Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:36, курсовая работа
В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Организация рационального использования земель и их охраны является важнейшим фактором и главным условием развития всех отраслей экономики страны и определяющей частью земельной политики государства.
Отечественная практика и мировой опыт показывают, что землеустройство является основным механизмом осуществления проводимой земельной политики и главным звеном в системе управления земельными ресурсами любой страны.
СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ
И ЗАДАЧИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
В ПЕРИОД ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
(1991-2005 ГОДЫ)
В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Организация рационального использования земель и их охраны является важнейшим фактором и главным условием развития всех отраслей экономики страны и определяющей частью земельной политики государства.
Отечественная практика и мировой опыт показывают, что землеустройство является основным механизмом осуществления проводимой земельной политики и главным звеном в системе управления земельными ресурсами любой страны.
В начале 1990-х годов землеустроительное обеспечение земельных преобразований в Российской Федерации позволило создать основы нового земельного строя, ликвидировать монополию государственной собственности на землю, провести перераспределение земель, сформировать слой крестьянских (фермерских) хозяйств, передать в ведение органов местного самоуправления земли сельских поселений, что дало им возможность осуществлять полномочия по управлению муниципальными территориями, провести реорганизацию бывших колхозов и совхозов и осуществить приватизацию их земель, зарегистрировать права граждан и юридических лиц на большую часть земельных участков, ввести плату за использование земель, подготовить списки налогоплательщиков, создать целевой земельный фонд и условия для гражданского оборота земель.
Широкомасштабные землеустроительные работы были начаты на основе «Республиканской программы проведения земельной реформы на территории РСФСР» от 18.01.1991 № 30. При ее реализации были составлены проекты землеустройства по 84 тысячам сельских и поселковых администраций, на основе которых осуществлена передача в их ведение земель в границах сельских населенных пунктов, а также вне их границ для целей расширения индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и организации сенокошения и пастьбы скота личного пользования жителей.
В их распоряжение были переданы земли 153,3 тыс. сельских поселений на общей площади 31,2 млн га. Это дало возможность органам местного самоуправления осуществить определенные законодательством полномочия по распоряжению землями муниципальной собственности, а также удовлетворить потребности сельского населения в земельных участках для указанных выше целей. В порядке межевания было проведено также уточнение границ земель, переданных в ведение местных органов власти, по 9 тыс. сельских поселений.
Одновременно было разработано 20,6 тыс. проектов перераспределения и приватизации земель при реформировании бывших колхозов и совхозов с целью создания на их территориях новых субъектов хозяйствования: кооперативов, товариществ, акционерных обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств. Этими проектами были также определены собственники земельных долей и их размеры.
В 1320 административных районах (67% от их общего числа) была проведена инвентаризация земель с целью выявления дополнительных площадей, пригодных для предоставления их гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества и иных целей. При этом общая площадь выявленных земель составила 2,5 млн га, из них 1,7 млн га занимали сельскохозяйственные угодья.
Особое внимание
в этот период было обращено на землеустроительное
обеспечение организации
В первые пять лет земельной реформы при участии землеустроителей было изготовлено и выдано 5,9 млн свидетельств, удостоверяющих право на земельные участки, 11,3 млн свидетельств - на право собственности на землю собственникам земельных долей.
В этот период по
77 субъектам Российской Федерации
были разработаны программы защиты
земель от деградации, консервации
деградированных земель и их восстановления,
проведены аэрофотогеодезически
После 1998 года объемы выполненных землеустроительных работ существенно снизились. Несмотря на принятие Федеральной целевой программы «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы» от 26.06.1999 № 694, из-за отсутствия финансирования планируемый комплекс землеустроительных работ по организации рационального использования земель и их охране не был реализован. При этом землеустроенные до 1990 года землевладения и землепользования были разрушены, а новые их формы с рациональным внутренним устройством территории до настоящего времени так и не были созданы.
В 1999-2002 годах
в небольших объемах проводились
только землеустроительные работы по
формированию целевых земельных фондов
для расселения беженцев, вынужденных
переселенцев, военнослужащих, уволенных
в запас; по дальнейшему перераспределению
земель; по установлению границ: земель
федеральной собственности, территорий
с особыми правовыми и природоохранными
режимами, закрытых административно-
Так, земельные участки для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного и крестьянского (фермерского) хозяйства получили 68,2 тыс. семей беженцев и вынужденных переселенцев на площади 43,0 тыс. га, 28,6 тыс. уволенных в запас военнослужащих - на площади 41,9 тыс. га.
В 31 субъекте Российской Федерации на площади 3,6 млн га образован специальный фонд для предоставления земель казачьим обществам.
Проведенные с 1991 по 2005 годы землеустроительные работы позволили также сформировать фонд перераспределения земель на площади 34,9 млн га; организовать, выделить на местности и закрепить права на землю 275,2 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств, 15,9 млн личных подсобных хозяйств -на площади 7,0 млн га, 14,6 млн садоводческих хозяйств - на площади 1,3 млн га.
Благодаря осуществлению землеустроительных действий в настоящее время 7,0 млн граждан имеют земельные участки под индивидуальными жилыми домами на площади 0,7 млн га, 100,7 тыс. граждан принадлежат дачные земельные участки на площади 16,4 тыс. га, более 4 млн граждан владеют земельными участками под огородами на площади 0,4 млн га.
