Создание системы мониторинга земель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 09:37, контрольная работа

Описание работы

Негативные последствия нерационального использования природных ресурсов, загрязнения окружающей среды накапливаются и создают чрезвычайные ситуации.
Высокие уровни загрязнения всех компонентов окружающей среды и необходимость в детальной информации о состоянии биосферы заставляют вести постоянные наблюдения за содержанием тех или иных загрязняющих веществ в окружающей среде, то есть мониторинг и, в частности, мониторинг земель.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Создание системы мониторинга земель………………………………………... 4
2.Содержание и структура мониторинга ………………………………………….6
3. Правовая, нормативная и экономическая база ………………………………..10
4. Негативные процессы на землю………………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………………….18
Список использованных источников ……………………………………………..19

Файлы: 1 файл

Мониторинг земель.docx

— 35.73 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 
 
Введение……………………………………………………………………………...3 
1. Создание системы мониторинга земель………………………………………... 4 
2.Содержание и структура мониторинга ………………………………………….6 
3. Правовая, нормативная и экономическая база ………………………………..10 
4. Негативные процессы на землю………………………………………………...14 
Заключение………………………………………………………………………….18  
Список использованных источников ……………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Возникновение 10000 лет назад земледелия и животноводства привело к быстрому росту населения, в результате которого постепенно появились первые крупные поселения. Затем произошли дальнейшие революционные сдвиги в технологии добывания пищи, здравоохранении и промышленности, превратившие мизерное по началу население земного шара в огромное технически оснащенное общество, которому требуется все больше сырья и энергии. В шестидесятые годы XX века, когда люди впервые покинули планету, появилась первая возможность взглянуть на Землю из космоса, после чего все ясно осознали, что возможности для роста населения и ресурсы Земли не беспредельны. Итак, экологи пришли к заключению, что Земля – это космический корабль, оснащенный всем необходимым для длительного полета, но не имеющий никаких иных источников энергии, кроме собственных, а также лучистой энергии ближайшей звезды – Солнца. Считается, что жизнь на Земле существует примерно 5 млрд. лет и нет никаких оснований опасаться, что она не просуществует по крайней мере еще столько же, если мы сами не уничтожим ее.

Земельные ресурсы – одно из самых важных богатств человечества. От того, как распорядиться им, во многом зависит благополучия нынешнего и судьба будущего поколений.

Негативные последствия нерационального использования природных ресурсов, загрязнения окружающей среды накапливаются и создают чрезвычайные ситуации.

Высокие уровни загрязнения всех компонентов окружающей среды и необходимость в детальной информации о состоянии биосферы заставляют вести постоянные наблюдения за содержанием тех или иных загрязняющих веществ в окружающей среде, то есть мониторинг и, в частности, мониторинг земель.

 

 

 

1 Создание системы  мониторинга земель

 

Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Идея глобального мониторинга окружающей человека природной среды и сам термин “мониторинг” появились в 1971 г. в связи с подготовкой к проведению Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде. На первом Межправительственном совещании по мониторингу (Найроби, 1979г) мониторингом было принято называть систему повторных наблюдений одного или более элементов окружающей природной среды в пространстве и во времени с определенными целями в соответствии с заранее подготовленной программой.[8]

Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации. В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством Российской Федерации.[9]

Цель мониторинга является информационное обеспечение, управление природоохранной деятельностью и экологической безопасностью.

Задачами государственного мониторинга земель являются:

  • своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

  • информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

  • обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.[9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Содержание и  структура мониторинга

 

Содержание мониторинга земель составление комплексных наблюдений, изысканий, обследований, съемки, характеризующие изменения:

  • природных ландшафтов, границ и площадей административно-территориальных образований, землепользований и землевладений;

  • состояния почв по обширному набору параметров (водная эрозия, опустынивание, деградация почв на пастбищах, подтопление, заболачивание, переувлажнение, засоление, зарастание, закустаривание пашни;

  • состояние почвенных агрегатов, образование дефляционной бесструктурной пылеватой поверхности, такыровидной слитой поверхности почв;

  • запасы гумуса, кислотность, содержание макро - и микроэлементов, остатков пестицидов, тяжелых металлов, рассеянных химических элементов, радиоактивных элементов и других токсинов);

