Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 20:36, курсовая работа
В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. Организация рационального использования земель и их охраны является важнейшим фактором и главным условием развития всех отраслей экономики страны и определяющей частью земельной политики государства.
Отечественная практика и мировой опыт показывают, что землеустройство является основным механизмом осуществления проводимой земельной политики и главным звеном в системе управления земельными ресурсами любой страны.
По состоянию на 1 января 1866 года по 31 губернии было произведено разверстывание угодий для 1 648 496 душ. Только за 1861-1862 годы около 4 млн крестьян отказались подписывать уставные грамоты, не соглашаясь с барщинными и оброчными повинностями или плохими по качеству землями, выделяемыми им, они требовали полной свободы от помещиков.
Помещики старались затянуть этот процесс, оставляли себе лучшие по качеству земли. В одной из своих работ В.И. Ленин так описывал землеустроительные действия того времени: «Крестьянские земли отмежевывали от помещичьих так, что крестьяне переселялись на «песочек», а помещичьи земли клином вгонялись в крестьянские, чтобы легче было благородным дворянам кабалить крестьян и сдавать им земли за ростовщические цены»¹. В результате даже через 20 лет после реформы 1861 года примерно, 15% бывших помещичьих крестьян оставались временнообязанными.
Оценка земельной реформы, проведенной в России правительством П.А. Столыпина (1906-1911 годы), до настоящего времени не является однозначной. С одной стороны, считается, что сам П.А. Столыпин, исходя из его высказываний, считал «народ темным», в связи с чем земельная реформа и ликвидация многовекового общинного землепользования в России разрушила традиционный уклад жизни крестьянства, была проведена без учета воли народа, не привела к улучшению его благосостояния и к заявленным темпам роста сельского хозяйства.
С другой стороны, сторонники земельной реформы считали, что создание хуторской и отрубной систем землевладения позволит перейти от старых
______________________________
1 Ленин В.И. «Крестьянская реформа» и пролетарская революция. - ПСС. - т. 20 19.03.1911 ст. стиль, 01.04.1911 новый стиль - С. 173
малоэффективных форм общинного земледелия к прогрессивным европейским системам ведения хозяйства, основанным на частной собственности крестьян на землю, их интересе в развитии производства и росте своих доходов.
Известно, что начало земельной реформе положил Именной Высочайший указ, данный Сенату 4 марта 1906 года, содержащий следующие положения:
а) об учреждении Комитета по землеустроительным делам при Главном управлении землеустройства и земледелия;
б) об учреждении губернских и уездных землеустроительных комиссий;
в) об упразднении комитета по земельным делам.
Комитет по землеустроительным делам создавался для организации и направления деятельности губернских и уездных землеустроительных комиссий в целях оказания помощи Крестьянскому банку в выполнении возложенных на него Манифестом от 3 ноября 1905 г. «Об отмене выкупных платежей» задач по покупке крестьянами земель. Комитет был учрежден при Главном управлении земледелия, устройства и землевладения под председательством главного управляющего названным ведомством в составе: одного из товарищей (заместителей) главного управляющего, управляющих Государственным дворянским земельным и Крестьянским банками, представителей министерств императорского двора и уделов, внутренних дел, финансов, юстиции, Главного управления землеустройства и земледелия, государственного контроля (по одному от каждого из этих министерств и ведомств).
Губернские и уездные землеустроительные комиссии были образованы для исполнения землеустроительных действий по переделу земли, а также содействию в устранении недостатков существующего землевладения и землепользования с учетом особых условий отдельных местностей. Их возглавляли в губерниях губернаторы, в уездах - предводители дворянства.
Главному управляющему землеустройством и земледелием было предоставлено право испрашивать кредиты: а) на содержание землеустроительных комиссий; б) на содержание необходимых для их работ землемеров и техников; в) на оказание населению денежной помощи.
