Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 12:16, курсовая работа
Актуальность разрабатываемой темы обусловлена тем, что благоустройство и озеленение является важнейшей сферой деятельности муниципального хозяйства. Именно в этой сфере создаются те условия для населения, которые обеспечивают высокий уровень жизни. Тем самым, создаются условия для здоровой комфортной, удобной жизни как для отдельного человека по месту проживания, так и для всех жителей города, района, квартала, микрорайона. При выполнении комплекса мероприятий они способны значительно улучшить экологическое состояние и внешний облик городов и поселков, создать более комфортные микроклиматические, санитарно-гигиенические и эстетические условия на улицах, в жилых квартирах, общественных местах (парках, бульварах, скверах, на площадях и т.д.). Назрела необходимость системного решения проблемы благоустройства и озеленения городов и поселков.
Введение
1. Теоретико-методологические основы благоустройства и озеленения территории муниципального образования
1.1 Основы формирования и определение понятия городского благоустройства
1.2 Внешнее, социально-бытовое, инженерное и экологическое благоустройство жилых территорий
1.3 Благоустройство и озеленение территории муниципального образования
2. Анализ состояния благоустройства и озеленения территории муниципального образования горда
2.1 Характеристика социально-экономического развития и основные направления благоустройства города
2.2 Анализ исследования в области благоустройства и озеленения жилых дворовых территорий города
3. Основные пути решения проблем в области благоустройства и озеленения территории муниципального образования
3.1 Современная отечественная и зарубежная практика благоустройства и озеленения городов
3.2 Деятельность в сфере благоустройства и озеленения на территории Российской Федерации
3.3 Предложения по совершенствованию деятельности местных органов управления в сфере благоустройства и озеленения территории муниципального образования город Нижнекамск
4. Программа мер по обеспечение ВКР
4.1 Обоснование социальной значимости внедрения предложенных рекомендаций
4.2 Математическое и статистическое обеспечение ВКР
4.3 Правовое обеспечение ВКР
4.4 Социологическое обеспечение ВКР
4.5 Компьютерное обеспечение ВКР
Заключение
Ссылки на использованные источники
Список использованных источников
Газоны по своему назначению, способам создания и содержания подразделяют на партерные, обыкновенные, луговые, спортивные, мавританские или «цветущие» и специальные. Цветники в пределах жилой застройки могут формироваться в виде партеров, клумб, рабаток, массивов, групп, одиночных посадок и высаживаться в цветочные вазы. При размещении деревьев и кустарников на территории жилой застройки используют различные приемы: одиночные посадки, групповые, в виде куртин, рядовые посадки, массивы [18, c. 29].
Формирование системы озеленения на стадии строительства происходит в строгом соответствии с проектом благоустройства территории. Однако практика показывает, что в процессе эксплуатации жилых территорий система зеленых насаждений претерпевает значительные изменения по сравнению с проектными решениями. Содержание и эксплуатация объектов озеленения должно осуществляться с учетом «Правил по созданию, охране и содержанию зеленых насаждений в городах Российской Федерации» [19, c. 44].
Значительные отклонения в системе озеленения и благоустройства в процессе эксплуатации наблюдаются, прежде всего, на придомовых территориях, где происходят несогласованные посадки, пересадки, вырубки зеленых насаждений; вытаптывание газонов, кустарников, цветников, местоположение которых не учитывает сложившуюся сеть пешеходных коммуникаций. В условиях высокого уровня автомобилизации (350 – 400 автомобилей на 1000 жителей) значительная часть свободных пространств, в основном газонов и площадок, придомовых территории загромождается припаркованными автомобилями из-за отсутствия мест для их хранения. Палисадники жилых домов дополнительно озеленяют жильцы первых этажей без учета проложенных в их границах подземных коммуникаций, что вызывает не только разрушение самих инженерных коммуникаций, но также фундаментов и отмосток зданий, снижение инсоляции жилых помещений первых трех-четырех этажей жилых зданий.
Содержание зеленых насаждений должно учитывать специфику экологического состояния жилых территорий города для создания устойчивых, долговечных и декоративных зеленых насаждений.
Состав и размещение планировочных и объемных элементов благоустройства в жилой застройке определяется в зависимости от величины и характера открытых пространств жилых территорий. Для каждого вида и композиционного приема застройки характерны свои варианты архитектурно-планировочного решения и благоустройства.
К планировочным элементам благоустройства относятся площадки различного назначения: для активного и тихого отдыха взрослых и детей, игровые, спортивные, хозяйственные и протяженные планировочные элементы – пешеходные аллеи, бульвары, оздоровительные и прогулочные трассы, велодорожки. В современной жилой застройке значительную роль занимают объемные элементы благоустройства, которые можно разбить на три группы:
В высокоэтажной жилой застройке, при формировании которой заложен микрорайонный принцип организации территорий, наличие обширных открытых пространств позволяет дифференцировать создание зон социальной активности населения, обеспечивающие социально-бытовые, рекреационные, физкультурно-оздоровительные и другие потребности населения, с выделением комплексных общественных пространств. На этих территориях возможно использование не только планировочных, объемных элементов благоустройства, но и моделирование пространства средствами ландшафтной архитектуры - создание искусственного рельефа, водоемов, крупных массивов зелени, каскадов прудов и т. п.
