Современное состояние и задачи землеустройства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:36, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Организация рационального использования земель и их охраны является важнейшим фактором и главным условием развития всех отраслей экономики страны и определяющей частью земельной политики государства.
Отечественная практика и мировой опыт показывают, что землеустройство является основным механизмом осуществления проводимой земельной политики и главным звеном в системе управления земельными ресурсами любой страны.

Файлы: 1 файл

292.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

СОВРЕМЕННОЕ

СОСТОЯНИЕ

И ЗАДАЧИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

1. ЗНАЧЕНИЕ  И РОЛЬ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

В ПЕРИОД ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

(1991-2005 ГОДЫ)

В соответствии с Конституцией Российской Федерации  земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Организация рационального использования земель и их охраны является важнейшим фактором и главным условием развития всех отраслей экономики страны и определяющей частью земельной политики государства.

Отечественная практика и мировой опыт показывают, что землеустройство является основным механизмом осуществления проводимой земельной политики и главным звеном в системе управления земельными ресурсами любой страны.

В начале 1990-х годов землеустроительное обеспечение земельных преобразований в Российской Федерации позволило создать основы нового земельного строя, ликвидировать монополию государственной собственности на землю, провести перераспределение земель, сформировать слой крестьянских (фермерских) хозяйств, передать в ведение органов местного самоуправления земли сельских поселений, что дало им возможность осуществлять полномочия по управлению муниципальными территориями, провести реорганизацию бывших колхозов и совхозов и осуществить приватизацию их земель, зарегистрировать права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков, ввести плату за использование земель, подготовить списки налогоплательщиков, создать целевой земельный фонд и условия для гражданского оборота земель.

Широкомасштабные землеустроительные работы были начаты на основе «Республиканской программы проведения земельной реформы на территории РСФСР» от 18.01.1991 № 30. При ее реализации были составлены проекты землеустройства по 84 тысячам сельских и поселковых администраций, на основе которых осуществлена передача в их ведение земель в границах сельских населенных пунктов, а также вне их границ для целей расширения индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и организации сенокошения и пастьбы скота личного пользования жителей.

В их распоряжение были переданы земли 153,3 тыс. сельских поселений на общей площади 31,2 млн  га. Это дало возможность органам  местного самоуправления осуществить  определенные законодательством полномочия по распоряжению землями муниципальной собственности, а также удовлетворить потребности сельского населения в земельных участках для указанных выше целей. В порядке межевания было проведено также уточнение границ земель, переданных в ведение местных органов власти, по 9 тыс. сельских поселений.

Одновременно  было разработано 20,6 тыс. проектов перераспределения  и приватизации земель при реформировании бывших колхозов и совхозов с целью  создания на их территориях новых  субъектов хозяйствования: кооперативов, товариществ, акционерных обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств. Этими проектами были также определены собственники земельных долей и их размеры.

В 1320 административных районах (67% от их общего числа) была проведена  инвентаризация земель с целью выявления дополнительных площадей, пригодных для предоставления их гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества и иных целей. При этом общая площадь выявленных земель составила 2,5 млн га, из них 1,7 млн га занимали сельскохозяйственные угодья.


Особое внимание в этот период было обращено на землеустроительное обеспечение организации крестьянских (фермерских) хозяйств. Было составлено 38,5 тыс. проектов их организации. Кроме этого, были установлены границы 145,3 тыс. крестьянских хозяйств.

В первые пять лет  земельной реформы при участии  землеустроителей было изготовлено  и выдано 5,9 млн свидетельств, удостоверяющих право на земельные участки, 11,3 млн  свидетельств - на право собственности на землю собственникам земельных долей.

В этот период по 77 субъектам Российской Федерации  были разработаны программы защиты земель от деградации, консервации  деградированных земель и их восстановления, проведены аэрофотогеодезические работы на площади 178,7 млн га, почвенные обследования - на площади 44 млн га, геоботанические обследования - на площади 12,9 млн га и ряд других работ.

После 1998 года объемы выполненных землеустроительных работ  существенно снизились. Несмотря на принятие Федеральной целевой программы «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы» от 26.06.1999 № 694, из-за отсутствия финансирования планируемый комплекс землеустроительных работ по организации рационального использования земель и их охране не был реализован. При этом землеустроенные до 1990 года землевладения и землепользования были разрушены, а новые их формы с рациональным внутренним устройством территории до настоящего времени так и не были созданы.