На основании
Федерального закона от 17.07.2001 № 101-ФЗ «О
разграничении государственной
собственности на землю», подпрограммы
«Информационное обеспечение
На 1 января 2005 года доля разграниченных земель составляла около 7%. По данным Росимущества на эту дату был составлен перечень по 420 тыс. земельных участков из 10 млн, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации муниципальной собственности. Из них только 215 тыс. земельных участков было поставлено на кадастровый учет, в том числе 75 тыс. земельных участков, отнесенных к федеральной собственности.
С 2002 года начали
проводиться также
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗЕМЕЛЬ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
НАЗНАЧЕНИЯ
Земельный фонд Российской Федерации по состоянию на 1 января 2005 года составляет 1709,8 млн гектаров, или 12,5% мировой территории, на которой сосредоточено 55% черноземных почв мира, более 20% запасов пресных поверхностных и подземных вод и пятая часть лесных ресурсов планеты.
Земли сельскохозяйственного назначения являются не только природным объектом, но и природным ресурсом, используемым в качестве средства производства продуктов питания, кормов для скота, сырья для перерабатывающей промышленности. Они имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной, в первую очередь, на сохранение их площадей, почв и их плодородия и играют важнейшую роль в обеспечении продовольственной безопасности и независимости страны.
Общая площадь
земель сельскохозяйственного
Земли сельскохозяйственного назначения разделяются на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья. Сельскохозяйственные угодья занимают 194,0 млн га, что составляет 48,4% от общей площади земель категории и 87,9% от площади всех сельскохозяйственных угодий страны.
Уменьшение
в 1991-2004 годах объемов
Динамика показателей количественного и качественного состояния сельскохозяйственных угодий в России за этот период показана в табл. 1
Динамика показателей
количественного и
в Российской Федерации за 1991-2004 годы
№№ п/п |
Показатели |
Площадь, млн га |
1 |
Сокращение площади с.-х. угодий, всего в том числе: - пашни - многолетних насаждений |
1,68
10,15 0,09 |
2 |
Увеличение площади: - залежи - малопродуктивных кормовых угодий |
4,40 4,12 |
3 |
Снижение размеров посевных площадей |
39,20 |
4 |
Сокращение площадей мелиорированных земель, всего в том числе: - орошаемых - осушенных |
4,21
1,57 2,64 |
5 |
Площадь мелиорированных
земель, находящихся в в том числе: - орошаемых - осушенных |
3,55
1,22 2,33 |
6 |
Увеличение площадей с.-х. угодий с негативными проявлениями, всего в том числе: -подверженных ветровой и водной эрозии - подверженных деградации (засолению, заболачиванию, переувлажнению и др.) - заросших древесно- - с ухудшенными технологическими свойствами |
38,62
4,41
4,35 18,4 11,46 |
7 |
Площадь фонда перераспределения в составе категории земель с.-х. назначения |
34,9 |
8 |
Площадь с.-х. угодий в составе категории земель запаса |
11,6 |
9 |
Площадь бесхозных земельных долей |
8,3 |
10 |
Площадь невостребованных земельных долей |
41,9 |
11 |
Нарушено севооборотов на площади пашни |
70,65 |
12 |
Увеличение площади под полевыми дорогами, межами, остаточными треугольниками и клиньями (огрехами) |
0,51 |
Из таблицы видно, что площадь пашни за период с 1991 по 2004 годы уменьшилась на 10,15 млн га, посевные площади сельскохозяйственных культур сократились на 39,2 млн га, площади сельскохозяйственных угодий с негативными проявлениями увеличились на 38,62 млн га, в том числе заросших древесно-кустарниковой растительностью - на 18,4 млн га.
При этом ежегодные потери продукции в пересчете на зерновой эквивалент, по нашим расчетам, составляют не менее 123,11 млн тонн¹.
Значительные изменения культуртехнического состояния земель происходят и в отдельных регионах. Так, например, по данным Роснедвижимости, в Юхновском районе Калужской области за годы земельной реформы в слабой, средней и сильной степени кустарником и мелколесьем заросло: пашни -51 %, сенокосов - 76%, пастбищ - 68%, залежи - 63% (рис. 1). При существующей тенденции к 2010 году древесно-кустарниковой растительностью зарастет: пашни - 66,0%, сенокосов - 88,4%, пастбищ - 80,6%.
Вместе с
тем, сельскохозяйственные организации,
где разработаны проекты
Практика показывает,
что многие нерешенные к настоящему
времени вопросы
В этой связи можно определить следующие задачи землеустройства на ближайшую перспективу.
3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА
1. Прежде всего,
необходимо восстановить функцию
планирования использования земель и
их охраны на основе схем землеустройства
территорий различного уровня (Российской
Федерации в целом, субъектов Российской
Федерации, муниципальных и других административно-
В отличие от
схем территориального планирования,
разработка которых предусмотрена
Градостроительным кодексом Российской
Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, схемы
землеустройства будут
______________________________
Информация о работе Современное состояние и задачи землеустройства в РФ