Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 09:37, контрольная работа
Описание работы
Негативные последствия нерационального использования природных ресурсов, загрязнения окружающей среды накапливаются и создают чрезвычайные ситуации. Высокие уровни загрязнения всех компонентов окружающей среды и необходимость в детальной информации о состоянии биосферы заставляют вести постоянные наблюдения за содержанием тех или иных загрязняющих веществ в окружающей среде, то есть мониторинг и, в частности, мониторинг земель.
Содержание работы
Введение……………………………………………………………………………...3 1. Создание системы мониторинга земель………………………………………... 4 2.Содержание и структура мониторинга ………………………………………….6 3. Правовая, нормативная и экономическая база ………………………………..10 4. Негативные процессы на землю………………………………………………...14 Заключение………………………………………………………………………….18 Список использованных источников ……………………………………………..19
Единство методов и технологий,
согласованность ведения мониторинга земель;
Достоверности и точности -
соответствия данных мониторинга земель
фактическому состоянию и использованию
земельного фонда;
Полноты сведений мониторинга
– информация должна быть полной и достаточной
для решения конкретных задач.
Непрерывности ведения мониторинга
земель.
Наглядности (использование
карт, атласов, схем).
Доступности (за исключением
сведений, составляющих государственную
или коммерческую тайну).
Экономичности и эффективности
(применение методов, технологий, способов,
обеспечивающих получение, систематизацию
и хранение данных мониторинга земель).
3. Правовая, нормативная
и экономическая база
Правовое обеспечение охраны
окружающей среды и здоровья человека
от воздействия загрязняющих веществ
реализуется различными отраслями законодательства:
конституционного, гражданского, уголовного,
административного, здравоохранительного,
природоохранительного, природоресурсного,
а также нормативно - правовыми актами,
международными конвенциями и соглашениями,
ратифицированными Россией.
Конституцией России закреплено
право каждого гражданина на благоприятную
окружающую среду, достоверную информацию
о ее состоянии и на возмещение ущерба,
причиненного его здоровью или имуществу
экологическим правонарушением.
Основы законодательства Российской
Федерации об охране здоровья граждан
от 22 июля 1993 г. наряду с регулированием
административных отношений обеспечивают
защиту экологических прав граждан: гарантируют
право на охрану здоровья граждан, права
на информацию о факторах, влияющих на
здоровье. Особо закреплены права граждан
на охрану здоровья в неблагополучных
районах и права граждан на обжалование
действий государственных органов и должностных
лиц в области охраны здоровья.
Закон Российской Федерации
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения" от 19 апреля 1991 г. регулирует
отношения по обеспечению такого состояния
здоровья и среды обитания людей (условия
работы, учебы, быта, отдыха, проживания
и т.п.), при которых отсутствует вредное
влияние факторов среды на организм человека
и созданы благоприятные условия для его
жизнедеятельности. Основная ответственность
за это возлагается на государство в лице
законодательной и исполнительной власти.
Однако закон исходит также из того, что
обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия населения - составная часть
управленческой, социальной и производственной
деятельности всех государственных органов,
предприятий, общественных объединений.
Закон возлагает на предприятия
обязанность осуществления производственного,
санитарного и экологического контроля
с целью предотвращения загрязнения окружающей
среды, обеспечения безопасных условий
труда, выпуска продукции, не причиняющей
вреда здоровью человека, и др.
Систему экологического законодательства
возглавляет Закон РСФСР "Об охране
окружающей природной среды" от 19 декабря
1991 г. Впервые в истории российского законодательства
данным законом провозглашается право
граждан на охрану здоровья от неблагоприятного
воздействия окружающей природной среды,
вызванного хозяйственной или иной деятельностью,
авариями, катастрофами, стихийными бедствиями.
Предприятия, учреждения, организации
и граждане, причинившие вред окружающей
природной среде, здоровью и имуществу
граждан, народному хозяйству загрязнением
окружающей природной среды, порчей, уничтожением,
повреждением, нерациональным использованием
природных ресурсов, разрушением естественных
экологических систем и другими экологическими
правонарушениями, обязаны возместить
его в полном объеме.[3]
Федеральный закон "Об экологической
экспертизе" от 19 июля 1995 г. направлен
на реализацию конституционного права
граждан России на благоприятную окружающую
среду посредством предупреждения негативных
воздействий хозяйственной и иной деятельности
на окружающую среду.