Каждая жилая группа должна включать следующие планировочные элементы благоустройства со специальным оборудованием:
Одна из задач внешнего благоустройства – повышение разнообразия и художественной выразительности застройки и открытых озелененных пространств. Современные жилые территории без малых архитектурных форм все равно, что дом без мебели. По своему назначению их можно разделить на 5 основных групп:
Многие элементы благоустройства носят массовый характер и могут быть типовыми, например указатели, скамьи, урны, ограды, оборудование, подпорные стенки [12, c. 75].
Содержание малых архитектурных форм должно предусматривать их нормальную эксплуатацию. Садово-парковая мебель, малые архитектурные формы и оборудование должны иметь хороший внешний вид: окрашены, содержаться в чистоте и находится в исправном состоянии. Их цветовое решение должно вносить в городскую застройку жизнерадостный колорит и разнообразие. При эксплуатации детских площадок необходимо уделять особое внимание качеству, чистоте и экологичности песка. Рекомендуется применение песка, не содержащего вредных примесей, солей тяжелых металлов, примесей глины. Песок в детских песочницах должен меняться 2-3 раза в год. Конструктивные элементы оборудования детских, спортивных, хозяйственных и площадок для отдыха должны отвечать требованиям прочности, надежности и безопасности при эксплуатации [12, c.47].
Охрана природных компонентов, восстановление и создание благоприятных санитарно-гигиенических и экологических условий и, в конечном итоге, обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности является основной задачей экологического благоустройства жилых территорий. Оно является частью экологических программ по оздоровлению городской среды и безусловно является важным этапом в экологизации жилищно-коммунального хозяйства города [20, c. 317].
Эксплуатационные организации должны способствовать проведению городской экологической политики на местах путем реализации комплексных мероприятий по стабилизации экологической обстановки и снижения загрязнения среды до установленных нормативов [15]. В пределах жилых территорий основные задачи, определяющие сущность экологического благоустройства, включают в себя:
Таким образом, методы озеленения и виды благоустройства жилых территорий, основанные на классических приемах, включают ряд специфических мероприятий, способные значительно улучшить внешний вид, экологическое, санитарно-гигиеническое и эстетическое состояние города.
1.3 Благоустройство и озеленение территории на муниципальном уровне
В современных условиях весьма важной является проблема сохранения и оздоровления среды, окружающей человека в городе, формирования в городе условий, благотворно влияющих на психофизическое состояние человека, что особенно важно в период интенсивного роста городов, развития всех видов транспорта, повышения с каждым годом тонуса жизни [22, c. 312].
Конституцией России от 12 декабря 1993 года гарантированы экологические права граждан РФ. В статье 42 Конституции РФ говориться, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58) [23, c. 19].
Одной из функций зеленых насаждений поселений является создание и обеспечение благоприятной окружающей среды населения. Для городских поселений вопрос охраны зеленых насаждений рассматривается с двух аспектов:
Второй аспект особенно актуален в последние годы для крупных и крупнейших городов Российской Федерации. Особенностью правового регулирования в области охраны зеленых насаждений, с позиции обеспечения благоприятной окружающей среды населения, является его рассредоточенность по нескольким сферам законодательства. Помимо собственно экологического права, процедуры обеспечения благоприятной окружающей среды населения городов и поселений закрепляются рядом нормативных актов, действующих в области градостроительства, охраны окружающей среды, обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, местного самоуправления, земельных отношений. Общим недостатком законодательства РФ является отсутствие закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации», что непосредственно сказывается на качестве законодательного регулирования отношений в обществе. Структура законодательства РФ с позиций обеспечения благоприятной окружающей среды населения при градостроительной деятельности состоит из следующих нормативно-правовых актов: Конституция, Кодексы, Федеральные законы, нормативные документы [24, c. 14].
Декларативные положения Конституции должны быть раскрыты и закреплены в кодексах РФ, федеральных законах и нормативно-регламентационных документах. В настоящее время приняты несколько Кодексов РФ, где имеются природоохранные статьи (Гражданский, Административный, Уголовный, Земельный, Градостроительный кодекс). Проект Экологического кодекса, еще только планируется разработать. Необходимо отметить, что вышеназванные кодексы уже приняты и или вступили в действие, а проект Экологического кодекса только разрабатывается. Таким образом, по приоритетности для законодательной власти РФ экологические проблемы находятся на одном из последних мест [25].
В Градостроительном кодексе, вступившем в действие с 10 января 2005 года, в отличие от предыдущего, нет не только главы об экологической безопасности градостроительной деятельности, но даже ссылок на другие документы, защищающие окружающую среду. Если, Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. №73-ФЗ «регулирует отношения в области создания системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства городских и сельских поселений, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения» и имеется отдельная глава «Глава II – Обеспечение прав граждан на благоприятную среду жизнедеятельности» [26], то новый градостроительный кодекс (статья 4, п.1) от 10 января 2005 г. № 190-ФЗ «регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции». В кодексе отсутствует такое понятие как благоприятная окружающая среда. Косвенно, благоприятная окружающая среда входит в понятие «устойчивое развитие территорий» через обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека – статья 1, п. 3 – «устойчивое развитие территорий – обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений» [27].
Целью государственной политики Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и природопользования является сбалансированное решение социально-экономических и экологических задач в интересах нынешнего и будущих поколений. Более 20 законодательных актов России включают статьи, касающиеся обеспечения экологических прав граждан. Это законы «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе», и многие другие.