Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 01:31, контрольная работа
В Российской Федерации сосредоточены богатейшие земельные ресурсы (1709 миллионов гектаров земли). От того, как они используются и охраняются, во многом зависит благосостояние общества и отдельных людей. К сожалению, как раньше, так и теперь в земельной сфере дела обстоят не лучшим образом, и земельный вопрос продолжает оставаться в России одним из самых острых. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти до сих пор никак не могут расстаться с давно изжившими себя представлениями о земле. Несмотря на колоссальные изменения в социально-экономической сфере, требующие серьезного реформирования земельных отношений, они нередко пытаются в максимально возможной степени сохранить старый порядок землепользования.
Задание 1. Раскройте теоретический вопрос………………………………....3
Задание 2. Ответьте на вопросы теста, выбрав правильные варианты ответов ……………………………………………………………………………...14
Задание 3. Решите задачу…………………………………………………….25
Список используемых источников…………………………………………..30
Не исследован детально данный вопрос и ни в одном из комментариев к «Закону о переводе».
Представляется необходимым
- отсутствие участков испрашиваемой категории, находящихся в границах муниципального района в неразграниченной государственной собственности, в федеральной собственности, собственности субъекта РФ или муниципальной собственности;
- отсутствие участков испрашиваемой категории на любом виде права у инициатора перевода. Последний критерий нашел отражение в судебной практике. В частности, ФАС Уральского округа в постановлении от 19.12.2007 по делу № Ф09-554/07-С6 признал законным отказ в изменении категории участка сельскохозяйственного назначения по тому основанию, что заявитель имел на праве собственности другие участки категории земель промышленности, на которых он мог разместить автозаправочную станцию. По мнению суда, заявитель не доказал отсутствие иных вариантов размещения объекта, поэтому подлежат применению нормы, устанавливающие приоритет сохранения целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения. Вместе с тем, как указано в Решении Центрального районного суда г. Твери от 08.12.2008, указанный критерий не может быть единственным, поскольку юридические лица в известной мере являются юридической фикцией и ограничений по количеству юридических лиц, учрежденных одним физическим лицом, законодательство не содержит: «...суд не может согласиться с позицией заинтересованных лиц о том, что наличие или отсутствие иных вариантов размещения в данном случае связано исключительно с фактом наличия или отсутствия у собственника данного земельного участка - ООО «Земля» - иных земельных участков, которые равноценно могли бы быть использованы для размещения конкретного промышленного объекта». Также суд констатировал, что «Закон о переводе» «не содержит определения понятия «иных вариантов размещения», следовательно, факт наличия или отсутствия иных вариантов размещения промышленных объектов на земельных участках должен оцениваться исходя из конкретных обстоятельств дела и доказательств, их подтверждающих». Действительно, закрытый перечень критериев «отсутствия иных вариантов размещения объектов» установить не представляется возможным. Данный критерий возник в условиях исключительной государственной собственности на землю, и уполномоченный орган мог проводить сравнение всех возможных участков на предмет целесообразности размещения объекта на всей территории, а также изымать участки у прежних правообладателей. Вместе с тем изложенные выше критерии могут стать ориентиром при рассмотрении ходатайств о переводе. Обязание в судебном порядке уполномоченного органа осуществить изменение категории. Устанавливая возможность оспаривания акта об отказе в переводе земель, земельных участков в судебном порядке, «Закон о переводе» напрямую не предусматривает возможности обязать уполномоченные органы изменить категорию в судебном порядке. Суды большинства субъектов РФ считают, что обязать публичные органы изменить категорию участка в судебном порядке или обязать заинтересованных лиц согласовать изменение категории невозможно, поскольку такая возможность напрямую не указана в федеральном законодательстве.
Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 12.05.2003 № КГ-А41/2670-03 указал, что «обязание ответчика положительно решить вопрос об изменении целевого назначения земельного участка. не может быть, как правомерно указал суд первой и апелляционной инстанций, предметом судебного разбирательства». В Решении от 28.11.07 по делу № А12-16274/07-С15 Арбитражный суд Волгоградской области, признав незаконным решение Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области об отказе в переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, признал доводы, изложенные в оспоренном решении, необоснованными и обязал его не изменить категорию, а повторно рассмотреть ходатайство с учетом обстоятельств, установленных судом. Самарский областной суд, отменяя решения нижестоящих инстанций, указал, что «с учетом положений ч. 8 ст. 3 названного выше ФЗ № 172 от 21 декабря 2004 г. разрешение вопроса о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в порядке искового производства, что имело место по данному делу, недопустимо», и поставил под сомнение возможность принятия к производству исковых заявлений с такими требованиями. Мы считаем такое толкование неправомерным, поскольку ст. 3 «Закона о переводе» предусматривает возможность обжалования незаконного акта об отказе в переводе земель, а ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» устанавливает обязательность исполнения вступивших в законную силу судебных актов. По нашему мнению, суд, установив отсутствие оснований для отказа в переводе земельного участка, указанных в ст. 4 «Закона о переводе», и истребовав в судебном порядке необходимые документы, вправе обязать публичный орган изменить его категорию. Учитывая вышеизложенное, поддерживаем практику ФАС Поволжского округа, исходящую из возможности обязать уполномоченный орган осуществить изменение категории в судебном порядке.
Так, в Постановлении ФАС
Основными аргументами является возможность изменения разрешенного использования по усмотрению правообладателя земельного участка или на уровне органов местного самоуправления (а не субъектов РФ). Считаем уместным отметить, что почти всю историю существования правового института категории земель государственные полномочия по изменению категории земельных участков, по общему правилу, исполняли местные органы власти (например, ст. 5, 28-29 ЗК РСФСР 1991 г. (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 № 1103-1), ст. 5 ЗК РСФСР 1970 г. (утв. Законом РСФСР от 01.07.1970)), поскольку до принятия Конституции РФ от 12.12.1993 входили в систему органов государственной власти. Данное право, реализовавшееся на основании планов развития территорий, рассматривалось как составная часть их дееспособности, без которой реализация возложенных обязанностей невозможна. После вступления в силу Конституции РФ в актах регионального законодательства постепенно стали закрепляться полномочия субъектов РФ по изменению категории земельных участков. Данный процесс получил свое развитие после вынесения Постановления Конституционного суда РФ от 09.01.1998 г. № 1-П (п. 4), согласно которому по смыслу ст. 72 и ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ до издания федерального закона по тому или иному предмету совместного ведения субъект РФ вправе принять собственные нормативные акты, но после издания федерального закона такие акты должны быть приведены в соответствие с федеральным законом. В настоящее время это привело к установлению «губернаторской экономики» и монополизму в строительной сфере. Считаем необходимым четко установить перечень особо ценных земель, подлежащих особой охране, а в отношении малоценных земель передать государственные полномочия по изменению их категории органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (как это сделано в отношении полномочий по предоставлению земельных участков из государственной (неразграниченной) собственности). Такое законодательное решение устранит конфликт земельного и градостроительного законодательства. Другим аргументом, приводимым в пользу отмены института категории земель как основного способа определения правового режима земельных участков, является большее многообразие видов разрешенного использования по сравнению с 7 категориями земель, установленными земельным законодательством. При этом не учитывается, что количество категорий никогда не было неизменным, оно увеличивалось по мере развития общественных отношений (самыми «поздними» были земли водного фонда и особо охраняемых территорий) и в случае возникновения такой необходимости нет препятствий для увеличения количества категорий. Таким образом, вышеприведенный аргумент, по нашему мнению, не является достаточно обоснованным. Вместе с тем, неограниченное многообразие видов разрешенного использования (без их объединения по группам в категории) делает невозможным построение единой фискальной системы и противоречит принципу единства технологии государственного кадастра, сопоставимости с данными других публичных реестров, учитывая наличие огромного количества правоустанавливающих документов, в которых правовой режим участков определен через указание категории земель, что приведет к хаосу в правоприменительной практике и сделает невозможным государственное регулирование земельных отношений. Прочие же аргументы по существу сводятся не к критике правового института деления земель на категории, а к публичным органам, его применяющим. При этом непонятно, каким образом отмена института категории земель может повлиять на правовую культуру публичных органов, уполномоченных на изменение правового режима земельных участков. В связи с изложенным считаем целесообразным присоединиться к мнению А.В.Нуприенковой (заместитель начальника Управления государственного земельного кадастра Федерального агентства кадастра объектов недвижимости), высказанному на заседании Комитета Государственной Думы по строительству и земельным отношениям 17 октября 2008 г., что «так или иначе, будет возникать потребность группировки каких-то земельных участков по определённым параметрам». Отмена категории земель нарушит преемственность в законодательстве и не исправит недостатков в деятельности публичных органов. Кроме того, Градостроительным кодексом установлены территории, не используемые в качестве пространственного базиса для размещения объектов, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов и регламентация использования которых возможна только посредством института категории земель. Институт деления земель на категории по критерию целевого назначения никогда не был статичным, в нем заложен, по нашему мнению, значительный потенциал к совершенствованию с усложнением общественных отношений и изменением исторических условий, в связи с чем он и останется центральным в отечественном земельном праве.