Закон Российской Федерации
"Об основах градостроительства в Российской
Федерации" от 14 июля 1992 г. устанавливает
целенаправленную деятельность государства
по формированию благоприятной среды
обитания населения и предусматривает
основные направления градостроительной
деятельности: ее организацию с учетом
состояния окружающей среды; экологически
безопасное развитие городов, других поселений
и их систем, обеспечивающее реализацию
прав граждан на укрепление здоровья,
гармоничное физическое и духовное развитие;
рациональное землепользование, охрану
природы, ресурсосбережение, защиту территории
от опасных техногенных процессов.
В Российской Федерации до сих
пор действует Закон РСФСР "Об охране
атмосферного воздуха" от 14 июля 1982
г., который во многом противоречит новому
российскому природоохранному законодательству,
и не может явиться средством, применяемым
для разрешения проблем загрязнения атмосферного
воздуха в России.
Земельный кодекс Российской
Федерации ставит своей задачей регулирование
земельных отношений в целях рационального
использования земель и их охраны, воспроизводства
плодородия почв, сохранения и улучшения
природной среды. Понятие "охрана земель"
включает в себя, в том числе, и защиту
земель от загрязнения отходами производства,
химическими веществами.
Административным кодексом
Российской Федерации установлена административная
ответственность за различные нарушения
в области охраны окружающей среды: превышение
нормативов ПДВ или временно согласованных
выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;
превышение нормативов предельно допустимых
вредных физических воздействий на атмосферный
воздух; выброс загрязняющих веществ в
атмосферу без разрешения специально
уполномоченных на то государственных
органов и др.
Уголовным кодексом Российской
Федерации, принятым 13 июня 1996г. и вводимым
в действие с 1 января 1997г., предусмотрена
уголовная ответственность за экологические
преступления.
Конституция Российской Федерации
устанавливает, что "общепризнанные
принципы и нормы международного права
и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью
ее правовой системы. Если международным
договором Российской Федерации установлены
иные правила, чем предусмотренные законом,
то применяются правила международного
договора".
К числу важнейших международных
соглашений, ратифицированных Россией,
относятся Конвенция о трансграничном
загрязнении воздуха на большие расстояния
(1979г) и Базельская конвенция о контроле
за трансграничной перевозкой опасных
отходов и их удалением (1989г). В соответствии
с Законом "О ратификации Базельской
конвенции о контроле за трансграничной
перевозкой опасных отходов и их удалением"
от 25 ноября 1994г., Постановлением Правительства
Российской Федерации от 1 июля 1995г. №
670 "O первоочередных мерах по выполнению
Федерального закона "О ратификации
Базельской конвенции о контроле за трансграничной
перевозкой опасных отходов и их удалением",
постановлением Правительства Российской
Федерации от 1 июля 1996г. № 766 "О государственном
регулировании и контроле трансграничных
перевозок опасных грузов", которым
утверждено Положение о государственном
регулировании трансграничных перевозок
опасных отходов, Россия запретила импорт
и транзит отходов, содержащих соединения
свинца, а трансграничные перевозки съема
свинцового, изгари свинцовой, шлама свинцового
и свинецсодержащих отходов и экспорт
отходов, содержащих соединения свинца,
подлежат государственному регулированию.
Материалы по предупреждению
воздействия выбросов автотранспорта,
работающего на этилированном бензине,
появились почти полвека назад. В 1947г.
Всесоюзной госсанинспекцией были утверждены
"Правила по хранению, перевозке и применению
этилированного бензина".
4. Негативные процессы
на землю.
Обострение глобальной экологической
ситуации: потепление климата, разрушение
озонового слоя атмосферы, опустынивание
- является результатом ухудшения экологической
обстановки в конкретных странах и регионах
мира, где наиболее сильно загрязнение
окружающей среды.
Под загрязнением окружающей
среды понимают любое внесение в ту или
иную экологическую систему не свойственных
ей живых или неживых компонентов, физических
или структурных изменений, прерывающих
или нарушающих процессы круговорота
и обмена веществ, потоки энергии со снижением
продуктивности или разрушением данной
экосистемы.
Загрязнение земель - это попадание
и накопление на поверхности земли различных
физических, химических, механических
и биологических веществ, обладающих различной
степенью вредности и вызывающих существенные
негативные изменения земельных ресурсов,
вплоть до деградации.