Основным документом столыпинской реформы, направленным на ликвидацию общинной формы землепользования и насаждение хуторско-отрубной системы, стал Именной Высочайший указ Николая II, данный Сенату 9 ноября 1906 года. Согласно ему крестьянин имел право со своим наделом выйти из общины, а сельским обществам он предоставлял право большинством в две трети голосов производить полную разверстку земель на хуторские и отрубные участки.
Земля крестьян, вышедших из общин, переходила в личную собственность главы семьи (домохозяина). Прежний семейный принцип общинного землепользования заменялся личным наследственным правом собственности на землю. Это право было закреплено Законом от 15 ноября 1906 года, который разрешил землевладельцам сдавать свои наделы под залог Крестьянскому банку.
К 1910 году Правительство не устраивали темпы проведения земельной реформы. Она тормозилась из-за недостаточных объемов землеустроительных работ и противодействия со стороны части крестьянства.
В этой связи законом от 14.06.1910 года «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» были приняты дополнительные меры по разложению общины и образованию хуторов. Независимо от желания крестьян общины, которые в течение 24 лет не осуществляли передела земель, считались перешедшими к подворному владению. Каждый двор получал право закрепить в личную собственность все земли, которыми пользовался, в том числе незаконно присоединенные. Кроме того, он имел право требовать от общества выделения земель в одном месте взамен многочисленных чересполосных участков, разбросанных на значительном расстоянии друг от друга, что, по сути дела, требовало передела всей общинной земли.
Раздел земли на хутора и отруба допускался даже при условии, если этого требовала только пятая часть домохозяев. По Закону каждый, получивший землю в личную собственность, мог свободно ею распоряжаться: дарить, закладывать, завещать, продавать.
В Положении о землеустройстве 1912 г. были определены действия, которые необходимо было осуществить в ходе земельной реформы.
К ним относились:
отграничение подлежащих землеустройству земель от смежных владений в тех случаях, когда предварительное установление внешних границ необходимо для исполнения вышеперечисленных землеустроительных действий.
Все эти действия должны были осуществляться с учетом качества и местоположения земель, состава земельных угодий и их пригодности под пашню, выгон, сенокос, сады, а также требований создания компактных землевладений и землепользовании, ликвидации чересполосицы, дальноземелья, вклинивания, вкрапливаний и других недостатков. Цель их -создание устойчивых крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных имений с севооборотами, осушенными и орошаемыми землями, правильно осуществленными культуртехническими мероприятиями.
В практику межевых работ стали входить проекты землеустройства, на основании которых после их согласования и утверждения проводилось разделение общинных земель, устройство хуторов и отрубов, переселение крестьян.
По данным Главного управления землеустройства и землевладения Департамента государственных земельных имуществ, уже на 1 января 1909 г. землеустроительными комиссиями по 46 губерниям России были составлены проекты землеустройства для 86 тыс. дворов на площади 910 тыс. десятин по единоличному землеустройству и почти такое же число проектов на площади свыше 300 тыс. десятин по групповому землеустройству. Для 76 тыс. дворов проекты были перенесены в натуру. За эти годы с ходатайством о землеустройстве в комиссии обратилось более 670 тыс. домохозяев.
Действие столыпинского землеустройства было постепенно распространено не только на крестьянские надельные земли, но и на все крестьянские земли вообще, в том числе и купленные, т.е. вненадельные, а затем и на все вообще землевладение крестьянского типа независимо от сословного происхождения владельцев этих земель.
Все виды землеустроительных действий были разделены на две больших группы: единоличное землеустройство и групповое землеустройство.
Первый вид землеустройства считался «окончательной» формой фермерского землеустройства, второй - подготовительным и вспомогательным к первому.
К единоличному виду землеустройства относились: а) выдел земель отдельных домохозяев из общины на хутор; б) выдел тех же земель на отруб;
в) разверстание (раздел) целых селений на хутора; г) разверстание селений на отруба (рис. 1).
