время «как о недвижимом имуществе,
об объекте права собст-венности и иных
прав на землю». Тем самым первый принцип
земельного права состоит в том, что все
действия с земельными ресурсами должны
не противоречить положениям Земельного
кодекса в части природоохранных вопросов
и бережного рационального использования
земли. Приоритетность охраны земли делает
необходимым некоторое ограниче¬ние свободы
пользователей земельных ресурсов по
хозяйственным вопросам с целью недопущения
нанесения вреда окру¬жающей среде.
Следующим принципом по Земельному кодексу
стоит приоритет охраны жизни и здоровья
человека, предотвращение негативных
воздействий на здоровье людей при использовании
земельной собственности, вне зависимости
от необходимых для этого затрат. Эти затраты
законодательно закреплены как обязанность
землепользователей.
Важным принципом по земельным правам,
согласно главному земельному закону
РФ, является общественный характер отношений
по земельной собственности, участие широких
масс в решении земельных вопросов совместно
с органами государственной власти и органами
местного са¬моуправления. Принцип единства
судьбы земельных участков и недвижимости,
которая на них находится, провозглашает
главенство земельного участка по отношению
к тем объектам, что построены на них. Любая
загородная недвижимость (коттедж, дом,
дача) наследуют судьбу своих земельных
участков, за небольшим исключением тех
слу¬чаев, которые записаны в законе. Как
приобретение земельного участка возможно
только с приобретением всех строений
на нем, так и покупка недвижимости влечет
за собой право на земельный участок, на
котором он стоит. Принцип платного использования
земли говорит о том, что все собственники
или пользователи земельных участков
выплачивают земельный налог или арендную
плату. Земельный налог это жесткое предписание
собственнику земли от го¬сударства. Льготы
по налогам могут предоставлять только
уполномоченные государственные органы,
если для того есть законные основания.
Доходы от налога на землю идут в госбюджет
в отличии от аренд¬ной платы, которая
устанавливается по договору аренды земельного
участка и посту¬пают. Принцип различия
правового режима земель по их принадлеж¬ности
к определенной категории в соот¬ветствии
с принятыми принципами зонирования территорий
и требований земельного законодательства.
Каждая категория четко определяется
кодексом по разрешению на её целевое
использование и не может быть изменена
без специального решения компетентных
органов власти. Земельные ресурсы государства
распределяются по своей принадлежности
на федеральную и муниципальную
Общие нормы гражданского права в отношении
норм земельного законодательства действуют
только тогда, когда между ними нет противоречий.
Земельное право всегда имеет приоритет
по отношению к своим объектам перед общими
нормами гражданских законов. Для земель
любой формы собственности характерны
действия го¬сударства по ведению земельной
политики, по изу¬чению и картографированию
земель, их устройству, ведению государственного
земельного кадастра, созданию служб со
специальными функциями по оперативного
управления и надзора за всеми пользователями
земли. Планирование, прогнозирование
спроса на землю, создание государственного
резерва земли – тоже важные принципы
в земельном праве, которые провозглашают
земельные законы и Земельный кодекс России.
Понятие предмета и метода земельного права
Под понятием предмета земельного права
определяются общественные отношения,
которые это право регулирует.
Это распределение, использование
и охрана земель. Все изменения
в предмете прав на землю диктуются
изменениями содержания общественных
норм в отношении земли, так в
соответствии с земельной реформой
и других методов управления экономическим
развитием идет расширение самостоятельности
пользователей земли, расширяются
права всех землепользователей. Сочетание
методов централизованного
Любое возникновение, изменение или прекращение
земельных прав ведется на основании административно-правового
постановления государственного органа
регулирования землепользования. Такой
силовой метод регулирования земельных
проблем важен и очень эффективен при
обнаружении нарушений земельного законодательства
или для их предупреждения. Но, при условии
выполнения всех норм закона, гарантируется
широкая самостоятельность землепользователей
- фермеров, частных или государственных
предприятий, направленная на стимулирование,
развитие и укрепление материальной заинтересованности.
Недопущение ограничения хозяйственной
свободы землепользователей возможно
при использовании метода дозволения,
и только в ограниченных законом случаях
может проводиться административное вмешательство
с целью недопущения нанесения урона земельному
богатству страны.
Земельное право Российской Федерации
Само по себе земельное право
представляет систему юридических
норм и правовых нормативных актов,
а именно, законов, указов, правил и
положений, которые служат цели регулирования
земельных правоотношений Российской
Федерации. Самое главное отличие
всей системы земельного законодательства
- самостоятельность в правовом регулировании
отношений, связи интересов в
деле справедливого распределения
прав на землю между субъектами землепользования,
их рациональной деятельности по использованию
и охране земли. Главная цель земельного
права состоит в создании условий,
при которых все субъекты, причастные
к этому процессу при удовлетворении
своих насущных потребностей не принесут
вреда земельным ресурсам, природе
и прогрессу в развитии общества.