В 1999-2002 годах  в небольших объемах проводились только землеустроительные работы по формированию целевых земельных фондов для расселения беженцев, вынужденных переселенцев, военнослужащих, уволенных в запас; по дальнейшему перераспределению земель; по установлению границ: земель федеральной собственности, территорий с особыми правовыми и природоохранными режимами, закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), сельских поселений, отдельных земельных участков.

Так, земельные  участки для индивидуального  жилищного строительства, ведения личного подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйства получили 68,2 тыс. семей беженцев и вынужденных переселенцев на площади 43,0 тыс. га, 28,6 тыс. уволенных в запас военнослужащих - на площади 41,9 тыс. га.

В 31 субъекте Российской Федерации на площади 3,6 млн га образован специальный фонд для предоставления земель казачьим обществам.

Проведенные с 1991 по 2005 годы землеустроительные работы позволили также сформировать фонд перераспределения земель на площади 34,9 млн га; организовать, выделить на местности и закрепить права на землю 275,2 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 15,9 млн личных подсобных хозяйств -на площади 7,0 млн га, 14,6 млн садоводческих хозяйств - на площади 1,3 млн га.

Благодаря осуществлению  землеустроительных действий в настоящее время 7,0 млн граждан имеют земельные участки под индивидуальными жилыми домами на площади 0,7 млн га, 100,7 тыс. граждан принадлежат дачные земельные участки на площади 16,4 тыс. га, более 4 млн граждан владеют земельными участками под огородами на площади 0,4 млн га.

На основании  Федерального закона от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О разграничении государственной  собственности на землю», подпрограммы «Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений (2002-2007 годы)» в 2002 году были начаты землеустроительные работы по подготовке документов для формирования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Эти работы не доведены до конца.

На 1 января 2005 года доля разграниченных земель составляла около 7%. По данным Росимущества на эту  дату был составлен перечень по 420 тыс. земельных участков из 10 млн, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации муниципальной собственности. Из них только 215 тыс. земельных участков было поставлено на кадастровый учет, в том числе 75 тыс. земельных участков, отнесенных к федеральной собственности.

С 2002 года начали проводиться также землеустроительные работы по постановке земельных участков на государственный кадастровый  учет в соответствии с федеральной  целевой программой «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)», которые с 2006 года продолжаются на основании подпрограммы этой федеральной целевой программы «Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011 годы)».

 

2. СОВРЕМЕННОЕ  СОСТОЯНИЕ ЗЕМЕЛЬ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО

НАЗНАЧЕНИЯ

Земельный фонд Российской Федерации по состоянию  на 1 января 2005 года составляет 1709,8 млн  гектаров, или 12,5% мировой территории, на которой сосредоточено 55% черноземных  почв мира, более 20% запасов пресных поверхностных и подземных вод и пятая часть лесных ресурсов планеты.

Земли сельскохозяйственного  назначения являются не только природным объектом, но и природным ресурсом, используемым в качестве средства производства продуктов питания, кормов для скота, сырья для перерабатывающей промышленности. Они имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной, в первую очередь, на сохранение их площадей, почв и их плодородия и играют важнейшую роль в обеспечении продовольственной безопасности и независимости страны.

Общая площадь  земель сельскохозяйственного назначения по состоянию на 1 января 2005 г. составляет 401,0млн га, или 23,5% от общей площади  территории Российской Федерации. К  данной категории отнесены земли, используемые предприятиями, организациями, обществами, а также гражданами (объединениями граждан), занимающимися производством сельскохозяйственной продукции. В составе земель сельскохозяйственного назначения находится 34,9 млн га земель, включенных в фонд перераспределения.

Земли сельскохозяйственного назначения разделяются на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья. Сельскохозяйственные угодья занимают 194,0 млн га, что составляет 48,4% от общей площади земель категории и 87,9% от площади всех сельскохозяйственных угодий страны.

Уменьшение  в 1991-2004 годах объемов землеустроительных работ и недооценка роли землеустройства  в осуществлении земельных преобразований привели к негативным последствиям в использовании сельскохозяйственных угодий - наиболее ценных и плодородных  земель нашей страны. Это происходило в процессе реформирования сельскохозяйственных предприятий, ухудшения экономического положения или банкротства части из них при снижении общего уровня государственной поддержки сельского хозяйства.

