Введение
Земля составляет основы жизни и деятельности
человека, именно по этому, регулирование
отношений по использованию и охране земли
осуществляется исходя из представлений
о земле как о природном объекте, охраняемом
в качестве важнейшей составной части
природы, природном ресурсе, используемом
в качестве средства производства в сельском
хозяйстве и лесном хозяйстве и основы
осуществления хозяйственной и иной деятельности
на территории Российской Федерации, и
одновременно как о недвижимом имуществе,
об объекте права собственности и иных
прав на землю.
Существует приоритет охраны земли, как
важнейшего компонента окружающей среды
и средства производства в сельском хозяйстве
и лесном хозяйстве перед использованием
земли в качестве недвижимого имущества,
согласно которому владение, пользование
и распоряжение землей осуществляются
собственниками земельных участков свободно,
если это не наносит ущерб окружающей
среде.1
Земли, находящиеся
в пределах Российской Федерации, составляют
земельный фонд страны. Хотя собственность
и иные права на земельные участки осуществляются
в разных формах, общество несет ответственность
за их состояние, использование и охрану.
Государственным органам принадлежит
ведущая роль в обеспечении охраны и рационального
использования земель – они организуют
и осуществляют землеустройство, земельный
кадастр и мониторинг земель, государственный
контроль за использованием земель, разрешают
земельные споры.2
Тема реферата: Система органов управления
земельным фондом.
Предметом изучения являются:
органы управления земельным фондом, составляющие
единую систему управления в РФ.
Цель работы: изучение теоретических
положений, нормативных правовых актов,
деятельности органов управления в сфере
земельного управления.
Структура работы: реферат состоит
из введения, 3 глав, заключения и списка
использованной литературы.
При написании работы были использованы:
Земельный кодекс РФ, учебники по земельному
праву, интернет ресурсы по теме.
Глава 1 Понятие и состав земельного
фонда. Государственное управление земельным
фондом
Государственное управление земельным
фондом — отдельная сфера государственного
управления. Областью действия является
земля в широком смысле слова. Предметом
регулирования является система земельных
правоотношений в области рационального
использования и охраны земельных ресурсов
как объекта экономического хозяйствования.
Все земли, которые находятся в пределах
Российской Федерации, составляют единый
земельный фонд РФ. Он обусловливает наличие
общего правового режима всех земель,
составляющих земельный фонд РФ, независимо
от формы собственности на землю, целевого
назначения и принадлежности к той или
иной категории земель.
Все земли РФ подразделяются на два вида:
— земли, которые используются в качестве
пространственного экономического базиса,
средства производства;
— земли, которые выполняют природно-заповедные,
рекреационные, оздоровительные функции.
В зависимости от целевого предназначения
все земли РФ подразделяются на:
- земли сельскохозяйственного назначения
(гл. 14 ЗК РФ). В этой категории выделяют
два вида земель: земли, предназначенные
для целей сельскохозяйственного производства,
т. е. используемые в качестве производственного
фактора; земли, предоставленные для нужд
сельского хозяйства, т. е. используемые
в качестве обеспечительного, вспомогательного
фактора;
- земли населенных пунктов (поселений),
(гл. 15 ЗК РФ). К их числу относят все земли,
которые расположены в пределах городской,
поселковой территории, а также территории
населенных пунктов и те, которые находятся
за пределами территории населенных пунктов,
но переданы в их ведение;
- земли промышленности, энергетики, транспорта,
связи, радиовещания, телевидения, информатики,
земли для обеспечения космической деятельности,
земли обороны, безопасности и земли иного
специального назначения (гл. 16 ЗК РФ).
