Приватизация жилых помещений в Республике Беларусь
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 20:27, курсовая работа
Описание работы
Объект курсовой работы – общественные отношения, складывающиеся в процессе приватизации жилых помещений в Республике Беларусь. Предметом исследования являются нормы жилищного, гражданского законодательства, регулирующие порядок осуществления приватизации жилых помещений в Республике Беларусь. Цель настоящей работы – выявить и проанализировать особенность процесса приватизации жилых помещений в Республике Беларусь.
Комнатой признается часть
жилого дома или квартиры, предназначенная
для использования в качестве места непосредственного
проживания граждан в жилом доме или квартире.
Комната – это обособленная постоянными
стенами часть квартиры. По своему предназначению
комнаты подразделяются на жилые (спальни,
гостиные и др.) и вспомогательные (коридоры,
кухня, ванная комната, туалет, кладовые).
Жилой комнатой считается обособленная
постоянными стенами часть помещения,
предназначенная и используемая для жилья
[9, с.86].
Жилые помещения (строения)
делятся также на следующие группы:
помещения (строения) квартирного
типа. В таких жилых помещениях вся или
преобладающая часть площади занята квартирами;
строения типа общежития;
строения дачного типа, приспособленные
для постоянного, круглогодичного проживания;
помещения казарменного типа
для размещения отдельных категорий военнослужащих.
По нашему мнению, жилые помещения
целесообразно классифицировать также
по характеру пользования ими на жилые
помещения постоянного пользования и
жилые помещения непостоянного пользования.
К первым относятся: жилые помещения,
предоставляемые в домах государственного
и коммунальных жилищных фондов по договору
социального найма; жилые помещения, находящиеся
в собственности граждан. Сроки проживания
в указанных помещениях ничем не ограничены,
а выселение из них возможно лишь в исключительных
случаях. Ко вторым относятся специализированные
жилые помещения. К специализированным
жилым помещениям относятся: служебные
жилые помещения; жилые помещения в общежитиях;
жилые помещения маневренного фонда; жилые
помещения в домах системы социального
обслуживания населения; жилые помещения
фонда для временного поселения вынужденных
переселенцев; жилые помещения фонда для
временного поселения лиц, признанных
беженцами; жилые помещения для социальной
защиты отдельных категорий граждан [10].
Не подлежат приватизации:
жилые помещения в общежитиях;
служебные жилые помещения,
кроме служебных жилых помещений в домах
совхозов;
жилые помещения, находящиеся
в зоне эвакуации (отчуждения), первоочередного
и последующего отселения на территориях
радиоактивного загрязнения. При этом
граждане, проживающие в зоне с правом
на отселение, при наличии оснований и
желания переселиться на постоянное жительство
в другие населенные пункты, не имеют права
приватизировать занимаемые ими жилые
помещения;
жилые помещения, находящиеся
в реконструируемых или капитально ремонтируемых
жилых домах, в случае перепланировки
(переоборудования) квартир при проведении
работ по реконструкции (капитальному
ремонту) дома на период с момента начала
производства работ и до окончания работ;
жилые помещения, занимаемые
военнослужащими воинских частей, выведенных
или подлежащих выводу за пределы Республики
Беларусь, либо военнослужащими, выбывающими
за пределы Республики Беларусь для прохождения
военной службы в вооруженных силах других
государств, либо членами семей таких
военнослужащих;
жилые помещения в специальных
домах;
жилые помещения социального
пользования;
жилые помещения, расположенные
в обособленных военных городках, определяемых
Министерством обороны Республики Беларусь [2].
Таким образом, объектами приватизации
являются жилые помещения государственного
жилищного фонда. Под жилым помещением
понимается предназначенное для проживания
граждан помещение, отапливаемое, имеющее
естественное освещение и соответствующее
санитарным нормам, правилам и гигиеническим
нормативам и иным техническим требованиям,
предъявляемым к жилым помещениям. Не
подлежат приватизации: жилые помещения
в общежитиях; служебные жилые помещения;
жилые помещения, находящиеся в зоне эвакуации
(отчуждения), первоочередного и последующего
отселения на территориях радиоактивного
загрязнения; жилые помещения, находящиеся
в реконструируемых или капитально ремонтируемых
жилых домах; жилые помещения, занимаемые
военнослужащими воинских частей, выведенных
или подлежащих выводу за пределы Республики
Беларусь; жилые помещения социального
пользования; жилые помещения, расположенные
в обособленных военных городках, определяемых
Министерством обороны Республики Беларусь.
3 АЛГОРИТМ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
В соответствии с п. 1 ст. 134 ЖК РБ приватизация жилых помещений
- это приобретение гражданами в собственность
занимаемых жилых помещений государственного
жилищного фонда, предоставленных им в
соответствии с законодательством. Если
описывать процесс приватизации гражданами
жилых помещений государственного жилищного
фонда как алгоритм действий с точки зрения
права, то в первую очередь его необходимо
рассматривать как административную процедуру
[1]. Административная процедура приватизации
призвана придать форму данному процессу
и определить условия и сроки его протекания.