Задание 2. Ответьте на вопросы теста, выбрав правильные варианты ответов
1. Как Земельный Кодекс определяет земельный участок?
Ответ: 2. Как часть поверхности земли, ограниченную в порядке, установленном земельным законодательством, государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.
2. Какие из перечисленных ниже норм, относятся к конституционным нормам, гарантирующим право частной собственности на землю?
Ответ: 2. Частная собственность на землю и природные ресурсы гарантируется Конституцией Российской Федерации.
3. Могут ли иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства на территории России иметь в собственности земельные участки?
Ответ: 1. Да. Иностранные граждане, лица
без гражданства и иностранные юридические
лица могут приобретать в собственность
расположенные на территории Российской
Федерации земельные участки, однако на
этот счет существует несколько исключений.
В соответствии с п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные
граждане, лица без гражданства и иностранные
юридические лица не могут обладать на
праве собственности земельными участками,
находящимися на приграничных территориях,
перечень которых устанавливается Президентом РФ
в соответствии с федеральным законодательством
о Государственной границе Российской
Федерации, и на иных установленных особо
территориях Российской Федерации в соответствии
с федеральными законами.
Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной
границе Российской Федерации" включает
в пределы приграничной территории пограничную
зону, российскую часть вод пограничных
рек, озер и иных водоемов, внутренних
морских вод и территориального моря Российской
Федерации, где установлен пограничный
режим, пункты пропуска через государственную
границу, а также территории административных
районов и городов, санаторно-курортных
зон, особо охраняемых природных территорий,
прилегающих к государственной границе,
пограничной зоне, берегам пограничных
рек, озер и иных водоемов, побережью моря
или пунктам пропуска. Указом же Президента РФ
(который пока не принят) будут утверждены
перечни, включающие наименования конкретных
территорий из названных выше, на которых
запрещается предоставление иностранцам,
лицам без гражданства и иностранным юридическим
лицам земельных участков в собственность.
Федеральный закон "О введении в действие
Земельного кодекса Российской Федерации"
в п. 5 ст. 3 закрепил, что до установления
Президентом РФ указанного перечня приграничных
территорий не допускается предоставление
земельных участков, расположенных на
таких территориях (т.е. на всех приграничных
территориях), в собственность иностранным
гражданам, лицам без гражданства и иностранным
юридическим лицам.
Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ
"Об обороте земель сельскохозяйственного
назначения" установлено, что иностранные
граждане, иностранные юридические лица,
лица без гражданства, а также юридические
лица, в уставном (складочном) капитале
которых доля иностранных граждан, иностранных
юридических лиц, лиц без гражданства
составляет более чем 50%, могут обладать
земельными участками или долями в праве
общей собственности на земельные участки
из земель сельскохозяйственного назначения
только на праве аренды. Иными словами,
в собственность участки земель сельскохозяйственного
назначения указанным лицам не могут быть
предоставлены. Следует обратить внимание
на то, что в данном Законе речь идет не
только об иностранных юридических лицах,
но и о тех юридических лицах, в которых
доля иностранного капитала составляет
более чем 50%.