Указанные земли могут быть предоставлены
только организациям, предприятиям и учреждениям
в порядке, установленном федеральным
законодательством;
- земли особо охраняемых территорий и
объектов (гл. 17 ЗК РФ). К их числу относятся
земли, которые носят природоохранный,
природно-заповедный, рекреационный, оздоровительный
и историко-культурный характер;
- земли лесного фонда (гл. 18 ЗК РФ). В его
состав входят все земли, покрытые лесом
и лесопосадками, а также земли, не покрытые
лесом, но предназначенные для нужд лесного
хозяйства;
- земли водного фонда. Эти земли включают
в себя три вида земель: занятые водными
объектами; выделяемые под полосы отвода;
водоохранные зоны водных объектов;
- земли запаса не находятся ни на праве
собственности, ни на праве аренды, постоянного
(бессрочного) пользования, пожизненного
наследуемого владения и т. д. Земли запаса
составляют единый резервный земельный
фонд Российской Федерации, находящийся
под контролем федеральных исполнительных
органов государственной власти в области
рационального использования и охраны
земель.3
Структура земельного фонда постоянно
меняется под влиянием различных факторов:
политических, экономических, социальных,
биологических, экологических и др.
С изменением структуры земельного фонда
в целом происходят изменения и в структуре
категории земель. Такие же изменения
могут происходить в рамках всех остальных
категорий земель в связи с их переводом
из одной категории в другую, приватизацией
земель, развитием предпринимательской
деятельности в области использования
земельных ресурсов и т. д.4
Глава 2 Понятие и
система органов управления земельным
фондом
Управление можно рассматривать
как функцию организации (упорядочения)
систем различной природы - биологических,
технических, социальных. В этом смысле
допустимо говорить об управлении транспортным
средством, биологическими процессами
и т.д. Однако наиболее распространенным
является понимание управления применительно
к социальным процессам, где в роли субъектов
управления выступают органы публичной
власти, а объектом управления является
поведение (деятельность) граждан и юридических
лиц.
В самом общем виде
под управлением земельным фондом понимается исполнительно-распорядительная
деятельность органов государственной
власти и органов местного самоуправления
в пределах их компетенции, направленная
на публично-правовое регулирование земельных
отношений в Российской Федерации в целях
обеспечения рационального использования
и охраны земель. Данное публично-правовое
регулирование распространяется на всех
граждан и юридических лиц (включая иностранных)
вне зависимости от их организационно-правовых
форм и видов прав на земельные участки.
Управленческая деятельность
в области использования и охраны земель
осуществляется исключительно исполнительными
органами государственной власти РФ и
ее субъектов, а также органами местного
самоуправления. Только они имеют внешние полномочия властного характера, со всеми
вытекающими отсюда последствиями (подчинение
своей воле от лица государства или с санкции
государства, вплоть до применения мер
принуждения).
К числу полномочий
Российской Федерации в области земельных
отношений относится установление основ
федеральной политики в области регулирования
земельных отношений; установление ограничений
прав собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев,
арендаторов земельных участков, а также
ограничений оборотоспособности земельных
участков; государственное управление
в области осуществления мониторинга
земель, государственного земельного
контроля, землеустройства; установление
порядка резервирования земель, изъятия
земельных участков, в том числе путем
выкупа, для государственных и муниципальных
нужд; резервирование земель, изъятие
земельных участков, в том числе путем
выкупа, для нужд Российской Федерации;
разработка и реализация федеральных
программ использования и охраны земель
и т.д.
К полномочиям субъектов РФ
относятся резервирование, изъятие, в
том числе путем выкупа, земель для нужд
субъектов РФ; разработка и реализация
региональных программ использования
и охраны земель, находящихся в границах
субъектов РФ; иные полномочия, не отнесенные
к полномочиям Российской Федерации или
к полномочиям органов местного самоуправления.
Под муниципальным управлением
в сфере использования и охраны земель
понимается деятельность органов местного
самоуправления, направленная на обеспечение
устойчивого развития территорий и создание
благоприятных условий жизнедеятельности
человека, обеспечение рационального
использования и охраны земель в границах
муниципальных образований.
Необходимо учитывать, что земельные
полномочия органов местного самоуправления
определяются нормативными правовыми
актами общего характера (Конституцией
РФ, конституциями и уставами субъектов
РФ, уставами муниципальных образований),
нормативными правовыми актами, посвященными
исключительно организации местного самоуправления
(Закон о местном самоуправлении), а также
нормативными правовыми актами, регулирующими
отношения в других сферах жизнедеятельности
населения (градостроительство, охрана
окружающей среды, рациональное использование
природных ресурсов и т.д.).