Порядок осуществления приватизации как
административной процедуры определен подп. 1.1.9 п. 1.1 Перечня административных
процедур, осуществляемых государственными
органами и иными организациями по заявлениям
граждан, утвержденного Указом Президента
Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200 "Об
административных процедурах, осуществляемых
государственными органами и иными организациями
по заявлениям граждан" (далее – Перечень)
[11].
По существу приватизация регламентируется
специальными нормативными правовыми
актами. Следует отметить, что в настоящее
время происходят значительные изменения
законодательства, регулирующего сферу
жилищных отношений. Происходящие изменения
жилищного законодательства не обошли
стороной и приватизацию. Так, 02.03.2013 утратил
силу Закон Республики Беларусь от 16.04.1992
№ 1593-XII «О приватизации жилищного фонда
в Республике Беларусь» [12] в связи с принятием ЖК РБ [1], а 30.05.2013 утратило силу Положение о приватизации жилых помещений
в домах государственного жилищного фонда,
их эксплуатации и ремонте, утвержденное
постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 21.09.2001 №1399 [13], в связи с принятием постановления Совета Министров Республики
Беларусь от 08.05.2013 №356 «О внесении дополнений
и изменений в некоторые постановления
Совета Министров Республики Беларусь
и признании утратившими силу некоторых
постановлений Совета Министров Республики
Беларусь и их отдельных структурных элементов»
[14]. Названные нормативные правовые акты
на протяжении долгого времени регулировали
процесс приватизации гражданами жилых
помещений государственного жилищного
фонда, поэтому правовое регулирование
процесса приватизации, существующее
в настоящее время, представляется недостаточным
и носит общий характер. Одновременно
следует признать, что фактически процесс
приватизации не изменился, поскольку
нормативные правовые акты, которые бы
регламентировали процесс приватизации
иначе, чем утратившие силу упомянутые
нормативные правовые акты, отсутствуют.
В силу сложившейся ситуации фактически
утратившие силу нормативные правовые
акты продолжают применяться, поскольку
равноценная их замена пока не состоялась.
Таким образом, формально процесс
приватизации регулируется ст. 134 - 145 ЖК РБ [1].
Реализация права на приватизацию
представляет собой цепочку последовательных
взаимосвязанных отношений между государством
и гражданином, на каждом этапе которых
возникают соответствующие права и обязанности.
1. С возникновением постоянного
права пользования жилым помещением
государственного жилищного фонда
у конкретного лица в силу п. 1 ст. 136 ЖК РБ возникает и субъективное
право на приватизацию конкретного жилого
помещения, а в некоторых случаях – право
на приватизацию на льготных условиях.
Перечень лиц, имеющих право на приватизацию
на льготных условиях, закреплен в ст. 140 ЖК РБ [1].
Гражданам, имеющим право на
приватизацию на льготных условиях, при
расчете стоимости жилого помещения безвозмездно
передаются в собственность площадь в
пределах двадцати квадратных метров
общей площади жилого помещения, а также
по двадцать квадратных метров общей площади
жилого помещения на каждого проживающего
вместе с ними нетрудоспособного неработающего
члена семьи с учетом полностью начисленной
им жилищной квоты, суммы квот. При этом
под нетрудоспособными неработающими
членами семьи понимаются не работающие
по трудовым договорам, гражданско-правовым
договорам, предметом которых является
оказание услуг, выполнение работ и создание
объектов интеллектуальной собственности,
и не занимающиеся предпринимательской
деятельностью родители, супруг (супруга),
достигшие возраста шестидесяти лет (мужчины),
пятидесяти пяти лет (женщины) либо не
достигшие этого возраста, но являющиеся
инвалидами I или II группы; несовершеннолетние
дети или совершеннолетние дети, являющиеся
инвалидами с детства I или II группы [15].