Основными в земельных
Состоит земельное право в структурном
отношении из предмета, метода и системы
земельного права. Первые две его составляющие
уже были рассмотрены, а вот составляющие
элементы системы земельного права являют
собой несколько групп юридических норм,
которые регулируют земельные отношения
одного типа, связанные однородностью
субъектов, объектов или сути правоотношений.
Эта система делится на общую и особенную
части. Наибольшая часть системы земельных
прав включает в себя положения, которые
объединены по признакам прав собственности
на землю, по принадлежности государства
к управлению земельным фондом, по общности
прав пользования землей и охраны земельных
правоотношений.
По праву собственности на землю есть
три вида - государственная, муниципальная
и частная собственность. Закреплено равноправие
физических и юридических лиц на равные
условия доступа к приобретению земли
во владение, причем вид собственности
на конкретный земельный участок может
изменяться, разрешено отчуждение всех
видов собственности с небольшим исключением
участков госсобственности, которые имеют
ограничения на такие отчуждения по закону.
Государственная собственность на землю
делится, согласно закона "О разграничении
государственной собственности на землю",
на федеральную и муниципальную собственность.
Таким образом, выделяется статус земель
общегосударственного значения и местная
собственность на землю любых органов
регионального масштаба.
Есть также институт государственного
управления земельным фондом России, который
действует при помощи специальных мероприятий
от органов государственной власти. Например,
такая мера, как проведение государственного
мониторинга земли, введение особой системы
наблюдений за состоянием земельного
фонда страны с целью своевременного выявление
изменений их состояния земель, оценки,
прогнозов и рекомендаций по предупреждению
возможных нарушений норм землепользования.
Очень эффективной мерой управления надо
признать землеустройство со всем комплексом
мероприятий по изучению состояния земли,
по планированию и организации рационального
её использования и охраны, ведение работы
по установлению новых и улучшению существующих
объектов земельной собственности, их
границ на местности и рационального использования.
Учет и классификацию земель органы земельного
управления проводят через составление
и ведение Государственного земельного
кадастра, содержащего перечень объектов
государственного кадастрового учета,
определяющего статус и правовой режим
земли, её кадастровую стоимость, сведения
про объекты недвижимости и собственниках
по каждому земельному участку. Так, к
примеру, любой самый маленький дачный
участок где-нибудь на окраине Наро-фоминского
района Московской области тоже занесен
в базу данных земельного кадастра, согласно
положениям земельного права, наравне
с летным полем аэропорта Домодедово,
там же имеются и все сведения о собственниках
участков. По видам пользования земельными
участками классификация выделяет участки
постоянного (бессрочного) пользования,
пожизненного наследуемого владения,
право аренды на земельный участок, право
ограниченного пользования чужим земельным
участком (сервитут) и право безвозмездного
срочного пользования землей.
Охрана земли, как основы жизни и деятельности
народов в Российской Федерации, ведется
с целью сохранения экосистемы, способности
земли быть продуктивным средством производства
для сельского хозяйства и воспроизводства
дикой природы. Мероприятия по охране
земли вменяются в обязанности землепользователей,
собственников или арендаторов земельных
участков. За соблюдением выполнения этих
мероприятий в полном объеме земельное
право предусматривает организацию четырехступенчатого
контроля от государства, муниципалитетов,
общественности и самого производителя.
Сфера регулирования земельных правоотношений
Нормативная
база земельного права Российской Федерации
разрабатывалась и
В применении к имущественным отношениям
по владению, использованию или распоряжению
землей применяется и общее гражданское
право, которое принадлежит исключительно
юрисдикции Российской Федерации. Всё
правовое регулирование земельного рынка
возлагается на федеральные органы государственного
управления. Земельный кодекс есть первооснова
земельного права, именно ему должны быть
приведены в соответствие нормы земельного
законодательства и отраслевые земельно-правовые
нормы. Но многие статьи Земельного кодекса
сплетены с иными федеральными законами
или указывается, что возможно совместное
регулирование вопроса по законодательству
субъектов РФ. Это законы, регулирующие
различные земельные отношения, кроме
имущественных отношений по всем земельным
вопросам. Для субъектов РФ дан ряд прав,
например, по установлению предельных
размеров земельных участков, предоставляемых
гражданам для ведения крестьянского
хозяйства, садоводства, животноводства,
дачного строительства, для ИЖС и т.п.
Не допускается противоречие региональных
норм земельного права с Земельным кодексом
РФ. Но наряду с законодательными нормами
существуют еще и подзаконные нормативные
акты и ведомственные нормативы. К первым
относятся указы Президента РФ и Постановления
Правительства РФ. Противоречия с Земельным
кодексом здесь нет, все вопросы, которые
регулируются непосредственно Президентом
России, в нем указаны. Это, например, составление
перечня недвижимости, на которую не распространяется
преимущественное право покупки или аренды
земельного участка иностранными подданными
и лицами без гражданства, а также иностранными
юридическими лицами. Другие же положения
Земельного кодекса определяют, какие
вопросы по земельному праву, непосредственно
регулируются Правительством РФ. К такому
перечню можно отнести порядок установления
нормы предельно допустимых концентраций
вредных веществ, микроорганизмов, которые
загрязняют почву, установление порядка
консервации, общие положения по начислению
арендной платы для случаев аренды земельных
участков. В ведение же субъектов (местных
администраций) России отданы вопросы
детализации перечня услуг по землеустройству
и уточнение их расценок, применение статуса
усиленно охраняемых земель к конкретным
объектам на месте, особый порядок использования
отдельных видов земель промышленности,
установление зон с особыми условиями
землепользования в черте ответственности
местных органов власти. К ведомственным
нормативным актам, регулирующим земельные
правоотношения, относятся различные
директивы и постановления отраслевых
министерств и комитетов о порядке использования
и содержания земель и территорий, на которых
находятся предприятия данного ведомства.
