Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 19:19, контрольная работа
Источники права представляют собой форму закрепления общеобязательных правовых норм. Такими формами могут быть правовой обычай, судебный и административный прецедент, нормативный акт и нормативный договор. В силу различных специфических условий развития в правовых системах государств могут существовать все или лишь некоторые из источников права. В зависимости от этого принято различать англосаксонскую и континентальную системы права. В первой, которая действует в Великобритании, США, Канаде, Индии и некоторых других странах, наряду с нормативным актом и договором обычай и судебный прецедент играют важную роль в системе правового регулирования. В странах с континентальной системой права (Европа) обычай и судебный прецедент присутствуют в незначительной степени или отсутствуют совсем
Понятие и классификация источников земельного права________________3
Конституционные основы правового регулирования земельных отношений______________________________________________________10
Департамент лесного хозяйства администрации Владимирской области
ГБОУ СПО ВО «Муромцевский лесотехнический техникум»
РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО» НА ТЕМУ:
«Системы источников земельного права»
Выполнил: студент 31 ЛХО
Лозбичев Сергей.
Проверил: Козодоев Виктор Васильевич
Муромцево, 2013 г.
Содержание
Понятие и классификация источников земельного права________________3
Конституционные основы правового
регулирования земельных
Понятие и классификация источников земельного права
Источники права представляют
собой форму закрепления
В российской системе права
источниками права являются писаные
законы — нормативные акты и нормативные
договоры. В качестве источников права
признаются также решения Конституционного
Суда РФ, а также обычай в случаях,
установленных
Тем не менее законодательство играет основную роль. Говоря о законодательстве, следует определить, что в соответствии с общепринятыми взглядами на понятие законодательства в его содержание включаются практически все действующие правовые принципы и нормы. Это не только содержащиеся в законах, но и те, которые существуют в составе подзаконных нормативных актов — постановлениях правительства, решениях местных властей, нормативных актах министерств и ведомств. Это так называемое широкое понятие законодательства, практически совпадающее с понятием права.
Первичным элементом законодательства
является нормативный правовой акт,
который представляет собой документ,
объединяющий совокупность предметно
связанных между собой норм. К
ним относятся Конституция РФ,
законы, кодексы, президентские указы,
постановления правительства, ведомственные
акты, конституции, уставы и иные нормативные
правовые акты субъектов РФ, нормативные
постановления и решения
Неотъемлемыми атрибутами,
признаками каждого нормативного акта
являются его наименование и дата,
а также указание того, кем он
издан. В российской практике за последнее
время появилось и такое
1 См. постановление Правительства РФ от 13' августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (СЗ РФ. 1997. № 33. Ст. 3895); приказ министра юстиции РФ от 14 июля 1999 г. № 217 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
2 СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3356.
Для характеристики нормативных
актов следует воспользоваться
распространенным способом их классификации.
Существуют различные способы
Во-первых, для понимания
структуры законодательства необходимо
учитывать ранжирование нормативных
актов по двум пересекающимся линиям.
По одной — законодательство делится
на отрасли по критерию предмета правового
регулирования: конституционное, гражданское,
административное, трудовое, жилищное
и т.д. Здесь же выделяется и земельное
законодательство. По другой — законодательство
делится на уровни, т.е. имеется законодательство
федеральное, субъектов Федерации
и нормативные акты местных властей.
Состав отраслей законодательства на
каждом уровне частично определен Конституцией
РФ, которая в ст. 71 и 72 устанавливает
соответственно исчерпывающий перечень
предметов ведения РФ и совместного
ведения РФ и субъектов РФ. Одновременно
в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конституции
РФ вне пределов исключительного
ведения РФ и совместного ведения
РФ и субъектов РФ субъекты РФ имеют
право развивать собственное
законодательство, которое может
формировать дополнительные отрасли.
В соответствии с Конституцией РФ
земельное законодательство относится
к совместному ведению, что означает
право государственных органов
Федерации и субъектов
Во-вторых, распространена классификация
нормативных правовых актов по юридической
силе. В этом случае все они делятся
на законы и подзаконные нормативные
правовые акты. К законам относятся
нормативные правовые акты, принимаемые
законодательным органом РФ —
Федеральным Собранием и
Несмотря на такое ясное предписание Конституционного Суда РФ, принятие закона не означает автоматической отмены либо прекращения действия указов Президента РФ. Известно, что для этого 'Президентом РФ должно быть принято самостоятельное решение в те сроки, которые он сочтет необходимыми, либо вынесено решение Суда, отменяющего соответствующий указ Президента РФ. Пока такие решения не приняты в каждом конкретном случае, сохраняется ситуация юридической неопределенности относительно действия тех или иных положений закона и указов Президента РФ.
Таким образом, основную группу
источников земельного права образует
законодательство, представленное нормативными
правовыми актами, принятыми на всех
уровнях государственной
Если следовать доктрине, в соответствии с которой эти две системы не совпадают и система законодательства шире, чем система права, то по своей предметной характеристике источниками земельного права являются как земельное законодательство, объединяющее нормативные правовые акты, регулирующие отношения по использованию и охране земель (ст. 3 ЗК), так и нормативные правовые акты, образующие другие отрасли законодательства, но регулирующие в отдельных своих положениях земельные отношения наряду с другими общественными отношениями. Соответственно в части положений, регулирующих общественные отношения, объектом которых выступает земля, земельные участки, их части, земельные доли или права на землю, они также являются источниками земельного права, но остаются в системе своих самостоятельных отраслей законодательства. Так, источником земельного права является лесное законодательство, и в частности Лесной кодекс РФ в части его положений, которые определяют правовой режим земель лесного фонда; водное законодательство, включающее Водный кодекс РФ в части его положений, устанавливающих порядок пользования землями водного фонда. Также источниками земельного права может быть признано аграрное законодательство, представленное, к примеру, Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в части его положений, регулирующих земельные отношения; гражданское и уголовное законодательство, представленное частично Гражданским и Уголовным кодексами РФ.
Такой подход позволяет относительно
ясно разграничить полномочия РФ и
субъектов РФ в области регулирования
земельных отношений в
Как уже упоминалось, земельное законодательство входит в соответствии с Конституцией РФ в совместное ведение РФ и субъектов РФ. Порядок принятия федеральных законов и законов субъектов РФ определен в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» 1 . В нем, в частности, определено, что до принятия федеральных законов по предметам совместного ведения субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Кроме того, действует особая процедура принятия федеральных законов, проекты которых должны быть согласованы с органом государственной власти субъектов РФ. Дальнейшее позитивное развитие земельного законодательства субъектов РФ можно ожидать с учетом полномочий по правовому регулированию земельных отношений, которыми они наделены ЗК, Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Вторую группу источников
земельного права образуют нормативные
договоры и соглашения, заключаемые
в соответствии с Конституцией РФ
и Федеральным законом «О принципах
и порядке разграничения
1 СЗ РФ. 1999. № 26, Ст. 3176.
2 См. постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 129 «Об утверждении Положения об обеспечении контроля за соблюдением соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 6. Ст. 753.