Для приватизации отдельных
видов жилых помещений существуют определенные
особенности. Так, в соответствии с подп. 8.3 п. 8 Указа Президента Республики
Беларусь от 19.03.2007 №128 «О некоторых вопросах
предоставления и использования жилых
помещений государственного жилищного
фонда» (далее – Указ № 128) [16] заселенные
служебные жилые помещения государственного
жилищного фонда, предоставленные в установленном
порядке передаются отдельным категориям
граждан по их письменным заявлениям в
собственность на возмездной основе в
соответствии с законодательством о приватизации
жилищного фонда и с учетом установленных Указом № 128 особенностей [16]. К таким
гражданам отнесены, в частности, следующие
наниматели жилых помещений по договорам
найма служебных жилых помещений государственного
жилищного фонда, прекратившие трудовые
отношения или состоящие в трудовых отношениях
с организацией, предоставившей данные
жилые помещения, при условии, что на дату
подачи заявления они являются нуждающимися
в улучшении жилищных условий и не подлежат
выселению из этих помещений без предоставления
им других жилых помещений:
ставшие инвалидами вследствие
ранения, контузии, увечья, профессионального
заболевания, полученных при исполнении
производственных или служебных обязанностей;
проработавшие в организации,
предоставившей служебное жилое помещение
государственного жилищного фонда, независимо
от его принадлежности, не менее 10 лет;
уволенные в связи с ликвидацией
организации либо по сокращению численности
или штата работников;
являющиеся гражданами, заболевшими
и перенесшими лучевую болезнь, вызванную
последствиями катастрофы на Чернобыльской
АЭС, других радиационных аварий, инвалидами,
в отношении которых установлена причинная
связь увечья или заболевания, приведших
к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской
АЭС, другими радиационными авариями;
являющиеся инвалидами Великой
Отечественной войны и инвалидами боевых
действий на территории других государств;
являющиеся участниками Великой
Отечественной войны;
являющиеся ветеранами боевых
действий на территории других государств;
являющиеся инвалидами I и II
группы;
имеющие право на трудовую пенсию
по возрасту (в том числе на льготных условиях),
а также за выслугу лет [17, с.78].
Стать в установленном порядке
собственниками занимаемых служебных
жилых помещений могут и нуждающиеся в
улучшении жилищных условий и не подлежащие
выселению из этих помещений без предоставления
им других жилых помещений члены семьи:
умершего (погибшего) работника,
военнослужащего, которому было предоставлено
служебное жилое помещение государственного
жилищного фонда;
военнослужащих, партизан и
подпольщиков, погибших или умерших вследствие
ранений, контузий, увечий, заболеваний,
полученных в период боевых действий в
годы Великой Отечественной войны, а также
военнослужащих, лиц начальствующего
и рядового состава Следственного комитета
Республики Беларусь, органов внутренних
дел, погибших (умерших) при выполнении
воинского или служебного долга в Афганистане
либо в других государствах, где велись
боевые действия (а равно пропавших без
вести в районах ведения боевых действий), или при исполнении обязанностей воинской службы (служебных обязанностей), кроме случаев, если гибель (смерть) наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства или самоубийства, если оно не было вызвано болезненным состоянием или доведением до самоубийства [18].
Если площадь приватизируемого
жилого помещения превышает сумму площади
из расчета по 20 кв.м на гражданина и на
каждого проживающего вместе с ним нетрудоспособного
неработающего члена семьи, то стоимость
нельготируемой площади приватизируемого
жилого помещения рассчитывается и оплачивается
в общем порядке.
Реализуется право на приватизацию
путем подачи в установленном порядке
заявления о приватизации в местный исполнительный
и распорядительный орган либо в орган
управления юридического лица, в хозяйственном
ведении или оперативном управлении которого
находится жилое помещение (далее – орган
по приватизации). Это и является началом
административной процедуры и первым
основным шагом гражданина.
В соответствии с подп. 1.1.9 п. 1.1 Перечня граждане прилагают
к заявлению следующие документы:
- паспорта или иные
документы, удостоверяющие личность
нанимателя и совершеннолетних
членов его семьи, а также иных
граждан, за которыми в соответствии
с законодательством сохраняется
равное с нанимателем право
владения и пользования жилым
помещением;
- письменное согласие
отсутствующих граждан, за которыми
сохраняется право владения и
пользования жилым помещением, удостоверенное
нотариально;
- свидетельства о рождении
несовершеннолетних детей - для лиц,
имеющих несовершеннолетних детей;
- документ, подтверждающий
право на льготы, - для лиц, имеющих
право на льготы;
- именные приватизационные
чеки "Жилье" с выпиской из
специального (чекового) счета - в случае
их наличия.
Копия лицевого счета нанимателя,
справка (выкопировка из плана) о технических
характеристиках приватизируемой квартиры
и другие документы, необходимые для принятия
решения о приватизации по заявлению,
запрашиваются и получаются органом управления
юридического лица в порядке, установленном
в ст. 22 Закона Республики Беларусь
от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных
процедур» [19].
2. При подаче заявления
у государства в лице органа
по приватизации возникает обязанность
принять решение о приватизации
либо решение об отказе в приватизации.
Если из законодательства напрямую не
следует запрет на приватизацию того или
иного жилого помещения, то у государства
в лице органа по приватизации, рассматривающего
заявление, нет оснований для отказа. Отказ
в приватизации занимаемых жилых помещений
может быть обжалован в судебном порядке
(п. 5 ст. 136 ЖК РБ) [1]. Срок на принятие решения
– 1 месяц. В течение месяца орган по приватизации
должен, правильно применив законодательство,
принять решение, действующее в течение
года и являющееся основанием для заключения
договора купли-продажи, предметом которого
является жилое помещение государственного
жилищного фонда.