  • состояние геологической среды, рельефа, гидрографической сети (формы рельефа местности, вызванными подвижными песками, оползнями, селевыми потоками, землетрясениями, русловыми процессами и т.д.; водный баланс, режимы химического, гидробиологического состава подземных вод, береговые линии морей, озер, заливов, водохранилищ, лиманов и др.):

  • динамики процессов подтоплении, заболачивания, затопления, осушения земель, примыкающих к акваториям;

  • состояние территории, вызванные криогенными процессами, нарушенными землями, в том числе действующими и отработанными карьерами, отвалами, терриконами, разрабатываемыми и выработанными торфяниками, проседанием земной поверхности под воздействием водоотборов и обработки недр;

  • состояние земель, подверженных негативному воздействию производственных объектов (очистных сооружений промышленных и сельскохозяйственных предприятий, мелиоративных систем, транспорта, навозохранилищ, площадок для компостирования удобрений, свалок, складов ГСМ, складов сыпучих удобрений, жидких удобрений, стоянок автотранспорта, скотомогильников, мест захоронения радиоактивных, физиологических активных химических отходов производства).[10]

Структура мониторинга земель определяется административно-территориальным делением, использованием земель по их целевому назначению.

Структура мониторинга земель по административно-территориальной иерархии имеет следующие уровни:

  • Мониторинг земель Российской Федерации;

  • Мониторинг земель республик в составе Российской Федерации,

  • Автономных областей и автономных округов, краев и областей;

  • Мониторинг земель районов и городов.

На каждом уровне административно-территориального деления структура мониторинга земель предусматривает следующие подсистемы, соответствующие категориям земель:

    • Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;

    • Мониторинг земель населенных пунктов;

    • ониторинг земель объектов промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;

    • Мониторинг земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

    • Мониторинг земель лесного фонда;

    • Мониторинг земель водного фонда;

    • Мониторинг земель запаса.

В зависимости от территориального охвата различают глобальный, национальный, региональный и локальный мониторинг земель. Глобальный мониторинг земель проводят в соответствии с Международной геосферно-биосферной программой “Глобальные изменения”. Он позволяет оценить современное состояние всей природной системой Земли с целью предупреждения о возникающих экстремальных ситуаций. Наблюдение ведут базовые станции в различных регионах планеты, которые нередко располагаются в биосферных заповедниках.

Национальный мониторинг осуществляется в пределах государства специально созданных органами.

Региональный мониторинг – это слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то крупного региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы. Он охватывает крупные территории (север европейской части России, зоны чернобыльской аварии и др.)

Локальный мониторинг земель ведется на территориальном уровне, ниже регионального, вплоть до территории отдельных землепользований и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов.

На основе характера изменения состояния земель различают также фоновый и импактный мониторинг.

Фоновый мониторинг это наблюдение за состоянием земель, не подвергающихся воздействию человека, его проводят в биосферных заповедниках. Импактный мониторинг это наблюдения за состоянием земель в местах непосредственного воздействия антропогенных фактов.[8]

По происхождению изменения состояния земель мониторинг подразделяют на:

  • Эволюционный (связанный с историческими процессами развития);

  • Цикличный (связанный с суточными, сезонными, годовыми или иными периодами изменений природного характера);

  • Антропогенный (связанный с человеческой деятельностью);

  • Чрезвычайный (связанный с промышленными авариями, стихийными и экологическими бедствиями и катастрофами и др.).

В зависимости от сроков и периодичности проведения наблюдения за состоянием земель мониторинги подразделяют на:

    • Базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель);

    • Периодические (проводимые через один год и более, т.е. с определенными интервалами);

    • Оперативные (проводимые непрерывно);

    • Ретроспективные (исторический анализ предшествующих наблюдений).

Цели и задачи мониторинга земель обуславливают следующие принципы его ведения:

    • Взаимной совместимости и сопоставимости разнородных данных, который основан на применении единых классификаторов, форматов, данных нормативно-технической базы, единой государственной системы координат и высот. Это основной принцип ведения мониторинга земель;

Информация о работе Создание системы мониторинга земель