При этом следует иметь в виду,
что в действительности осуществление
ряда полномочий муниципальными органами
является невозможным либо вследствие
недостатка материально-финансовых ресурсов,
либо в силу отсутствия квалифицированных
кадров (иногда действуют оба фактора).
Конституция РФ признает за
населением и органами местного самоуправления
право самостоятельно в пределах своих
полномочий решать вопросы местного значения
(ст. 12, 130), в ней перечислены некоторые
из таких вопросов, а также упомянуто о
праве решать "иные вопросы местного
значения" (ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132). Кроме
того, Конституция содержит норму о том,
что закон может наделять органы местного
самоуправления отдельными государственными
полномочиями с передачей необходимых
для их осуществления материальных и финансовых
средств, причем реализация переданных
полномочий подконтрольна государству
(ч. 2 ст. 132).
Полномочия (права и обязанности)
органов местного самоуправления в области
использования и охраны земель сформулированы
в ЗК РФ и других федеральных законах и
подзаконных актах. Так, ЗК РФ предусматривает
ряд прав и обязанностей органов местного
самоуправления в ст. 1, 2, 7, 8, 13, 23, 31, 33, 72
и ряде других. Данный перечень дополнен
иными федеральными законами. Например,
Закон об обороте земель определяет полномочия
органов местного самоуправления по приобретению
земельных участков (ст. 8); Закон о ЛПХ
(п. 3 ст. 7) указывает на возможность органов
местного самоуправления поддерживать
личное подсобное хозяйство из местных
бюджетов; ГрК РФ предусматривает ряд
полномочий в сфере территориального
планирования (подготовка генеральных
планов) и градостроительного зонирования
(разработка правил землепользования
и застройки), а также по планировке территории
муниципального образования.
Следует иметь в виду, что Закон
о местном самоуправлении предусматривает
несколько разновидностей муниципальных
образований, различая поселения, муниципальные
районы, городские округа и внутригородские
территории города федерального значения.
Причем вопросы местного значения для
каждой разновидности муниципальных образований
не являются одинаковыми. В указанных
муниципальных образованиях полностью
совпадают правомочия владения, пользования
и распоряжения имуществом, находящимся
в муниципальной собственности (в том
числе земельными участками); резервирование
и изъятие земельных участков для муниципальных
нужд, в том числе путем выкупа; проведение
муниципального земельного контроля;
создание, развитие и обеспечение охраны
лечебно-оздоровительных местностей и
курортов местного значения.
Отличия в полномочиях органов
местного самоуправления различных видов
муниципальных образований заключаются,
например, в том, что на территории поселений
и городских округов проводятся мероприятия
по благоустройству и озеленению территории,
а также использованию и охране городских
лесов; в муниципальных районах такие
мероприятия не предусматриваются. Ведение
информационной системы обеспечения градостроительной
деятельности предусмотрено в городских
округах и муниципальных районах, но не
в поселениях и т.д.
Глава 3. Органы государственного
управления земельным фондом
Государственное управление
в области использования и охраны земель
осуществляют как представительные, так
и исполнительные органы власти.
Представительные органы государственной
власти — это Президент Российской Федерации,
Совет Федерации и Государственная Дума,
а также соответствующие органы субъектов
Российской Федерации.
К органам исполнительной власти
относятся органы общей и органы специальной
компетенции. Органами общей компетенции
являются: Правительство Российской Федерации
и соответствующие органы государственной
власти субъектов РФ, а также органы местного
самоуправления — городские, районные,
поселковые и сельские администрации.
Каждый из них в пределах своей
компетенции осуществляет функции управления
в области использования и охраны земель
независимо от того, в чьей собственности,
пользовании или ведомственном управлении
находятся земли.
Органы специальной компетенции
подотчетны органам общей компетенции
и, в свою очередь, подразделяются на функциональные
и отраслевые (ведомственные) органы.
К функциональным органам специальной
компетенции относятся федеральная служба
земельного кадастра (Росземкадастр),
Министерство имущественных отношений,
Министерство природных ресурсов, органы
санитарно-эпидемиологической службы
и архитектурно-градостроительной службы.