Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 12:15, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ законодательства Российской Федерации и субъектов Федерации о бесплатном предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также из земель, находящихся в частной собственности. Вопросы, связанные с бесплатным приобретением прав на земельные участки государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными предприятиями нами не рассматриваются.
Введение 2
Глава 1. Условия бесплатного приобретения гражданами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности…………………………………………………………………….4
1.1. Основания бесплатного приобретения гражданами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. 4
1.2. Граждане, имеющие право на бесплатное приобретение земельных участков в собственность 8
1.3. Органы, осуществляющие предоставление земельных участков 24
Глава 2. Порядок предоставления земельных участков 29
Глава 3. Условия бесплатного приобретения прав на земельные участки, находящиеся в частной собственности 35
Заключение. 36
Список использованной литературы. 37
и) члены семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий имеют право на бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного или фермерского хозяйства, а также преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан. Названные льготы предоставляются с момента исключения указанных военнослужащих из списков воинских частей (п. 3 ст. 21);
к) члены семей погибших в Великой
Отечественной войне лиц из числа
личного состава групп
В соответствии с ФЗ от 09.01.1997 г. N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" право на бесплатное получение в собственность земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, дач и под садово-огородные хозяйства площадью 0,08 га в городах и поселках городского типа и 0,25 га в сельской местности имеют граждане Российской Федерации, удостоенные звания Героя Социалистического Труда либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней (полные кавалеры ордена Трудовой Славы)(п. 4 ст. 3).
В соответствии с Законом РФ от 15.01.1993 г. N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" право на бесплатное получение в собственность земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, дач, под садово-огородные и личные подсобные хозяйства в размерах, устанавливаемых в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, но не менее чем 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности имеют Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы (п. 4 ст. 5).
В соответствии с ФЗ от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих":
- военнослужащие - граждане, проходящие
военную службу по контракту,
общая продолжительность
- военнослужащие - граждане, проходящие
военную службу по контракту,
общая продолжительность
Названным лицам земельные участки предоставляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
- для индивидуального жилищного
строительства, ведения
- для ведения крестьянского
(фермерского) хозяйства после
увольнения с военной службы -
по нормам, установленным законами
и иными нормативными
Иные случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность гражданам, а также категории граждан, имеющих право на данную льготу, могут быть установлены законами субъектов РФ (п. 2 ст. 28 ЗК РФ).
Например, Законом Ярославской области от 15.10.2003 г. N 49-З "О бесплатном предоставлении гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" установлено, что помимо случаев, установленных ЗК РФ, федеральными законами, правом на однократное бесплатное приобретение земельных участков в собственность обладают граждане, имеющие в фактическом пользовании земельные участки для индивидуального жилищного строительства и эксплуатации индивидуальных жилых домов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и пользовавшиеся ими до введения в действие ЗК РФ (ст. 1).
В соответствии со ст. 11 Закона г. Москвы от 14.05.2003 г. N 27 "О землепользовании и застройке в городе Москве" граждане имеют право однократно бесплатно приобрести в собственность земельные участки, на которых находились разрушенные при пожаре, в результате стихийных бедствий, ветхости жилые дома при условии начала строительства на этих земельных участках новых индивидуальных жилых домов в течение трех лет с момента утраты прежних жилых домов.
Согласно ст. 14 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 г. N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно на территории Краснодарского края осуществляется для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства или садоводства (по выбору гражданина) следующим категориям граждан, постоянно проживающим на территории Краснодарского края:
- участникам Великой
- гражданам, подвергшимся
- гражданам, нуждающимся в
- гражданам - собственникам жилых
зданий и строений, приобретшим
их, в том числе в порядке
наследования, у детей, супругов,
родителей, родных братьев и
сестер, в случаях, если указанные
жилые здания и строения
В соответствии со ст. 5 Закона Кемеровской области от 18.07.2002 г. N 56-ОЗ "О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области" установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут однократно бесплатно предоставляться в собственность граждан в следующих случаях:
1) при организации крестьянского
(фермерского) хозяйства
- гражданам в течение десяти
лет с момента окончания ими
образовательного учреждения
- гражданам, уволенным
- в местах традиционного
- в иных случаях, установленных действующим законодательством;
2) для садоводства,
- гражданам, указанным в п. 1;
- многодетным малоимущим семьям;
- инвалидам II и III групп;
- семьям, имеющим в своем составе ребенка-инвалида;
- гражданам в течение трех
лет с момента окончания ими
образовательного учреждения
- участникам Великой
- труженикам тыла;
- ветеранам труда;
- гражданам, подвергшимся
- гражданам, лишившимся жилья
в результате стихийных
- в иных случаях, установленных действующим законодательством.
Предоставление земельных
Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ, п. 1 ст. 16 ЗК РФ). Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ФЗ от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".
В федеральной собственности
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125, п. 3 ст. 214 ГК РФ). Под органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов следует понимать прежде всего соответствующие органы исполнительной власти, хотя рассматриваемые правила ГК РФ и не исключают возможности реализации указанных правомочий также представительными органами государственной власти.
На уровне Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные права в соответствии со своей компетенцией прежде всего Правительство РФ, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, отраслевые федеральные органы исполнительной власти. Среди правовых актов, определяющих статус указанных органов, следует назвать прежде всего Конституцию РФ, ФКЗ от 17.12.1997 г. "О Правительстве Российской Федерации". Отдельные вопросы правомочий Правительства РФ решаются в федеральных законах, постановлениях Правительства РФ. Основы правового положения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и отраслевых федеральных органов исполнительной власти установлены в положениях об этих органах. Постановлениями Правительства РФ Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом и отраслевым федеральным органам исполнительной власти могут предоставляться и другие правомочия. В некоторых случаях правомочия федеральных органов исполнительной власти могут быть предусмотрены федеральными законами (см., например, ФЗ от 10.01.2003 г. "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Правительство РФ может делегировать
определенные полномочия в отношении
объектов федеральной собственности
не только федеральным органам