Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 09:37, контрольная работа
Описание работы
Негативные последствия нерационального использования природных ресурсов, загрязнения окружающей среды накапливаются и создают чрезвычайные ситуации. Высокие уровни загрязнения всех компонентов окружающей среды и необходимость в детальной информации о состоянии биосферы заставляют вести постоянные наблюдения за содержанием тех или иных загрязняющих веществ в окружающей среде, то есть мониторинг и, в частности, мониторинг земель.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………………...3 1. Создание системы мониторинга земель………………………………………... 4 2.Содержание и структура мониторинга ………………………………………….6 3. Правовая, нормативная и экономическая база ………………………………..10 4. Негативные процессы на землю………………………………………………...14 Заключение………………………………………………………………………….18 Список использованных источников ……………………………………………..19
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Создание системы мониторинга земель………………………………………...
4
2.Содержание и структура мониторинга
………………………………………….6
3. Правовая, нормативная и экономическая
база ………………………………..10
4. Негативные процессы на землю………………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………………….18
Список использованных источников ……………………………………………..19
Введение
Возникновение 10000 лет назад
земледелия и животноводства привело
к быстрому росту населения, в результате
которого постепенно появились первые
крупные поселения. Затем произошли дальнейшие
революционные сдвиги в технологии добывания
пищи, здравоохранении и промышленности,
превратившие мизерное по началу население
земного шара в огромное технически оснащенное
общество, которому требуется все больше
сырья и энергии. В шестидесятые годы XX
века, когда люди впервые покинули планету,
появилась первая возможность взглянуть
на Землю из космоса, после чего все ясно
осознали, что возможности для роста населения
и ресурсы Земли не беспредельны. Итак,
экологи пришли к заключению, что Земля
– это космический корабль, оснащенный
всем необходимым для длительного полета,
но не имеющий никаких иных источников
энергии, кроме собственных, а также лучистой
энергии ближайшей звезды – Солнца. Считается,
что жизнь на Земле существует примерно
5 млрд. лет и нет никаких оснований опасаться,
что она не просуществует по крайней мере
еще столько же, если мы сами не уничтожим
ее.
Земельные ресурсы – одно из
самых важных богатств человечества. От
того, как распорядиться им, во многом
зависит благополучия нынешнего и судьба
будущего поколений.
Негативные последствия нерационального
использования природных ресурсов, загрязнения
окружающей среды накапливаются и создают
чрезвычайные ситуации.
Высокие уровни загрязнения
всех компонентов окружающей среды и необходимость
в детальной информации о состоянии биосферы
заставляют вести постоянные наблюдения
за содержанием тех или иных загрязняющих
веществ в окружающей среде, то есть мониторинг
и, в частности, мониторинг земель.
1 Создание системы
мониторинга земель
Мониторинг земель представляет
собой систему наблюдений за состоянием
земельного фонда для своевременного
выявления изменений, их оценки, прогноза,
предупреждения и устранения последствий
негативных процессов.
Идея глобального мониторинга
окружающей человека природной среды
и сам термин “мониторинг” появились
в 1971 г. в связи с подготовкой к проведению
Стокгольмской конференции ООН по окружающей
среде. На первом Межправительственном
совещании по мониторингу (Найроби, 1979г)
мониторингом было принято называть систему
повторных наблюдений одного или более
элементов окружающей природной среды
в пространстве и во времени с определенными
целями в соответствии с заранее подготовленной
программой.[8]
Объектами государственного
мониторинга земель являются все земли
в Российской Федерации. В зависимости
от целей наблюдения и наблюдаемой территории
государственный мониторинг земель может
быть федеральным, региональным и локальным.
Государственный мониторинг земель осуществляется
в соответствии с федеральными, региональными
и местными программами. Порядок осуществления
государственного мониторинга земель
устанавливается Правительством Российской
Федерации.[9]
Цель мониторинга является
информационное обеспечение, управление
природоохранной деятельностью и экологической
безопасностью.