Динамика показателей  количественного и качественного состояния сельскохозяйственных угодий в России за этот период показана в табл. 1

 

 

 

 

 

 

 

Динамика показателей  количественного и качественного  состояния сельскохозяйственных угодий

в Российской Федерации  за 1991-2004 годы

№№ п/п

Показатели

Площадь, млн  га

1

Сокращение  площади с.-х. угодий, всего

 в том  числе:

- пашни

- многолетних  насаждений

1,68

 

10,15

0,09

2

Увеличение  площади:

- залежи

- малопродуктивных  кормовых угодий

 

4,40

4,12

3

Снижение размеров посевных площадей

39,20

4

Сокращение  площадей мелиорированных земель, всего  в том числе:

- орошаемых

- осушенных

4,21

 

1,57

2,64

5

Площадь мелиорированных  земель, находящихся в неудовлетворительном состоянии, всего

 в том  числе:

- орошаемых

- осушенных

 

3,55

 

1,22

2,33

6

Увеличение  площадей с.-х. угодий с негативными  проявлениями, всего

 в том  числе:

-подверженных  ветровой и водной эрозии

- подверженных  деградации (засолению, заболачиванию,  переувлажнению и др.)

- заросших древесно-кустарниковой  растительностью

- с ухудшенными технологическими свойствами

 

38,62

 

4,41

 

4,35

18,4

11,46

7

Площадь фонда  перераспределения в составе  категории земель с.-х. назначения

34,9

8

Площадь с.-х. угодий в составе категории земель запаса

11,6

9

Площадь бесхозных  земельных долей

8,3

10

Площадь невостребованных земельных долей

41,9

11

Нарушено севооборотов на площади пашни

70,65

12

Увеличение  площади под полевыми дорогами, межами, остаточными треугольниками и клиньями (огрехами)

0,51


 

Из таблицы видно, что  площадь пашни за период с 1991 по 2004 годы уменьшилась на 10,15 млн га, посевные площади сельскохозяйственных культур сократились на 39,2 млн га, площади сельскохозяйственных угодий с негативными проявлениями увеличились на 38,62 млн га, в том числе заросших древесно-кустарниковой растительностью - на 18,4 млн га.


 

При этом ежегодные потери продукции в пересчете на зерновой эквивалент, по нашим расчетам, составляют не менее 123,11 млн тонн¹.

Значительные  изменения культуртехнического  состояния земель происходят и в  отдельных регионах. Так, например, по данным Роснедвижимости, в Юхновском районе Калужской области за годы земельной реформы в слабой, средней и сильной степени кустарником и мелколесьем заросло: пашни -51 %, сенокосов - 76%, пастбищ - 68%, залежи - 63% (рис. 1). При существующей тенденции к 2010 году древесно-кустарниковой растительностью зарастет: пашни - 66,0%, сенокосов - 88,4%, пастбищ - 80,6%.

Вместе с  тем, сельскохозяйственные организации, где разработаны проекты землеустройства  и осуществляются природоохранные  мероприятия, по-прежнему эффективно используют землю и получают высокие урожаи сельскохозяйственных культур (рис. 2).

Практика показывает, что многие нерешенные к настоящему времени вопросы землеустройства  не только сдерживают осуществление  начавшейся в 1991 году и так и не законченной земельной реформы, но и являются серьезным тормозом развития экономики страны.

В этой связи  можно определить следующие задачи землеустройства на ближайшую перспективу.

 

3. ОСНОВНЫЕ  ЗАДАЧИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

1. Прежде всего,  необходимо восстановить функцию планирования использования земель и их охраны на основе схем землеустройства территорий различного уровня (Российской Федерации в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных и других административно-территориальных образований).

В отличие от схем территориального планирования, разработка которых предусмотрена  Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, схемы  землеустройства будут охватывать земли лесного, водного фондов, земель запаса, большей части особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, для которых не устанавливаются градостроительные регламенты. Как известно, эти межселенные территории занимают не менее 85% всех земель России.

 

 

 

 

 

______________________________________________________________

Информация о работе Современное состояние и задачи землеустройства в РФ