Указанные юридические лица включены
в государственный реестр коммерческих
организаций с иностранными инвестициями,
зарегистрированных на территории Российской
Федерации и, соответственно, в сводный
государственный реестр аккредитованных
на территории Российской Федерации представительств
иностранных компаний, которые ведет Государственная
регистрационная палата при Минюсте России.
Соответствующие данные о долях в уставном
капитале должны содержаться в их учредительных
документах.
Других ограничений законодательством
в настоящее время не установлено, однако
они могут быть введены федеральными законами
в соответствии с приведенной выше статьей
Земельного кодекса.
Необходимо также отметить, что иностранным
гражданам, лицам без гражданства и иностранным
юридическим лицам земельные участки
предоставляются в собственность только
за плату (п. 5 ст. 28 ЗК РФ). Например, если
иностранный гражданин использует земельный
участок, предоставленный ему на праве
постоянного (бессрочного) пользования,
он не имеет права на бесплатное переоформление
его в собственность в порядке ст. 20 ЗК РФ,
но может взять его в аренду или приобрести
в собственность за установленную плату.
4. Является ли возмездным установление публичного сервитута для собственника, землепользователя и землевладельца земельного участка?
Ответ: 1. Да. К публичным сервитутам относятся:
безвозмездное и беспрепятственное использование
объектов общего пользования (пешеходные
и автомобильные дороги, объекты инфраструктуры),
которые существовали на момент передачи
земельного участка в собственность; возможность
размещения на участке межевых и геодезических
знаков; возможность доступа на участок
соответствующих служб для ремонта объектов
инфраструктуры. Здесь публичные сервитуты, по смыслу документа,
уже установлены при переходе прав на
земельный участок. Право собственности
на земельный участок включает в себя
возможность любого использования участка
всеми способами, не противоречащими ограничениям,
установленным законом. Исходя из содержания
документа, публичный сервитут является для
собственника участка обременением. Как
обременение он обязывает собственников
обеспечивать использование земельного
участка иными лицами в строго определенных
целях. Т.о. при отчуждении государственного
или муниципального имущества в порядке
приватизации соответствующее имущество
может быть обременено ограничениями,
предусмотренными законодательством
РФ или иными федеральными законами, и публичным сервитутом. При переходе
прав на участок, комитет по земельным
ресурсам в двухмесячный срок предоставляет
будущему собственнику для ознакомления
сведения об ограничениях прав на использование
земельного участка, в том числе и публичных сервитутах. Анализируя
Указ 1994 г., можно увидеть, что данный документ
разрешает установление публичного сервитута на участок
после его приватизации только на компенсационной
основе. Возникает вопрос - возможно ли
совместить понятие возмездное и ограничения?
В силу объективных причин, государство
при передаче прав на земельный участок,
в случае необходимости, устанавливает сервитут, т.е. право ограниченного
пользования чужим земельным участком.
Градостроительная практика различает
земельный сервитут и обременение (ограничение)
права собственности. Земельный сервитут - это право ограниченного
пользования чужим земельным участком.
Обременение (ограничение) права собственности
представляет собой наличие установленных
законом или уполномоченным органом, в
предусмотренном законом порядке, условий,
запрещений, стесняющих правообладателя
при осуществлении права собственности51.
Надо заметить, что в российском праве сервитут, не имея четкой юридической
квалификации, подспудно, существовал
практически всегда. Достаточно детально
данный вид вещного права разрабатывался
российскими цивилистами во второй половине
XIX века (без четкой квалификации института сервитута). К.Д. Кавелин отмечал, что
«особый ввд прав в чужой вещи представляет
выделение из права собственности какого-либо
отношения к вещи в пользу всех и каждого.
Такое выделение ограничивает право собственника,
но не дает самостоятельного имущественного
права никому из посторонних лиц в особенности.
Право в чужой вещи получает в таком случае
общественный, публичный характ
Информация о работе Проблемы применения и совершенствования земельного законодательства