Загрязнитель - любой физический
агент, химическое вещество или биологический
вид (вирус, микроорганизм), поступающий
в окружающую среду или возникающий в
ней в количестве, вызывающем загрязнение
среды.
Источниками загрязнения являются
промышленность, сельское хозяйство, транспорт,
теплоэнергетика, хозяйственно-бытовые.
Различают загрязнители стойкие
(не разлагающиеся, или медленно разлагающиеся,
такие как стекло, фенольные соединения
и др.) и нестойкие (быстро разлагающиеся,
такие как нитраты, бытовые сточные воды,
органические вещества и другие, разрушающиеся
под воздействием биологических процессов).
Различают также точечные и рассредоточенные
источники загрязнения, а также источники
загрязнения непрерывного и периодического
действия.
По степени негативного воздействия
на почву, растения, животных и человека
загрязняющие вещества классифицируются
на высоко-опасные (мышьяк, ртуть, фтор
и др.), умеренно-опасные (кобальт, молибден,
хром и др.) и малоопасные (барий, марганец,
стронций и др.).
Наиболее масштабным и значительным
является химическое загрязнение среды
несвойственными ей веществами химической
природы. Среди них - газообразные и аэрозольные
загрязнители промышленно-бытового происхождения.
Прогрессирует и накопление углекислого
газа в атмосфере. Дальнейшее развитие
этого процесса будет усиливать нежелательную
тенденцию в сторону повышения среднегодовой
температуры на планете. Вызывает тревогу
у экологов и продолжающееся загрязнение
Мирового океана нефтью и нефтепродуктами,
достигшее уже 1/5 его общей поверхности.
Не вызывает сомнений и значение химического
загрязнения почвы пестицидами и ее повышенная
кислотность, ведущая к распаду экосистемы.
В целом все рассмотренные факторы, которым
можно приписать загрязняющий эффект,
оказывают заметное влияние на процессы,
происходящие в биосфере.
В основном существуют три основных
источника загрязнения атмосферы: промышленность,
бытовые котельные, транспорт. Для каждого
из этих источников в общем загрязнении
воздуха сильно различается в зависимости
от места. Сейчас общепризнанно, что наиболее
сильно загрязняет воздух промышленное
производство. Источники загрязнений
- теплоэлектростанции, которые вместе
с дымом выбрасывают в воздух сернистый
и углекислый газ; металлургические предприятия,
особенно цветной металлургии, которые
выбрасывают в воздухоксилы азота, сероводород,
хлор, фтор, аммиак, соединения фосфора,
частицы и соединения ртути и мышьяка;
химические и цементные заводы. Вредные
газы попадают в воздух в результате сжигания
топлива для нужд промышленности, отопления
жилищ, работы транспорта, сжигания и переработки
бытовых и промышленных отходов. Атмосферные
загрязнители разделяют на первичные,
поступающие непосредственно в атмосферу,
и вторичные, являющиеся результатом превращения
последних. Так, поступающий в атмосферу
сернистый газ окисляется до серного ангидрида,
который взаимодействует с парами воды
и образует капельки серной кислоты. При
взаимодействии серного ангидрида с аммиаком
образуются кристаллы сульфата аммония.
Подобным образом, в результате химических,
фотохимических, физико-химических реакций
между загрязняющими веществами и компонентами
атмосферы, образуются другие вторичные
признаки. Основным источником пирогенного
загрязнения на планете являются тепловые
электростанции, металлургические и химические
предприятия, котельные установки, потребляющие
более 70% ежегодно добываемого твердого
и жидкого топлива.
Основными вредными примесями
пирогенного происхождения являются следующие:
Оксид углерода получается
при неполном сгорании углеродистых веществ.
В воздух он попадает в результате сжигания
твердых отходов, с выхлопными газами
и выбросами промышленных предприятий.
Оксид углерода является соединением,
активно реагирующим с составными частями
атмосферы способствует повышению температуры
на планете, и созданию парникового эффекта.
Сернистый ангидрид выделяется
в процессе сгорания серосодержащего
топлива или переработки сернистых руд.
Часть соединений серы выделяется при
горении органических остатков в горнорудных
отвалах.
Серный ангидрид образуется
при окислении сернистого ангидрида. Конечным
продуктом реакции является аэрозоль
или раствор серной кислоты в дождевой
воде, который подкисляет почву, обостряет
заболевания дыхательных путей человека.