Задачами государственного
мониторинга земель являются:
своевременное выявление изменений
состояния земель, оценка этих изменений,
прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении
и об устранении последствий негативных
процессов;
информационное обеспечение
ведения государственного земельного
кадастра, государственного земельного
контроля за использованием и охраной
земель, иных функций государственного
и муниципального управления земельными
ресурсами, а также землеустройства;
обеспечение граждан информацией
о состоянии окружающей среды в части
состояния земель.[9]
2 Содержание и
структура мониторинга
Содержание мониторинга земель
составление комплексных наблюдений,
изысканий, обследований, съемки, характеризующие
изменения:
природных ландшафтов, границ
и площадей административно-территориальных
образований, землепользований и землевладений;
состояния почв по обширному
набору параметров (водная эрозия, опустынивание,
деградация почв на пастбищах, подтопление,
заболачивание, переувлажнение, засоление,
зарастание, закустаривание пашни;
состояние почвенных агрегатов,
образование дефляционной бесструктурной
пылеватой поверхности, такыровидной
слитой поверхности почв;
запасы гумуса, кислотность,
содержание макро - и микроэлементов, остатков
пестицидов, тяжелых металлов, рассеянных
химических элементов, радиоактивных
элементов и других токсинов);
состояние геологической среды,
рельефа, гидрографической сети (формы
рельефа местности, вызванными подвижными
песками, оползнями, селевыми потоками,
землетрясениями, русловыми процессами
и т.д.; водный баланс, режимы химического,
гидробиологического состава подземных
вод, береговые линии морей, озер, заливов,
водохранилищ, лиманов и др.):
динамики процессов подтоплении,
заболачивания, затопления, осушения земель,
примыкающих к акваториям;
состояние территории, вызванные
криогенными процессами, нарушенными
землями, в том числе действующими и отработанными
карьерами, отвалами, терриконами, разрабатываемыми
и выработанными торфяниками, проседанием
земной поверхности под воздействием
водоотборов и обработки недр;
состояние земель, подверженных
негативному воздействию производственных
объектов (очистных сооружений промышленных
и сельскохозяйственных предприятий,
мелиоративных систем, транспорта, навозохранилищ,
площадок для компостирования удобрений,
свалок, складов ГСМ, складов сыпучих удобрений,
жидких удобрений, стоянок автотранспорта,
скотомогильников, мест захоронения радиоактивных,
физиологических активных химических
отходов производства).[10]
Структура мониторинга земель
определяется административно-территориальным
делением, использованием земель по их
целевому назначению.
Структура мониторинга земель
по административно-территориальной иерархии
имеет следующие уровни:
Мониторинг земель Российской
Федерации;
Мониторинг земель республик
в составе Российской Федерации,
Автономных областей и автономных
округов, краев и областей;
Мониторинг земель районов
и городов.
На каждом уровне административно-территориального
деления структура мониторинга земель
предусматривает следующие подсистемы,
соответствующие категориям земель:
Мониторинг земель сельскохозяйственного
назначения;
Мониторинг земель населенных
пунктов;
ониторинг земель объектов
промышленности, транспорта, связи, обороны
и иного назначения;
Мониторинг земель природоохранного,
оздоровительного, рекреационного и историко-культурного
назначения;
Мониторинг земель лесного
фонда;
Мониторинг земель водного
фонда;
Мониторинг земель запаса.
В зависимости от территориального
охвата различают глобальный, национальный,
региональный и локальный мониторинг
земель. Глобальный мониторинг земель
проводят в соответствии с Международной
геосферно-биосферной программой “Глобальные
изменения”. Он позволяет оценить современное
состояние всей природной системой Земли
с целью предупреждения о возникающих
экстремальных ситуаций. Наблюдение ведут
базовые станции в различных регионах
планеты, которые нередко располагаются
в биосферных заповедниках.
Национальный мониторинг осуществляется
в пределах государства специально созданных
органами.
Региональный мониторинг –
это слежение за процессами и явлениями
в пределах какого-то крупного региона,
где эти процессы и явления могут отличаться
и по природному характеру, и по антропогенным
воздействиям от базового фона, характерного
для всей биосферы. Он охватывает крупные
территории (север европейской части России,
зоны чернобыльской аварии и др.)
Локальный мониторинг земель
ведется на территориальном уровне, ниже
регионального, вплоть до территории отдельных
землепользований и элементарных структур
ландшафтно-экологических комплексов.
На основе характера изменения
состояния земель различают также фоновый
и импактный мониторинг.
Фоновый мониторинг это наблюдение
за состоянием земель, не подвергающихся
воздействию человека, его проводят в
биосферных заповедниках. Импактный мониторинг
это наблюдения за состоянием земель в
местах непосредственного воздействия
антропогенных фактов.[8]
По происхождению изменения
состояния земель мониторинг подразделяют
на:
Эволюционный (связанный с историческими
процессами развития);
Цикличный (связанный с суточными,
сезонными, годовыми или иными периодами
изменений природного характера);
Антропогенный (связанный с
человеческой деятельностью);
Чрезвычайный (связанный с промышленными
авариями, стихийными и экологическими
бедствиями и катастрофами и др.).
В зависимости от сроков и периодичности
проведения наблюдения за состоянием
земель мониторинги подразделяют на:
Базовые (исходные, фиксирующие
состояние объектов наблюдений на момент
начала ведения мониторинга земель);
Периодические (проводимые
через один год и более, т.е. с определенными
интервалами);
Оперативные (проводимые непрерывно);
Ретроспективные (исторический
анализ предшествующих наблюдений).
Цели и задачи мониторинга земель
обуславливают следующие принципы его
ведения:
Взаимной совместимости и сопоставимости
разнородных данных, который основан на
применении единых классификаторов, форматов,
данных нормативно-технической базы, единой
государственной системы координат и
высот. Это основной принцип ведения мониторинга земель;