Хутором назывался
такой земельный участок, на котором
сосредоточены все необходимые
для хозяйства земельные
Все усилия при землеустройстве хутора были направлены на то, чтобы прежние чересполосные участки собрать вместе и разместить на них усадьбу владельца.
В том случае, если не удавалось поставить усадьбу или отсутствовал водный источник, то вместо хутора организовывался отруб.
Отрубом назывался участок земли, сведенный к одному месту взамен прежних чересполосных участков, но без усадьбы и воды.
То есть при отрубной форме владения землей все сельскохозяйственные угодья, также как и при хуторской форме, должны были быть размещены в одном компактном массиве. Однако усадьба хозяина оставалась в деревне. Не обязательно на отрубном участке должна была быть и вода.
Кроме того, если пашню стремились сводить в один компактный массив, в один обособленный участок, то все другие угодья (сенокос, пастбища, леса) могли разбиваться на свои особые отруба, не связанные с пахотным отрубом.
Следует отметить,
что в общем пользовании
Значительное внимание при организации хуторов и отрубов обращалось также и на форму их участков. Наиболее правильной признавалась прямоугольная форма, приближающаяся к квадратной. Углы не должны были быть меньшими 45°, а длина не могла превышать ширины более чем в 5 раз. Участки не должны были пересекаться дорогами, оврагами, речками и т. п. (рис. 2).
К групповому виду землеустройства относились такие землеустроительные действия, которые затрагивали систему (группу) землевладений без разбивки их на хутора и отруба в ходе землеустройства. Это были своего рода предпроектные проработки ко второму единоличному землеустройству, позволяющие создать территориальные условия для последующего выдела хуторов и отрубов.
Выдела поселков проводился в тех случаях, когда общинная земля не поддавалась разверстанию вследствие сопротивления части крестьян.
Но находилась группа хозяйств, которые желали обособиться от крупной общины и получить свои земли обособленно и ближе к усадьбам. В целях приближения земли эта группа требовала ее выдела. Земли выделялись определенному количеству хозяйств, которые, получив ее, переносили на нее свои усадебные постройки. Таким образом, образовывалось новое селение, новая община, но уже значительно более мелкого размера, чем материнская. Разверстание целых общин на поселки отличалось от вышеприведенного случая только тем, что община полностью, а не частично разбивалась на поселки.
Выдел частей селений или общин заключался в том, что части дворов селения из общего надела указывался и отводился обособленный земельный участок. Выдел земли части селения от выделов поселков из общины отличался тем, что при выделе поселка не только выделялась земля в один обособленный участок, но на этот участок переносились из селения и все постройки. Во втором случае в одно место сводилась только земля, усадьбы же оставались на прежнем месте в селении.
Раздел селений на части заключался в том, что земля всего селения дробилась на несколько более мелких частей, причем эти части образовывали самостоятельные мелкие общины. От разверстания на поселки эта работа отличалась тем, что, в первом случае, селение ликвидировалось и его усадебные постройки переносились на вновь отведенные участки; во втором случае, они оставались в прежнем селении, которое в земельном отношении после этой операции распадалось.
Выдел земли отдельным селениям сельских общин проводился в том случае, когда община включала в себя несколько селений. Наделяя каждое селение землей, землеустройство разрушало старую крупную земельную общину, создавая ряд новых, но уже более мелких.
Раздел угодий, находившихся в общем пользовании крестьян и частичных владельцев, а также раздел общих земель между помещиками и крестьянами проводился так. При реформе 1861 года землевладение крестьян оказалось целиком в руках помещиков, которые устраивали земли, исходя исключительно из своих собственных интересов, и не заботились об удобствах крестьянского хозяйства. В результате такого «поземельного устройства», земли помещиков и крестьян стали чересполосными. Кроме того, целый ряд земельных участков оказался в совместном пользовании помещиков и крестьян. Указанный вид работ преследовал задачу разделить эти участки общего пользования и разорвать прежнюю взаимозависимость владельцев.
Информация о работе Современное состояние и задачи землеустройства в РФ