Носят они уточняющий характер по специфике
конкретного вида производственной деятельности
и никак не могут выходить за рамки соответствия
Земельному кодексу, законам РФ или указам
Президента и постановлениям федерального
Правительства.
6. Субъекты и объекты права собственности на землю
Государственная собственность
Субъектом является РБ как государство в целом. Объектом можно считать все земли РБ, кроме земель, предоставленных в частную собственность и собственность иностранных государств, международных организаций. Государственные земли как объект собственности по правовому режиму можно разделить на 2 группы: 1. земли некоторых категорий и видов, которые могут находиться только в собственности государства, перечень которых закреплен в ст. 13 КоЗ. Эти земли участвуют в гражданском обороте, но не могут сменить форму собственности. 2. земли, которые на данный момент находятся в собственности государства, но могут быть предоставлены в собственность других субъектов (частную, иностранных государств и т.д.). Для этих земель не определена их принадлежность. Особенность государственной собственности: единство объекта и субъекта, т.е. 1S и 1O. Для всех государственных земель действует единый механизм распределения этих земель и единый механизм управления ими. Право собственности на землю иностранных государств, международных организаций
Субъекты – любые иностранные государства и любые международные организации независимо от международно-правового статуса. При предоставлении права собственности этим субъектам применяется принцип целевого назначения земельного участка. Объекты – земельные участки, которые предоставляются для целевого назначения. Ст. 12 КоЗ определяет, для какой цели земля им предоставляется. Предоставляется в порядке, определенном Президентом, по решению Президента им в соответствии с международным договорам, который заключается между международным субъектом и Правительством РБ. Порядок предоставления земельных участков определен Положением «О предоставлении иностранным государствам….», который утвержден Указом Президента №563 от 17 декабря 2003 г. Предоставляется участок на платной основе. Размер определен в международном договоре. Это участок предоставлен международным субъектам на условии взаимности. На предоставленный земельный участок сохраняется юрисдикция РБ. Участок – это имущественный объект. Он не становится территорией иностранного государства. Частная собственность. Признана (введена в земельное законодательство) частная собственность в 1990 г. С 1993 г. появился механизм реализации частной собственности. Круг субъектов ограничен. Частная собственность: 1. физических лиц; 2. юридических лиц; Физическими лицами, которые могут быть субъектами на землю в ст. 12 названы граждане РБ. Субъектами частной собственности юридических лиц – любые юридические лица РБ, независимо от их уставной правоспособности и организационно-правового статуса. Объект – индивидуально определенный земельный участок, предоставленный для определенных целей и в установленных размерах. Право собственности граждан ограничены потребительскими целями (ст. 12 КоЗ). (строительства и (или) обслуживания жилого дома; ведения личного подсобного хозяйства и т.д.) Право собственности юридических лиц – перечень целей, для которых земельные участки предоставляются, законодательством не оговариваются. Это любые земельные участки, предоставленные для уставных целей, за исключением тех земель, которые не подлежат передаче в частную собственность (ст. 13 КоЗ).
Понятие, предмет, метод
и система земельного права
Земельное право – совокупность правовых
норм, регулирующих общественные отношения,
складывающиеся в процессе использования
и охраны земли как природного ресурса,
условия и средства производства в целях
организации рационального использования
и охраны земли, улучшения и воспроизводства
плодородия почв, охраны прав и законных
интересов субъектов земельных отношений.
Предмет земельного права составляют
общественные отношения между
Метод правового регулирования
земельного права: а) императивный; заключается
в установлении участников земельных
отношений, обязательных правил поведения
для них, запретов и ответственности
за их нарушение. Этот метод больше
применяется при
Система земельного права:
1. Общая часть состоит из
– собственность на землю;
– постоянное (бессрочное) пользование
пожизненное наследуемое
– возникновение прав на землю;
– права и обязанности
– прекращение и ограничение прав на землю;
– защита прав на землю и рассмотрение земельных споров;
– охрана земель;
– плата за землю и оценка земли;
– землеустройство и
– контроль за соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель (земельный контроль);
– ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель.
2. Особенная часть состоит из
институтов, определяющих правовой
режим отдельных категорий
– правовой режим земель сельскохозяйственного назначения;
– правовой режим земель поселений;
– правовой режим земель промышленности,
энергетики, транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, информатики, земли для
обеспечения космической